Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Работа с молодежью в университете — один из ключевых факторов успеха»: кадровый состав требует перемен

Дата публикации
20 мая 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1099

15 мая в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Академическая молодость: профессиональное становление преподавателей».

Преподаватель — это призвание. Однако выпускники даже при желании работать в вузе чаще выбирают трудиться в коммерческих организациях. О том, почему так случается и как университеты поддерживают молодых педагогов, рассказали наши эксперты. 

 

«Молодежь нужна, чтобы обеспечить преемственность поколений»: трудно ли привлекать выпускников к преподавательской деятельности? 

«Будущее за молодежью» — этот слоган уже давно доказал свою справедливость, поэтому каждая организация, будь она государственная или частная, пытается омолодить кадры. В этом их поддерживает Правительство России, которое создает комфортные условия для профессионального развития выпускников вузов. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, привлечение в науку инициативных молодых людей является стратегической задачей страны. 

«Работа с молодежью в университете — один из ключевых факторов успеха, — уверена генеральный директор Фонда развития инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИ ПАРК» Инна Андреянова. — Этим вопросом должен быть озадачен в первую очередь ректор вуза. Именно он должен ставить задачи другим подразделениям. И нельзя забывать про корпоративную культуру. Именно в эти ценности окунется наш молодой преподаватель или ученый». 

Молодой педагог лучше понимает свою аудиторию, значит, способен повысить эффективность лекций и семинаров. На этом акцентирует внимание начальник магистратуры юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник Центра судебного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Никита Малютин:

«Образовательный процесс — это не просто передача знаний из учебника, это живая коммуникация, обмен энергией. С этой точки зрения поколенческий разрыв играет только на руку, потому что преподаватель оказывается в одной среде со студентами и понимает, какие образовательные технологии использовать. Минус заключается в том, что из-за короткого поколенческого разрыва обучающиеся иногда несерьезно воспринимают педагога».

Желающих начать карьеру преподавателя достаточно, но кандидатов не устраивает материальная сторона профессии. Это подтверждает начальник Учебно-методического управления Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина, доктор философских наук, профессор Светлана Хоружая: «Молодых инициативных специалистов много, но, к сожалению, они не видят себя в научной или преподавательской деятельности. Главный фактор, который отпугивает кандидатов, — это уровень заработной платы».

Без молодежи развивать сферу образования невозможно. Педагоги с многолетним стажем должны передавать свой опыт новым сотрудникам, которые в свою очередь будут его совершенствовать. «Молодежь нужна, чтобы обеспечить преемственность поколений. Более того, молодые люди — это двигатель прогресса. Они не идут работать в университет, потому что не всегда понимают условия и перспективы, которые их ждут. Над этой проблемой должен целенаправленно работать не только сам вуз, но и субъект РФ в целом», — замечает Инна Андреянова (ИНТЦ «ЮНИТИ ПАРК»)

Трудности с привлечением молодых кадров в той или иной степени возникают в большинстве университетов. Серьезность вопроса зависит от специальности или факультета. Иногда на вакансию преподавателя претендуют сразу несколько человек. «По моему мнению, в МГУ нет больших проблем с привлечением молодых кадров, так как у выпускников все еще есть сильное желание работать за идею, — рассказывает Никита Малютин (МГУ имени М. В. Ломоносова). — На юридическом факультете это не основной вопрос. На некоторых направлениях мы даже наблюдаем конкурс: у нас много талантливых кандидатов, но мало мест».

Получить желаемую должность — чудо, но вчерашние соискатели сталкиваются с новой проблемой. Рабочих задач так много, что через какое-то время эмоциональные силы оставляют педагога. «У молодого преподавателя-ассистента "горловая" нагрузка. Они ведут и культурно-массовую, и кураторскую, и научно-исследовательскую работу. "И швец, и жнец, и на дуде игрец" — это про молодых специалистов. Не все выдерживают такую нагрузку. Многие приходят заряженными, а через три года у них начинается эмоциональное выгорание», — делится своим опытом Светлана Хоружая (КубГАУ).

Нагрузка и уровень заработной платы — камни преткновения для тех, кто хочет связать жизнь с преподаванием. Чтобы замотивировать молодежь, руководители вузов реализуют различные меры поддержки.

 

«В Университете должна быть создана гибкая система профессионального развития»: как сохранить у молодых сотрудников желание преподавать? 

На помощь молодым педагогам ориентированы все учебные заведения, но способы у них разные.

«В Университете должна быть создана гибкая система профессионального развития на основе вовлечения каждого сотрудника (а особенно молодежи) в решение стратегических задач, — подчеркивает Инна Андреянова (ИНТЦ «ЮНИТИ ПАРК»). — Это позволит синхронизировать компетенции ключевых исполнителей и руководителей для достижения ключевых результатов. На основе этой синхронизации должны быть выстроены индивидуальные и командные треки профессионального развития, которые будут включать стажировки, работу с кейсами, вовлечение в реализацию проектов реального сектора экономики, проектно-модульное повышение квалификации, участие в проведении стратегических сессий и иные формы развития. Каждый такой трек будет задан для решения конкретной задачи с последующей визуализацией такого решения. Это позволит сочетать личностные запросы молодых (и не только) сотрудников на персональное развитие с ценностями университета»

Программы профессионального развития незаменимы в карьере начинающего преподавателя или ученого. Часто в вузах учреждаются дополнительные проекты, которые призваны материально поддержать деятельность сотрудников. Никита Малютин (МГУ имени М. В. Ломоносова) приводит пример:

«Наши выпускники, которые состоялись в профессии, готовы оказывать личную поддержку, поэтому мы учредили авторскую стипендию Совета молодых ученых. Благодаря ей кандидаты получают в течение семестра ежемесячные выплаты за научные достижения».

Программы наставничества остаются востребованным способом поддержки молодых педагогов. Благодаря им новички адаптируются в коллективе и перенимают опыт коллег. «У нас на 1000 человек из профессорско-преподавательского состава почти 16 000 студентов, причем около 33% педагогов в возрасте до 39 лет. <…> Мы пытаемся заинтересовать профессоров и молодых преподавателей через программы наставничества. Материальное поощрение молодого педагога составляет около 50% от зарплаты, а наставника — около четверти. Это не решает проблему полностью, но мы наблюдаем положительную динамику», — делится Светлана Хоружая (КубГАУ).

Особое внимание в вопросе привлечения молодых кадров стоит уделить оцениванию работы новых сотрудников. Работодатель должен проанализировать их слабые и сильные стороны, чтобы иметь возможность помочь им стать профессиональнее. Об этом говорит Никита Малютин (МГУ имени М. В. Ломоносова): «Наукометрическая система оценки эффективности полезная, потому что часто отражает объективную реальность и снижает коррупционные издержки. Но в вопросах привлечения молодых кадров и развитии образования и науки в целом лучше использовать методы экспертной оценки»

Молодежь — это двигатель прогресса, как выразилась Инна Андреянова (ИНТЦ «ЮНИТИ ПАРК»). Действительно, вчерашние выпускники могут сделать процесс обучения более эффективным, ведь они сами совсем недавно покоряли студенческие вершины. Однако им требуется поддержка со стороны наставников в лице опытных преподавателей и руководителей университетов. 

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.

 

Другие новости