В пятый день ХII Зимней школы преподавателя, руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на панельной дискуссии, каким должен быть современный преподаватель, какими компетенциями должен обладать.
Современный преподаватель: какой он?
В начале дискуссии эксперты обсудили, какими качествами и компетенциями обладает современный преподаватель.
Зима Елена, начальник Центра качества образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого рассказала, какие сегодня требования со стороны университетов к преподавателям.
«Требования к компетенциям преподавателя в настоящее время определяется несколькими важными составляющими: быстрая смена технологий, очень большая информационная нагрузка и работа с несколькими поколениями. Понятно, что он должен быть профессионалом своего дела и владеть основами педагогического мастерства. Но, кроме этого, преподаватель должен отслеживать тренды в своей предметной области, быть практикоориентированным; должен уметь «приземлить» материал своей дисциплины к конкретной ситуации профессиональной деятельности будущего специалиста, т.е. разбирать учебный материал на примере конкретных кейсов, а также уметь вовлечь студента в образовательный процесс».
Разумова Юлия, доктор экономических наук, доцент, заместитель проректора по академической политике Владивостокского государственного университета добавила какими еще компетенциями, помимо профессиональных, должен обладать преподаватель.
«Помимо профессиональных компетенций, у преподавателя должны быть компетенции организаторские, он должен быть способен к воспитательной работе, должен обладать серьезными деловыми качествами, уметь управлять собой».
Андреянова Инна, начальник Управления развития компетенций Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого отметила, что понятие термина преподаватель сегодня трансформируется: у преподавателя появляется несколько ролей.
«Понимание термина преподаватель сегодня очень трансформируется. Получается, что сегодня преподаватель является коммуникатором, мостиком между администрацией университета и студентами. У студентов есть свои понятные представления о преподавательском процессе и личности преподавателя, и преподавателю нужно знать видение студентов и следовать ему».
Эксперт подчеркнула, что часто преподаватели не успевают за изменениям. Это связано с коммуникативным разрывом между администрацией вуза и преподавателями.
«Сегодня наблюдается коммуникационно-стратегический разрыв между преподавателями и администрацией. Администрация старается бежать быстро, набирая скорости, выполняя задачи и показатели, а преподавательское сообщество не находится в этой стратегической среде и не понимает, куда движется, мир, страна, академическое сообщество».
Универсальные компетенции преподавателя
Савка Ольга, кандидат исторических наук, доцент, начальник учебно-методического управления МИРЭА — Российского технологического университета поделилась мнением, насколько сегодня компетенции преподавателя должны быть универсальными.
«На сегодняшний день я глубоко убеждена в том, что преподавательские компетенции должны быть универсальными. Преподаватель это тот человек, который должен гибко реагировать на все изменения, которые происходят. Мы все являемся в первую очередь примером для подрастающего поколения».
Разумова Юлия (ВВГУ) поддержала коллегу и отметила, что преподаватель сегодня должен успевать многое:
«Современный преподаватель универсален, тут спора нет, это осьминог и вертолет в одном лице. Преподавателю нужно успеть сделать огромное количество дел — подготовить занятие, провести его, проверить результаты, подготовить статью, руководить научной работой студента, самому писать публикации».
Спикер добавила, какими качествами необходимо обладать преподавателю:
«Преподаватель должен быть личность, интеллигентным, образованным, грамотным человеком и он должен нести эту культуру в студенческую аудиторию. Мое кредо — не спускать до уровня студента, а поднимать его до своего уровня».
Эксперт также поделилась с коллегами опытом, как не выгорать, когда много задач:
«Мой личный — рецепт это жесткий тайм-менеджмент. Приезжая домой, я выделяю время на свои личные дела и интересы, чтобы переключиться, потому что по-другому никак».
Рынок академического труда
Спикеры обсудили, как устроен современный рынок академического труда. Много ли преподавателей уходят из профессии, много ли приходят молодых.
«Рынок стал более гибким, потому что появились дистанционные контракты, которые позволяют людям работать на расстоянии. Университет ищет себе сотрудников для того, чтобы закрыть определенную вакансию с определенными задачами. В рейтинге задач исследовательская может быть на первом месте, а может быть менеджерская, когда кандидат должен быть и доктором наук и уметь управлять образовательной структурой. В этом случае, кандидат будет диктовать условия. Если преподаватель сам ищет работу — то тут тоже зависит все от целей и задач. Сейчас искать работу и сотрудников легче», — рассказала Андреянова Инна (НовГУ).
Савка Ольга (МИРЭА) подчеркнула, что в разных вузов по-разному оценивают компетенции преподавателей при приеме на работу:
«У каждого вуза есть своя специфика при проведении конкурса для преподавателей. Кто-то заочно оценивает, смотрит список публикаций, методических пособий, перечень дисциплин, которые ведет преподаватель. Но есть и другие способы, когда смотрят запись лекции преподавателя, его оценочные материалы, насколько творчески подходит к работе преподаватель. В первую очередь, преподаватель должен обладать личностными навыками, обладать гибкими навыками, которые мы требуем от студентов».
Эксперт также рассказала, насколько компетентность преподавателя связана с его возрастом и стажем:
«На сегодняшний день такой корреляции нет, сегодня современным преподавателем может быть и зрелый человек. Здесь опять на первое место выходят личностные навыки. Есть очень креативные молодые преподаватели, которые приходят и с первой минуты захватывают аудиторию и студенты их любят. И молодой преподаватель может быть компетентным и зрелым в своей профессии, так и зрелый преподаватель не всегда может быть на волне со студентами и удерживать их внимание».
«Если преподаватель зрелого возраста, но он для университета создает такое количество ценностей, что и молодым даст фору, то на графу возраст никто не смотрит. Те, кто приходит в эту сферу, должны понимать, что они должны нести определенные бонусы университету», — также поделилась мнением Разумова Юлия (ВВГУ).
Эксперты также обсудили мобильность преподавателей. Насколько правильно профессионально развиваться в своем учебном заведении или лучше переходить из одного вуза в другой.
«По собственному опыту могу сказать, что смена работы — это развитие, в большинстве случаях. Человек будет находиться в новых условия, частично в новых требованиях, в новом окружении и с новыми ресурсами, — это нужно будет правильно использовать для своего развития. В моем представлении, развитие все еще связано с живой коммуникацией, поэтому для развития необходима академическая мобильность», — отметила Андреянова Инна (НовГУ).
Зима Елена (СПбПУ) отметила, что кадровая мобильность преподавателей сильно ограничено. Как правило, преподаватели привыкают к одному учебному заведения, и чувствую себя некомфортно при смене места работы.
«Кадровое нормативное правовое регулирование в системе высшего образования хоть и строгое в части процедурных вопросов, но достаточно рамочное в отношении требований к квалификации, что во много восполняется академической культурой образовательной организации. Кадровая мобильность российских преподавателей ограничена по сравнению с другими отраслями экономики, поскольку преподавателям свойственно быть приверженными академической культуре своего вуза. Смена места работы, как правило, определяется какими-то объективными внешними причинами (смена места жительства, приглашение для проведения научных исследований и пр.), а не простым желанием поискать себе место получше. Преподаватель, привыкая к академической культуре своего вуза, будет чувствовать себя менее комфортно в новой среде, нежели любой другой специалист».
Образ преподавателя завтрашнего дня
В завершении обсуждения эксперты поделились видением преподавателя завтрашнего дня.
Андреянова Инна (НовГУ) отметила, что преподавателю необходимо быть в медиаполе:
«Искусственный интеллект не заменит преподавателя, хотя технологии развиваются быстро. У преподавателя должен быть цифровой двойник, страница в соцсетях это и есть двойник. Преподаватель также должен быть медиаэкспертом, должен понимать, что он человек публичный, он представляет университет и государство, поэтому нужно понимать, что ты несешь в аудиторию».
Зима Елена (СПбПУ) рассчитывает на то, что искусственный интеллект освободит преподавателей от рутинной работы:
«В будущем, когда искусственный интеллект получит достойное развитие, все рутинные функции будут выполняться именно им и преподаватель станет человеком, для которого педагогическая деятельность станет его хобби».
Савка Ольга (МИРЭА) считает, что преподаватель будущего должен уметь коммуницировать в цифровой среде:
«Преподаватель завтрашнего дня это преподаватель, который обладает цифровыми компетенциями, при этом, цифровая этика должна быть на первом месте. Он должен уметь коммуницировать в цифровой среде, в то же время показывать паритет — иметь лидерские качества, быть подкованным в нормативном плане, ориентироваться на нравственные ценности студента».
«На мой взгляд преподаватель будущего имеет минимум обязанностей по документообороту и университетской бюрократии, и имеет максимум возможностей для творчества, инновационного развития, для применения прогрессивных инструментов в педагогическом, научном треке», — завершила Разумова Юлия (ВВГУ).