Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 июля 2024 активны на платформе
52 509 -26
Преподавателей
563 897 -46
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Цифровые технологии — замена преподавателя или удобный инструмент

Дата публикации
03 июля 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
720

28 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла панельная дискуссия по теме «Цифровая образовательная среда: общие ресурсы и индивидуальные траектории».  Более 1100 слушателей подключились к экспертному обсуждению о стратегиях применения виртуального обучающего пространства в университете.

 

Верифицированное знание — ценность современного преподавателя

 

Цифровая образовательная среда — это экосистема виртуальных сервисов, которые обеспечивают образовательный процесс в учебных заведениях. После пандемии вопрос о необходимости обеспечения университетов образовательными интернет-платформами встал особенно остро, поскольку как студенты, так и преподаватели ощутили положительные изменения, связанные с цифровизацией процесса обучения.

 

Проректор по проектному управлению и цифровому развитию Волгоградского ГАУ,  кандидат географических наук, доцент кафедры «Агроэкология и лесомелиорация ландшафтов» Сергей Николаевич Канищев отметил, что современным преподавателям важно успевать за развитием технологий, если они хотят разбираться в трендах профессии. Это позволит вовлечь студентов в процесс обучения и сделать образование более качественным: «Цифровая образовательная среда — это развитие преподавателей. Мы должны понимать, что не каждый преподаватель готов зайти в студию и записать качественный цифровой контент. Это и отбор материала, и его авторство, и его эксклюзивность, и подача, которая должна быть адаптирована под студентов». 

 

Руководитель департамента консалтинга ООО «Тандем информационные системы», кандидат педагогических наук Александр Сергеевич Молчанов добавил, что преподавателям не стоит бояться перехода к виртуальным ресурсам университета, поскольку это вклад в качество образования. Благодаря огромному рынку виртуальных курсов ценность личного общения с квалифицированным преподавателем возрастет многократно: «Чем больше университет вкладывает в образовательную среду, тем больше ему придется вкладываться в преподавательский состав. [...] А докажите, что вы, как преподаватель, гораздо больше помните, чем Chat GPT, гораздо лучше агрегируете информацию, гораздо лучше преподносите новое знание. Именно создание нового верифицированного знания является особенной ценностью настоящего преподавателя. И ценность настоящего преподавателя будет возрастать с каждым шагом. [...] Университет — это бутик, в котором происходит таинство живого общения педагога и студента. [...] Через интернет не передается ни харизма, ни мотивация». 

 

Технология взращивает культуру самостоятельности

 

Доктор экономических наук, профессор, проректор по образовательной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина Инна Николаевна Якунина считает, что взаимодействие студентов с виртуальной университетской средой дисциплинирует их, учит самостоятельности и ответственному принятию решений относительно будущего своего образования. «Одна из задач цифровой образовательной среды — поддержка выбора траектории обучения студента. И здесь можно начинать с простого — вопрос выбора вариативных дисциплин учебного плана, элективов по физической культуре и спорту и факультативов. В нашем университете такой выбор реализован в личном кабинете студента. Это взращивает культуру самостоятельности, когда студент взвешенно принимает решение. Это также вопрос ответственности выбора. Система не понимает уговоров и, соответственно, есть определенные сроки выбора дисциплин, в которые студент должен уложиться», — комментирует спикер.

 

Проректор по учебной работе Московского финансово-юридического университета, кандидат биологических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования Наталья Олеговна Минькова рассказала, что в МФЮА уже достаточно давно используется цифровая образовательная среда, которую удалось полностью интегрировать в структуру университета. Например, учет посещаемости полностью ведется в электронном формате: «Мы строго подходим к дисциплине студентов, а в частности — к посещаемости. Посещаемость мы отслеживаем с трех сторон — система контроля и управления доступом СКУД, электронный журнал преподавателя и камеры в аудиториях, где искусственный интеллект считает, сколько студентов в аудитории. Все это находит отражение в балльно-рейтинговой системе как студентов, так и преподавателей». 

 

Тем не менее, Сергей Канищев (Волгоградский ГАУ) убежден, что не существует разницы между реальным и виртуальным обучением, если главная цель образования достигнута. «Цифровой контент или живое общение — в любом случае, общаясь со студентом, мы должны реализовать сразу несколько образовательных задач. Это обучающие задачи, которые должны соответствовать всем уровням научного достижения на современном этапе, и это развивающие и воспитывающие задачи», — уточняет проректор.

 

Компенсируя дефициты 

 

Инна Якунина (ТГУ им. Державина) считает, что на базе цифровой образовательной среды вузам проще выстроить сотрудничество с другими учебными учреждениями и наладить межуниверситетский обмен данными: «На мой взгляд, студенты должны иметь доступ к обучающим ресурсам не только своего университета, но и к обучающим сервисам других образовательных организаций для того, чтобы вузы могли компенсировать дефициты своих компетенций, которые есть в любом университете по тем или иным узкопрофессиональным областям, для того, чтобы наши студенты действительно получали качественное образование».

 

Александр Молчанов (ООО «Тандем информационные системы») убежден, что цифровая образовательная среда должна облегчить преподавательскую работу и снизить бюрократическую нагрузку, возложенную на профессоров: «Точно таким же клиентом, как и студент, для университета является преподаватель. Грамотная цифровая образовательная среда — это качество работы с преподавателем, умение быстро составить программу с использованием удобных инструментов, которые помогают в работе. Соответственно, преподаватель только заполняет первичные данные, а все остальное обеспечивает цифровая среда. Пусть лучше искусственный интеллект считает, сколько студентов находится в аудитории, а преподаватель занимается обучением студентов».

 

Проректор по учебной работе МФЮА добавила, что «в оценке трендов нужно быть сдержанно-реалистичным, потому что каждый тренд имеет свою собственную задачу. Если мы говорим об унификации системы высшего образования, то сейчас наша задача — выработать общие для всех вузов инструменты работы с цифровой образовательной средой», — подытожила эксперт.