Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Аналитика нужна всем участникам образовательного процесса»: куда приводят цифровые следы студентов?

Дата публикации
06 августа 2024
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1746

Пандемия встроила человека в цифровую реальность и приучила отслеживать там каждый свой шаг. Офлайн-формат вскоре вернулся, но привычка осталась. В дистанционном образовании аналитика цифровой активности играет решающую роль. Ее используют и в очном обучении. Заведующая кафедрой бизнес-информатики Московского технического университета связи и информатики, кандидат технических наук, доцент Наталья Тутова рассказывает, для чего нужны электронные данные:

 

«Отслеживание цифрового следа и аналитика проведения студента в цифровой среде в первую очередь важны для учреждений, которые специализируются на дистанционном образовании. А для университетов с традиционным очным форматом электронная информационно-образовательная среда — вспомогательный инструмент, который предоставляет преподавателю ряд возможностей в ходе их профессиональной деятельности. Поэтому мы используем подобную аналитику в упрощенном виде».

 

Цифровые следы помогают проанализировать не только успеваемость студента, но и его увлечения. На основании того, в каких мероприятиях участвовали большинство обучающихся, часто составляют план внеучебной деятельности на предстоящий год. «Мы собираем всю информацию о студенте с его первого посещения наших мероприятий или с момента поступления, — делится своим опытом начальник управления организации учебного процесса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, профессор Елена Колесниченко. — У нас хранятся все данные о его успеваемости, посещении различных мероприятий, его интересы, все достигнутые результаты в рамках различных видов деятельности. Это очень полезно для всех участников процесса, например, мы можем посмотреть, какие мероприятия заинтересовали студента, но он их не посетил, а затем собрать обратную связь и выяснить причину».

 

Наталья Тутова (МТУСИ) объясняет, как анализ цифровых следов помогает предупредить проблемы в обучении: «Мы получаем традиционные данные мониторинга: посещаемость студентов, активность во время занятий, оценки обучающихся, полученные в ходе тестирований, просматриваемость материалов и другие. Подобные системы позволяют сделать прогнозы о дальнейшем поведении студентов, о возможных проблемах. Если мы понимаем, что обучающийся в “красной зоне”, то мы можем его об этом предупредить или же поговорить с его родителями, если студент несовершеннолетний».

 

Электронные технологии позволяют автоматизировать многие образовательные процессы и оперативно проанализировать данные. Не стоит забывать, что они существенно влияют на коммуникацию. «Сейчас мы находимся в процессе цифровой трансформации, стараемся найти те педагогические технологии, которые позволят организовать работу студентов в электронной информационно-образовательной среде. Согласно исследованиям, главная составляющая, которая напрямую влияет на эффективность образования, – коммуникация преподавателя со студентом. Если данное звено теряется, то обучающийся теряет интерес и мотивацию», — замечает заведующая кафедрой информатики и сквозных технологий Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Анна Худякова. Создание результативного академического взаимодействия в цифровой среде — один из вызовов современного образования, на который нужно ответить уже сейчас путем разработки новых удобных программ. 

 

Сфере обучения необходимо совершенствоваться и в других направлениях, чтобы удовлетворить постоянно меняющиеся запросы абитуриентов, студентов, их родителей и педагогов. Одна из тенденций — персонализация учебного процесса. «Мы уже долго реализуем индивидуальные образовательные траектории предлагаем различные возможности студентам, — подтверждает Елена Колесниченко (ТГУ им. Г. Р. Державина). — Например, мы реализуем проект, в рамках которого обучающийся может получить дополнительную непрофильную квалификацию. Система устроена таким образом: сначала студент осваивает несколько дисциплин в рамках учебного плана, а затем он может поступить на программу ДПО и получить диплом о дополнительной квалификации». Организовать индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) помогают электронные системы, которые позволяют студентам самостоятельно выбирать учебные курсы. «Мы автоматизировали составление расписания занятий, — продолжает эксперт. — Дело в том, что каждый студент может выбрать индивидуальный образовательный трек, поэтому некоторые дисциплины могут посещать обучающиеся различных групп, курсов и направлений. С помощью специальной системы мы можем составить расписание таким образом, чтобы учесть пожелания преподавателей, а также избежать пересечения занятий, на которых должна присутствовать вся академическая группа с теми, которые посещает несколько обучающихся из этой группы».

 

Наталья Тутова (МТУСИ) соглашается с тем, что использование цифровых сервисов приносит вузу множество преимуществ: «Аналитика нужна всем участникам образовательного процесса. Педагог может использовать полученные данные с целью повышения качества преподавания и улучшать посещаемость студентов. Руководству университета аналитика необходима, чтобы понимать, насколько успешно и эффективно достигаются поставленные перед вузом цели».

 

Часть педагогической нагрузки электронные системы берут на себя, но роль преподавателя в образовательном процессе от этого ничуть не уменьшается. Например, сервис «Юрайт.Задания» поможет провести лабораторную работу, деловую игру, организовать индивидуальную и групповую работу, но именно педагог должен заинтересовать обучающихся в их выполнении. Это подтверждает Анна Худякова (ПГГПУ):

 

«Задача преподавателя — найти такие темы занятий и задания, которые сами по себе мотивируют и вовлекают студентов. Конечно, эффективными оказываются творческие задания, которые могут не сразу получаться, но обучающиеся охотно их выполняют. Однако важно предварительно детально и грамотно прописать все критерии оценивания такого задания. На первом этапе это занимает довольно много времени, но в дальнейшем серьезно упрощает работу».

 

Елена Колесниченко (ТГУ им. Г. Р. Державина) добавляет, что при разработке учебного плана преподавателю важно сначала сформировать базу курса и только потом расширять ее дополнительными материалами: «Наши студенты могут выбрать уровень сложности, на котором они хотят изучать ту или иную дисциплину. При этом важно отметить, что изначально каждый курс ориентирован на уровень, позволяющий обучающимся успешно пройти аккредитационную диагностику, а затем мы адаптируем данную программу на более высокий уровень. Мы включаем более углубленные материалы, добавляем различные интересные задания, которые позволяют студентам основательно изучить ту или иную тему». Опыт педагога в этом деле особенно важен. Благодаря непрерывному взаимодействию со студентами преподаватель понимает, как и чем заинтересовать молодое поколение, какие форматы позволяют лучше усвоить учебный материал. Однако с развитием высоких технологий подобных знаний оказывается недостаточно, поэтому педагогам следует расширять портфель компетенций. «Преподаватели сегодня должны совершенствовать свои навыки, проходить курсы повышения квалификации, чтобы справляться с вызовами современности, — считает Анна Худякова (ПГГПУ). — Например, педагоги нашего университета были вовлечены в разработку компетентностно-ориентированных тестовых заданий, и это было действительно непросто, потребовало от нас развития новых навыков. Но это творчество для преподавателя, и оно необходимо, чтобы педагог находил вдохновение в своей профессии».

 

Союз цифровых технологий и педагогического опыта дает возможность повышать эффективность образования. Теперь вузы могут без труда следить за ходом обучения каждого студента, что позволяет минимизировать отсев.