Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Фейки в образовании: как проверить качество обучения в вузе?

Дата публикации
06 июля 2023
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
3258

27 июня в Юрайт.Академии в рамках XIII Летней школы преподавателя прошла панельная дискуссия по теме  «Честные факты: доказательное образование на основе цифровых данных». Более 1200 слушателей присоединились к обсуждению методов проверки качества образования в эпоху цифровизации.

 

Обманчивость «точных» данных

 

Проректор по высшему образованию и молодёжной политике Московского городского университета управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова Алексей Анатольевич Александров поделился мнением, что из-за цифровизации данных многие студенты перестали ставить под сомнения информацию в интернете, будь то научные статьи или юридические документы. «Ключевой вопрос: что именно мы доказываем цифрами? Не происходит ли манипулирование цифрами? Обманчивость “точных” данных опасна. Манипулирование сознанием молодежи становится реальностью, если не соблюдать научные методы работы с данными, не следовать классической традиции образования, принципам критического мышления», — утверждает спикер. 

 

Проректор по цифровой трансформации, старший преподаватель кафедры АСУ Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, сертифицированный инструктор сетевой академии Cisco и сертифицированный инструктор академии Альт Линукс Эдуард Рахимович Абанеев убежден, что проверка качества образования — обязательная часть современного обучения. Опыт перехода к онлайн-обучению после начала пандемии показал, что нужно искать причины снижения успеваемости студентов сразу по нескольким направлениям: «Можем рассмотреть пример. Главной задачей для вузов является доказательное улучшение контента, т.е. обучения. В период пандемии появилось массовое количество онлайн-курсов, и студенты по ним как-то учились. Но доказательный пример говорит о том, что успеваемость снизилась. [...] Это доказывает что? Во-первых, что студент не готов был вовлечься в дистанционное обучение. Во-вторых, что вузы были не готовы создавать вовлекающий контент. В-третьих, что дистанционный контроль менее строгий, чем очный».

 

Проректор по цифровизации Московского института психоанализа Александр Юрьевич Квашнин добавил, что пандемия показала, насколько трудно преподавателям адаптироваться к новым технологиям, и это привело к падению качества образования: «Во время пандемии мы пытались доказать сами себе, понимаем ли мы, как строится цифровое обучение. Во время пандемии преподавателям как будто сказали, что им нужно научиться ездить на велосипеде, который их студенты уже буквально освоили в совершенстве. И понятно, что это невозможно для преподавателя. Первоочередной задачей было не прерывать процесс обучения в принципе, а не следить за качеством контента».

 

Проектная деятельность — основа обучения

 

Александр Квашнин (МИП) уверен, что качественное образование онлайн возможно благодаря грамотно разработанной системе оценивания знаний, которая должна основываться на навыках, приобретаемых студентом в процессе обучения: «Если студент обучается в среде, должна быть не просто оценка пройденного материала, но и понимание того, какие у студента сформированы компетенции. Именно поэтому должно быть понятно, как построена образовательная программа, какие компетенции у студента формируются и через какие инструменты». Благодаря качественной оценке знаний студентов работодатели смогут четко понять, подходит им выпускник или нет.

 

Качественная оценка обучения в том числе поможет студентам с трудоустройством. Эдуард Абанеев (ТУСУР) считает, что в будущем выпускники смогут сразу же приступать к практике без прохождения дополнительного обучения на производстве. «Сейчас задача ставится таким образом, чтобы выпускник был способен работать после выпуска. Но сейчас выпускник доучивается на предприятии. А предприятию нужно понимать сразу, что из себя представляет выпускник», — отмечает проректор.

 

Также Эдуард Абанеев (ТУСУР) с гордостью рассказал, что «80% наукоемкой продукции в Томской области выпускается предприятиями, основанными нашими выпускниками, потому что наше обучение изначально нацелено на проектную деятельность». Такой результат был достигнут благодаря качественному анализу знаний студентов и практикоориентированности вуза.

 

Цифра открывает преподавателей

 

Алексей Александров (МГУУ) также задумался над тем, какое будущее есть у образования «без бумаги», исключительно с помощью гаджетов. Он рассказал: «На семинаре по гражданскому праву я заметил, что ни у одного из тридцати студентов нет на столе тетради. Только гаджеты, ноутбуки. Я себе задал вопрос: а правильно ли это? Наверное, каждый преподаватель находит для себя собственный ответ на мой вопрос. Но признаемся, все юристы во всем мире ежедневно работают именно с электронными правовыми базами данных. Современный умный город администрируется посредством больших данных. Управление Москвой, например, — это цифровое управление, тетрадь тут уже не поможет. А вот классическая книга, настоящая наука необходимы». Эксперт убежден, что любой формат образования допустим, если он подходит под цели, которые университет хочет достичь. 

 

Тем не менее, Александр Квашнин (МИП) убежден, что благодаря цифровизации образования стало легче пробиться молодым и перспективным преподавателям, способным подать материал увлекательно и качественно. «Чем цифра помогла университетам? Цифра подсветила и открыла тех преподавателей, которые готовы обучаться, подстраиваться и понимать субъект-субъектную модель общения. [...] Для нас в университете — это возможность хантинга, возможность поиска тех самых преподавателей, которые работают в цифре, которых видно на разных мероприятиях и конференциях», — заключил эксперт.