21 сентября проректоры ведущих университетов приняли участие в онлайн-дискуссии «Судьба магистратуры после Болонской эпохи». Эксперты обсудили преимущества и недостатки магистратуры как ступени образования, реализацию Болонской системы в России и форматы сетевых и онлайн-магистратур.
Магистратура сегодня: какая она?
Проректор по учебно-методической работе Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина Сергей Большаков поделился основными трендами, которые серьезно влияют на магистратуру и образование в целом сегодня: «Современный мир образования – это экономика знаний, мы видим возрастающую роль рынка, появление новых провайдеров образования, всё большее влияние оказывают факторы интернационализации и массификации образования».
Проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета Игорь Дарда рассказал о проблемах, с которыми столкнулись российские вузы во время перехода от специалитета к Болонской системе: «Задачи и цели вхождения в Болонскую систему: двухуровневое образование, привязка к кредитам, академическая мобильность – у нас в России совершенно не сыграли».
Игорь Дарда также добавил, что модель магистратуры в России значительно отличается от опыта зарубежных университетов: «На Западе во главе угла стоит освоение кредитных единиц, и, в меньшей мере, внимание уделяется содержанию дисциплин. В российских вузах, напротив, за одинаковыми дисциплинами закреплены различные компетенции, поэтому мобильность в полной мере не работает».
Проректор по учебно-методической работе Башкирского государственного университета Азат Галимханов подчеркнул, что есть два противоположных взгляда на магистратуру и данная ступень образования сегодня не всегда реализуется удачно: «Есть идеальная магистратура, к чему мы стремимся, и реальная магистратура, которая, по сути, продолжающийся бакалавриат».
Директор института магистратуры Московского государственного университета пищевых производств Марина Новикова поделилась мнением, что сегодня магистратура пользуется популярностью у студентов – университетам удается набрать необходимое количество абитуриентов , в том числе и на контрактную форму обучения: «Не оправдались риски, что не будет набора на внебюджетные направления магистратуры… Последние несколько лет университеты фиксировали стоимость обучения, применяя системы грантов, скидок, трехсторонних договоров. Также отмечен рост целевого приема на бюджет».
О преимуществах магистратуры
Эксперты обсудили основные плюсы, которые дает студентам и работодателям магистратура как ступень образования.
Азат Галимханов выразил мнение, что короткий срок обучения – это серьезное конкурентное преимущество магистратуры: «Мы конкурируем с короткими образовательными программами корпораций, СПО, образовательными курсами. Срок обучения в магистратуре – 2 года, это преимущество по сравнению с бакалавриатом и специалитетом».
Со спикером согласен Геннадий Мальгин – проректор по образовательной деятельности Нижневартовского государственного университета. По мнению эксперта, сегодня важно быстро обучать и выпускать профессионалов: «На длинные программы абитуриент заходит хуже. С точки зрения региона, чем быстрее качественных специалистов будем выпускать, тем лучше. Профессионалитет также говорит об этой тенденции».
Проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и исполнительный директор Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования Екатерина Каменева отметила практическое направление магистратуры, которое позволяет студентам получить дополнительные компетенции: «Магистратура – это узкопрофильная практикоориентированная достройка… Двухуровневое образование [бакалавриат+магистратура] позволяет освоить более гибкие образовательные траектории».
С Екатериной Каменевой согласна проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Елена Разинкина. «Инженерная магистратура эволюционирует в сторону практикоориентированности, совместных программ с представителями высокотехнологичной индустрии» – поделилась мнением Елена Разинкина.
Спикеры выделили в качестве преимуществ магистратуры такие аспекты, как обмен опытом между выпускниками различных вузов и расширение образовательных траекторий. Марина Новикова рассказала, что программы в магистратуре подходят для студентов, получивших первое образование по различным направлениям: «Магистерские программы адаптированы под магистрантов разных научных школ, что обеспечивает академическую мобильность студентов». А Елена Разинкина подчеркнула появление новых образовательных возможностей: «Можно поучиться в другой научной школе, зачастую расположенной географически не в том месте, где получено первое высшее образование».
Образ современного студента магистратуры
Эксперты в ходе дискуссии обсудили образ современного студента магистратуры и пришли к выводу, что до второй ступени образования доходят уже состоявшиеся специалисты, которые стремятся к руководящим должностям и повышению уровня заработной платы.
Екатерина Каменева рассказала, что в магистратуру часто приходят люди, которые успели поработать после окончания первой ступени образования, а затем вернулись в стены университета для получения дополнительных компетенций: «Всё чаще вижу среди магистров взрослых людей, имеющих опыт работы после бакалавриата: все-таки магистратура – это уже образование для взрослых».
Марина Новикова подчеркнула мотивацию студентов, поступающих на программы магистратуры. «Выпускники бакалавриата идут в магистратуру осознанно, возраст абитуриентов растёт. Сейчас абитуриенты магистратуры – это те, кто имеет профессиональный опыт» – поделилась спикер.
Work&education balance
В ходе дискуссии эксперты обсудили одну из важнейших особенностей магистратуры – студенты могут совмещать получения образования и работу.
Геннадий Мальгин рассказал, что сегодня магистры уже обладают необходимыми компетенциями для успешной работы: «Большинство магистров работают, поскольку востребованы, – мы программы подстраиваем под них… Приходя на практикоориентированную программу магистратуры, студент уже ориентируется, что через два года ему пора занимать определенную должность».
Елена Разинкина отметила, что преподаватели положительно относятся к работе студентов-магистров: «Если студент успевает и учиться, и работать, мы двумя руками “За”! Если место работы и направление подготовки коррелируются между собой, то это здорово».
Марина Новикова добавила, что расписание студентов магистратуры построено с учетом их работы: «Профессиональная деятельность у работодателя имеет успешное сочетание с обучением во второй половине дня очных магистров».
Азат Галимханов поделился мнением, что в дальнейшем обязательно будут развиваться программы онлайн-магистратуры, потому что цифровые форматы делают образовательный процесс комфортным для трудоустроенных обучающихся: «Онлайн-магистратура помогает решить проблему работающих студентов, они сами просят, чтобы их перевели на дистант. Онлайн-магистратура есть и будет, потому что это еще и удобно студентам».
Какой будет магистратура завтра?
Эксперты подчеркнули необходимость длительной и основательной подготовки к переменам в системе образования. Геннадий Мальгин поделился мнением о преобразованиях: «Никаких резких движений сильно не хотелось бы. Нужна подготовка к переходу как на более длинные, так и на более короткие программы».
Елена Разинкина поддержала спикера и отметила, что различные модели образования могут реализовываться хорошо, но к любому переходу нужна подготовка и перемены должны происходить умеренно: «Я, в целом, за многообразие форм получения образования: специалитет, бакалавриат, магистратура: 2+2+2, 4+1, 5+1. Я категорически против резких движений – «сегодня влево, завтра вправо», – нужно последовательно и логично подходить к тем или иным изменениям, уметь находить золотую середину».
Спикеры дополнительно подчеркнули важность роли преподавательского состава в процессе образования. Сергей Большаков поделился мнением, что в работе университета крайне важен слаженный коллектив: «Важен командный подход тех, кто реализует магистерскую программу». Также Екатерина Каменева особое внимание уделила педагогам в университетах – по мнению эксперта, большая ответственность за образование лежит именно на тех, кто приходит в кабинеты к студентам: «Мы прекрасно научились проектировать программы, строить компетентностные модели и учебные планы. Но качество образования начинается, когда преподаватель входит в аудиторию».
Спикер также выделила несколько условий, которые должны помочь реализовывать программы магистратуры наиболее успешно:
«1. Необходимо создавать и реализовывать программу совместно с партнером-работодателем;
2. Преподаватели должны стажироваться в реальном секторе экономики;
3. Важно тщательно планировать и проводить внешнюю независимую оценку образовательных программ – профессионально-общественную и международную аккредитации», – делится Екатерина Каменева.
Азат Галимханов высказал мнение, что в будущем стоит ожидать активного обязательно развития сетевых программ магистратуры, потому что такой формат становится действительно полезным и эффективным для студентов: «Сетевая магистратура – плюс тогда, когда она не для галочки, когда привлекаются преподаватели, позволяющие насыщать наши программы своими компетенциями».
Игорь Дарда подчеркнул, что сегодня магистратура должна двигаться в направлении практических компетенций, потому что в современном мире работодатель ценит их гораздо больше. «Времена, когда смотрели больше на диплом, а не на знания и умения, прошли» – поделился проректор.
Сергей Большаков подвел краткий итог и призвал коллег соответствовать современным образовательным трендам: «Окукливаться и закрываться нам категорически нельзя».
«Магистратура имеет право на жизнь!» – к такому выводу пришла Елена Разинкина.