21 февраля прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Современная библиотека и цифровая трансформация образования», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Книгообеспеченность для образовательных программ среднего профессионального образования: федеральные списки, рекомендации ПООП, специальная литература». Спикеры обсудили, как в колледжах отбирают литературу для профессиональных модулей, а также, какие аналитические данные и отчеты по цифровым ресурсам приоритетны для библиотеки.
Специфика библиотеки колледжа
В чем специфика библиотечной деятельности в колледжах и техникумах? Отличается ли библиотека колледжа от университетской библиотеки?
Орлова Надежда, сотрудник библиотеки Нижнетагильского педагогического колледжа № 2, рассказала, что библиотека — ключевое звено создания единой информационной среды.
«Ключевым звеном создания единой информационной среды колледжа сегодня является библиотека колледжа. Библиотека является значимой структурой колледжа, она способна не только качественно сопровождать учебный процесс, но и создавать участникам процесса возможность для познания и саморазвития».
Эксперт рассказала о трансформации и переименовании библиотеки: «Наша библиотека была переименована в медиатеку, произошла трансформация. Подключение к Образовательной платформе "Юрайт" помогло нам в этом. Наша библиотека располагает многопрофильным фондом печатных изданий, у нас есть периодические издания, и электронные учебники».
Спикер поделилась, что стало главным фактором эффективности библиотеки:
«Библиотека не только сопровождает учебный процесс, но и является ресурсной базой для получения профессионального образования. Внедрение новых информационных технологий стало главным фактором повышения эффективности и качества обслуживания посетителей библиотеки».
Учебный контент
Эксперты поделились, как отбирают учебный контент, что делают, если современной литературы по специальности нет.
Забарная Ольга, сотрудник библиотеки Каменск-Уральского политехнического колледжа, рассказала, какие форматы учебного контента представляются оптимальными с точки зрения практикоориентированности.
«С точки зрения практикоориентированности оптимальным форматом являются электронные курсы. Они включают в себя лекции, практический раздел, где надо выполнить то или иное действие по пройденному материалу, а в конце необходимо сдать экзамен или пройти тест, что является доказательством умения применять эти знания на практике».
Эксперт рассказала, как в колледже отбирают учебный контент для профессиональных модулей.
«Отбирать контент достаточно сложно, особенно для узких специальностей, поскольку есть издания, которые не издаются, они редкие. Мы используем также электронные форматы, библиотеки, преподаватели также отбирают определенные лекции, которые наработали за все время. Информации хватает, но хотелось бы больше и более современную».
«У нас с преподавателями постоянно общение, если что-то необходимо, мы договариваемся», — добавила спикер.
Ковалева Надежда, заведующая библиотекой Калачеевского аграрного техникума, поделилась, что делать в случае отсутствия современной литературы.
«Книгообеспеченность по профессиональным модулям очень слаба. Мы выходим из этой ситуации по-разному. Иногда используем спецлитературу 80–90–х годов выпуска, часто используем ее как дополнительную. В основном, преподаватель работает с большим количеством литературы, и из многих учебников выбирает подходящие темы и разделы».
Ковалева Надежда (Калачеевский аграрный техникум) рассказала, какие еще есть проблемы в книгообеспеченности, на что стоит обратить снимание: «Наибольшие трудности в комплектовании заключаются в том, что вся литература должна соответствовать ГОСТу и нормативно-правовым актам. Это очень трудно, потому что литература стоит дорого, приходится выбирать электронные ресурсы».
Студенты и рекомендуемая литература
Эксперты обсудили, как вовлекать студентов в изучение рекомендуемой литературы.
Кузнецова Юлия, заведующая библиотекой Ревдинского педагогического колледжа, преподаватель 1КК, отметила, что сегодня студентам проще найти быстро информацию в интернете.
«Сегодня огромное количество информации, которая представлена в различном виде. Мы часто сталкиваемся с тем, что студенты не используют литературу, которую рекомендует преподаватель, а предпочитают использовать различные интернет-источники, сайты, потому что быстро могут найти ответ на свой вопрос».
Эксперт рассказала, как библиотека формирует список рекомендуемой литературы для студентов: «Мы включаем в список рекомендуемой литературы различные цифровые издания, так как студентам комфортней работать с электронным изданием, а не печатным. Мы используем различные индивидуальные задания по различным темам с использованием конкретного источника, где студент может найти ответ».
Спикер также поделилась опытом, как привлечь внимание студентов к литературе: «Для привлечения внимания студентов к списку рекомендованной литературы мы также предоставляем краткую аннотацию к каждому источнику, чтобы студент смог оценить и проанализировать, о чем в том или ином издании пойдет речь».
Преподаватели и ЭБС
Спикеры поделились опытом, как мотивировать преподавателей использовать ресурсы ЭБС.
Орлова Надежда (Нижнетагильский педагогический колледж № 2) отметила, что сотрудники библиотеки показывают все возможности преподавателям:
«Мы показываем преподавателям возможности ЭБС. Показав возможности, применив их, они продолжают их использовать».
Кузнецова Юлия (Ревдинский педагогический колледж) рассказала, что библиотека проводит для преподавателей семинарские занятия, где рассказывает о возможностях ресурса:
«Мы проводим семинарские занятия именно с преподавателями. Сначала проводим теоретическую часть, рассказываем, какие есть возможности у электронного библиотечного ресурса, затем по вопросам преподавателей садимся в компьютерный класс и показываем, как это работает».
Аналитические данные и активность пользователей
Спикеры поделились, какие аналитические данные и отчеты по цифровым ресурсам приоритетны для библиотеки.
Забарная Ольга (Каменск-Уральский политехнический колледж) рассказала, что для библиотеки важны книговыдача и использование ресурса.
«По цифровым ресурсам для библиотеке в первую очередь важна книговыдача, которую мы используем для отчетов. Немаловажным является показатель пользования ресурсом — какое количество пользователей реально пользуется им».
Эксперт также рассказала, есть ли проблемы с цифровой активностью:
«У нас есть проблема, что не у всех студентов есть доступ в Интернет и современные гаджеты. Для этого у нас есть читальный зал с компьютерами, где они могут учиться. Также рассказываем студентам о возможностях ресурсов, почему ими полезно пользоваться».
Цифра или бумага?
В каких случаях цифровые форматы литературы предпочтительней, чем традиционные? Эксперты поделились мнением, что удобнее — бумага или цифра.
«Сегодня система образования стремительно развивается, увеличивается объем и скорость предоставления информации. Достаточно большое количество информации появляется в оцифрованном виде, это удобно, особенно в случае дистанционного или заочного обучения. Цифровой учебник помогает, когда не хватает определенного количество учебников на слушателей, когда учебник нужен всему потоку. Также цифровой учебник может содержать видео или аудио-формат, — это хорошее дополнение», — отметила Кузнецова Юлия (Ревдинский педагогический колледж).
Воробьева Татьяна, сотрудник библиотеки Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса, педагог 1КК, также поделилась опытом работы с цифровыми ресурсами:
«С образовательными цифровыми инструментами мы работаем через виртуальную обучающую среду Moodle, у нас все идет через эту платформу. Также она позволяет интегрироваться с "Юрайтом". Если у студентов есть сложности при подключении к ЭБС –это снижает активное использование и интерес, это определенная трудность. В библиотеку студенты также ходят в основном только если преподаватели и библиотекари активно вовлекают в учебный процесс и научную деятельность, мотивируют их через различные игровые методики и интерактив».
«Тяга к книге у студентов сегодня падает. Да, они приходят в библиотеку, да, они пользуются учебной литературой, но к книге, как к таковой, интерес снижается», — добавила эксперт.
Ближайшие планы
Эксперты рассказали, чего ожидают в этом году в качестве развития, какие цели ставят перед библиотекой.
Ковалева Надежда (Калачеевский аграрный техникум): «В наших планах обновить библиотечный фонд, потому что мы планируем открытие новых специальностей и профессий».
«У меня в планах обозначить еще большую значимость нашей медиатеки. Хочется, чтобы студенты еще больше посещали библиотеку, уверена, что у нас это получится», — поделилась Орлова Надежда (Нижнетагильский педагогический колледж № 2).
Забарная Ольга (Каменск-Уральский политехнический колледж): «В первую очередь хочется обновить литературу по общеобразовательным и профильным дисциплинам. В планах проводить постоянные мероприятия, которые будут проводиться библиотекой. Хотим научиться до конца сами и научить преподавателей пользоваться электронными ресурсами».
Кузнецова Юлия (Ревдинский педагогический колледж): «Для нас самая главная цель на следующий учебный год полностью сформировать список учебников и обновить старые».
«У нас этот год — год наставничества. Планируем идти в этом направлении как в работе со студентами, так и с преподавателями», — завершила Воробьева Татьяна (Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса).
Мы продолжим общаться с экспертами, узнавать о самых последних методиках и практиках, которые внедряются в учебный процесс библиотеки.