Показать виджеты
Скрыть виджеты
23 декабря 2024 активны на платформе
51 357 -43
Преподавателей
639 878 -783
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Разнообразие преподавательских ролей порождает множество проблем»: превращаются ли педагоги в цифровых «людей-кентавров»?

Дата публикации
10 октября 2024
Время на прочтение статьи
7 мин
Количество просмотров
1328

25 сентября в «Юрайт.Академии» состоялась панельная дискуссия «Трансформация задач и обязанностей преподавателя» в рамках онлайн-конференции «Искусственный интеллект и трансформация преподавания».

 

По данным Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 96% педагогов еженедельно используют в своей работе компьютер и 90% — телефон. С повсеместным внедрением цифровых технологий в обучение у преподавателей появились новые роли и обязанности. Наши эксперты рассказали, как меняется педагогическая деятельность. 

 

«Искусственный интеллект не заменит человека, но человек, который владеет ИИ, заменит того, кто им не владеет»: от нейросетей больше вреда, чем пользы?

 

Новые технологии кардинально изменили академическую сферу. Однозначно оценить последствия трансформации сложно, но ясно одно: виртуальная реальность дала простор коммуникации. Это подтверждает проректор по научной и инновационной деятельности Тверского государственного университета, доктор биологических наук Андрей Зиновьев: «Раньше приглашенным экспертам нужно было ездить из одного города в другой, теперь встречи можно проводить в сетевом формате. Это не умаляет необходимости появляться очно, но делает возможным более тесное взаимодействие с удаленными специалистами». Оперативный обмен опытом между профессионалами, которые живут в разных городах, странах и даже на разных континентах, — это весомый плюс цифровой эпохи.

 

Продуктолог Центра современной педагогики IThub, методолог, LxD Елизавета Говорунова также отмечает, что новые технологии помогают лучше изучить индивидуальные особенности педагогов, на основе чего можно, например, выработать стратегии по их психологической безопасности:

 

«У нас появился искусственный интеллект как тренд и при этом человекоцентричность как антитренд для него. Например, в рамках курса профессиональной переподготовки для педагогов мы делаем трек, который позволяет слушателям получить психологическую поддержку: проводятся реальные практики по поддержанию своего ресурсного состояния, принципы эмоциональной гигиены. Оценки по нему не ставятся».

 

Цифровые технологии могут быть не только инструментом коммуникации и автоматизации, но и способом разнообразить свою профессиональную деятельность, комбинируя различные форматы обучения. «Один из наших преподавателей подсчитал, что на 1 минуту готового видео уходит около 30-90 минут работы с материалом. Но благодаря практике онлайн-курсов педагог становится более востребованным, — подчеркивает директор Центра открытого образования, доцент Высшей школы административного управления Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат педагогических наук Светлана Калмыкова. — К тому же, он может перестраивать свою работу в аудитории. Например, исторический аспект предмета можно изложить в онлайн-курсе и дать студентам его изучить, а на очном занятии сосредоточить внимание на современной стороне».

 

На рынке труда появляется все больше и больше специалистов с продвинутым уровнем цифровых компетенций. Запросы вузов и колледжей тоже растут, поэтому конкурентоспособность преподавателей, не понимающих принципы работы с искусственным интеллектом (ИИ), снижается. «Педагогам постепенно приходится осваивать навыки промт-дизайна, то есть учиться формулировать запросы к генеративным сетям для получения подходящего контента в образовательных целях, — делится своим наблюдением заведующий научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик Томского государственного педагогического университета, ведущий эксперт лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Андрей Глухов. — В этом контексте ИИ становится инструментом дополненного интеллекта, который превращает педагогов в своеобразных "людей-кентавров", помогая им автоматизировать такие процессы, как разработка образовательных программ, создание тестов и проверка заданий».

 

Американский предприниматель и инженер Илон Маск в своих социальных сетях заявил, что к 2029 году искусственный интеллект станет намного умнее всех взятых людей на планете. Каждый хоть раз сталкивался с утверждением, что новые технологии скоро встанут во главе человечества. Но исполняющий обязанности декана факультета цифровых технологий Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук Зинаида Родионова считает иначе: «Есть прекрасная фраза, что искусственный интеллект не заменит человека, но человек, который владеет ИИ, заменит того, кто им не владеет. Я предполагаю, что с преподавателями это и произойдет в ближайшие 2-3 года. Наш функционал изменится, но мы никуда не исчезнем»

 

«В рамкам профессионального обучения педагогика стала цифровой, других вариантов нет»: обучение преподавателей

 

Сейчас почти все студенты используют искусственный интеллект в качестве помощника для написания рефератов и курсовых работ. Педагоги тоже повсеместно испытывают новую технологию. «Преподаватели взглянули на искусственный интеллект по-другому и задались вопросом: как уйти от рутинной работы? Например, при помощи генерации фонда оценочных средств, — отмечает Светлана Калмыкова (СПбПУ). — Но преподаватель должен понимать, что за результат ИИ будет отвечать он сам».

 

Искусственный интеллект может принести пользу и в научной сфере. Андрей Зиновьев (ТвГУ) рассказывает, как пытался создавать при помощи нейросетей фрагменты для исследовательской работы: «Я пробовал писать рутинные части статей с помощью искусственного интеллекта, занятие интересное. Но, как бы ни был хорош ИИ, за ним приходиться перечитывать. Полностью полагаться на него даже при подготовке формальных обзоров нельзя».

 

Как говорится, доверяй, но проверяй. Новая технология требует контроля со стороны человека. Но общие правила использования нейросетей пока размыты. Как студентам и преподавателям следить за ними, если они сами не понимают, где заканчиваются границы дозволенного? На основе этических норм, установленных в учебном заведении. Светлана Калмыкова (СПбПУ) делится опытом:

 

«В Политехе сейчас разрабатывается Университетский кодекс этики в сфере ИИ: как можно использовать искусственный интеллект студенту и преподавателю?». 

 

Есть и другая сторона проблемы, которая связана с недостаточными цифровыми компетенциями педагогов. Им сложно пользоваться даже сервисами, которые способны автоматизировать рутинные процессы и сэкономить время. Как решить эту проблему, рассказывает проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук Геннадий Костин: «Мы начинаем новый год с проведения для всего профессорско-преподавательского состава обучающих занятий. У нас проходят мастер-классы, тренинги, привлекаются внешние специалисты. Когда мы формируем тематику занятий, то проводим анкетирование и обрабатываем запросы педагогов». 

 

Сейчас обучение педагогов цифровым навыкам стало важной задачей каждого учебного заведения. «Мы уже проводили для наших преподавателей занятия, на которых приглашенные эксперты рассказывали, что такое искусственный интеллект и что от него ждать. Это мотивирует педагогов, потому что им интересно», — объясняет Светлана Калмыкова (СПбПУ).  

 

В стремлении педагогов к расширению своих цифровых знаний не последнюю роль играют традиционные способы стимулирования. «У нас действует система эффективного контракта: смотрим KPI, за публикацию статьи в высокорейтинговом журнале выплачиваем надбавки, — приводит примеры Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова). — Мы создали галерею почетных преподавателей, где представляем лучших педагогов кафедры или факультета. Поскольку мы университет гражданской авиации, все наши студенты ходят в форме. Планируем переодеть всех преподавателей в форму, образец дисциплинированности».

 

Грамотная система мотивации побуждает преподавателей адаптироваться к новому спектру своих задач. Зинаида Родионова (НГУЭУ) рассказывает, что должен уметь современный педагог: «В НГУЭУ все ВКР защищаются в электронном виде, в связи с этим у научных руководителей появился новый функционал: проверять работы через встроенный модуль антиплагиата в Moodle на заимствования и использование ИИ, рецензировать их в цифровом виде, заполнять чек-лист нормоконтроля. После запуска дистанционных программ педагоги частично получили и функционал проктора».

 

Выполняя новые обязанности, преподаватель должен помнить и о трендах в образовательной сфере, большинство из которых невозможно реализовать без применения цифровых технологий. «Немаловажно, чтобы преподаватель понимал, как использовать методы персонализации в образовании. Сможет ли он сделать это без цифровых технологий? Ответ — нет. В рамкам профессионального обучения педагогика стала цифровой, других вариантов нет», — подводит итог Елизавета Говорунова (IThub).

 

«В ближайшие 2–3 года предстоит решить комплекс проблем, связанных с преодолением цифрового сопротивления педагогического сообщества»: вызовы виртуального мира

 

Педагог перестал быть единственным источником знаний, но актуальность профессия не потеряла, наоборот, она стала незаменимой из-за своего нового функционала. «У современного преподавателя множество ролей, теперь он не только лектор в аудитории, но и трекер проектов платформы студенческого технологического предпринимательства, куратор своей группы, наставник, руководитель проектной деятельности, исследователь, иногда даже руководитель образовательных программ, — замечает Зинаида Родионова (НГУЭУ). — Надеемся, что ИИ поможет решить навигационную задачу по информационным потокам в рамках разных ролей».

 

Андрей Глухов (ТГПУ) развивает тему и говорит о трудностях в связи с расширенным функционалом педагогов: «Разнообразие преподавательских ролей порождает множество проблем. С одной стороны, это касается психологических аспектов: сохранения профессиональной идентичности и самоопределения, поскольку для предотвращения перегрузки педагогу необходимо разобраться, какая из его ролей является приоритетной. С другой стороны, существуют организационно-управленческие вызовы, связанные с разработкой гибких моделей карьерного роста. Важно заранее направлять преподавателей по определенным траекториям развития и демонстрировать различные мотивационные пути». В решении данных проблем может помочь искусственный интеллект. Как показывает опыт Елизаветы Говоруновой (IThub), он способен проанализировать способности преподавателей и предложить различные варианты их профессионального развития. 

 

«Все преподаватели разные: один может эффективно совмещать пять ролей, а другой — нет. В вузах должна появиться служба, которая будет диагностировать преподавателей по аналогии с профориентационным тестированием и помогать им подбирать роль или набор ролей, что обеспечит эффективную работу в будущем», — уверена Зинаида Родионова (НГУЭУ)

 

Дальнейшее развитие искусственного интеллекта и его возрастающее значение в сфере преподавания тоже являются актуальными темами для обсуждения. 

 

Елизавета Говорунова (IThub) подчеркивает, что нужно уже сейчас решать вопрос обучения педагогов новым технологиям:

 

«Искусственный интеллект охватит все сферы нашей жизни. Сложно предсказать, как быстро это произойдет, но ясно, что новым технологиям нужно обучаться уже сейчас. Вижу, что у преподавателей есть много потенциала и открытость к этому. Специально для этого мы разработали программу обучения». 

 

По словам Андрея Глухова (ТГПУ), важно замотивировать преподавателей работать с виртуальными помощниками, а также сформировать правовую базу для регулирования их использования: «В ближайшие 2–3 года предстоит решить комплекс проблем, связанных с преодолением цифрового сопротивления педагогического сообщества. Мы находимся на этапе адаптации технологий для решения профессиональных задач. Если ранее преподаватели интересовались, что из себя представляют новые технологии, то теперь они думают, как их можно эффективно использовать. Также необходимо будет решать вопросы, связанные с изменением и гармонизацией локальных нормативных актов и общей правовой базы использования ИИ в образовательной деятельности». Однако стоит помнить, что правила работы с новыми технологиями не могут быть статичными, потому что электронные системы развиваются и предлагают новые возможности каждый день.

 

«Я хочу предостеречь в будущем от излишней формализации использования искусственного интеллекта, типа издания многочисленных требований к его применению. Это сделает из творческой деятельности преподавателя каторгу», — обращает внимание коллег Андрей Зиновьев (ТвГУ). Правила должны помогать организации, а не забирать свободу профессиональной реализации.

 

Обсуждая дальнейшее развитие ИИ, Геннадий Костин (СПбГУ ГА им. А.А. Новикова) подчеркивает: «Преподаватель не должен замыкаться в рамках своей дисциплины, нужно заходить в другие области, трансформироваться и не препятствовать инновациям». Человек, в силу своих биологических особенностей, боится всего нового, но без преодоления этого страха личностное и профессиональное развитие невозможно. 

 

Благодаря цифровизации и активному внедрению искусственного интеллекта в образовательную сферу, функции и статус педагога в обществе трансформировался. Как отмечает Елизавета Говорунова (IThub), нужно уже сейчас развивать у себя цифровые навыки, чтобы в будущем быть конкурентоспособным. В этом вам поможет онлайн-курсы, вебинары и дискуссии «Юрайт.Академии». Регистрируйтесь на XVI Зимнюю школу преподавателя «Контент, сервисы и данные в цифровой педагогике» (27-31 января 2025 года). Присоединяйтесь сами и зовите коллег!