26 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла панельная дискуссия по теме «Фокус внимания: стратегические цели университета». На аудиторию более 1800 человек эксперты рассказали, как будет выглядеть университетское образование в будущем и с какими трудностями пришлось столкнуться руководству вузов при реализации проектов развития.
Ориентир на фундамент классиков
Временно исполняющий обязанности ректора Государственного академического университета гуманитарных наук, декан юридического факультета, кандидат юридических наук Илья Михайлович Сокольщик убежден, что университет в первую очередь должен давать студентам фундаментальные знания, проверенные годами, и поэтому межуниверситетское сотрудничество — главный вектор развития высшего образования. «Никакой университет не может развиваться, если он не ориентируется на фундамент классиков. 80% должно быть проверенного знания, 20% — неизвестного. Университет — это первая ступень для вчерашних школьников, и хороший университет можно создать, если сотрудничать с другими университетами и работать исходя из собственного опыта», — отмечает спикер.
Координатор проекта «Цифровая Россия» и доктор экономических наук Бари Галимович Хаиров считает, что государство и будущие работодатели студентов — клиенты университета, требования которых вуз, соответственно, должен выполнять. Основным требованием к университету является предоставление качественного образования, поэтому «нужно помнить, что стратегическая цель образовательного учреждения — заниматься обучением студентов, но с учетом пожеланий «заказчика». Университет не должен становиться предприятием или заводом».
Технологии идут на опережение правил
Проректор по развитию Александр Витальевич Пилипенко уверен, что в будущем высшее образование в России должно строиться на основе государственных документов по развитию страны: «Что мы закладываем в программы долгосрочного развития? В первую очередь, программы развития страны, региональные проекты, федеральные проекты. Программу развития вуза нужно встроить в реализацию национальных целей, они устанавливаются на десятки лет и не корректируются».
Однако начальник управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Валерьевна Андреянова также отмечает, что очень часто государственная повестка не успевает за реальными изменениями в образовании. В связи с этим, убеждена спикер, университетам необходимо гарантировать бóльший уровень автономии для решения внутриорганизационных вопросов. «ФГОСы и профстандарты запаздывают. Технологии идут в опережение тех правил и ментальности, которые есть у нас сегодня. Поэтому необходимо давать образовательным организациям больше свободы на локальном уровне, чтобы они могли регулировать те ситуации, которые еще не получили формализации на федеральном уровне», — утверждает эксперт.
Бюджетные места — под цели заказчика
Инна Андреянова (НГУ им. Ярослава Мудрого) убеждена, что университетам необходимо поддерживать свою научную базу новыми кадрами. Она считает, что это можно сделать без ущерба для старшего поколения преподавателей и ученых: «Есть научные школы, которые нужно поддержать молодежью. Это системная работа в университете с собственными обучающимися программ магистратуры, аспирантами, молодыми учеными и не только из своего университета. Это тонкий процесс сохранения и приумножения интеллектуального ресурса».
Илья Сокольщик (ГАУГН) добавил, что государственные документы не могут полностью регулировать траекторию развития университетов. Скорее, они служат направляющим элементом в формировании образовательной повестки. Эксперт говорит: «Для разработчиков стратегических документов государственные и профессиональные стандарты — это набор документов, которые мы должны учитывать при разработке программ развития, но надо не забывать, что стандарты могут меняться, особенно профессиональные, с учетом изменений в реальном секторе экономики».
Бари Хаиров (координатор проекта «Цифровая Россия») подытожил, что государственные стандарты не должны применяться бездумно. «Если заказчик [предприятие] не будет иметь маленькой власти [возможности повлиять на процесс обучения], то тогда ничего не получится. Поэтому бюджетные места тоже нужно выдавать под заказчика», — считает эксперт.