26 сентября в «Юрайт.Академии» состоялась панельная дискуссия «Ответы университетов на вызовы цифровой экономики» в рамках онлайн-конференции «Искусственный интеллект и трансформация преподавания».
Новые технологии стремительно развиваются, поэтому проект «Цифровые кафедры» в рамках программы «Приоритет 2030» все больше набирает популярность. В 2023 году более 170 тысяч студентов изъявили желание получить дополнительное IT-образование, связанное с их основной специальностью. Приглашенные эксперты Юрайта обсудили, как решаются задачи по развитию цифрового направления в университетах.
Homo digital: «Без цифровизации в современном мире невозможно»
Поколение A (альфа) выросло с гаджетами в руках: примерно в 2 года около 80% детей уже активно играют в игры на смартфонах и планшетах. Но даже им в будущем требуются специализированные знания, помогающие не теряться на просторах виртуальной реальности. К тому же, почти во всех отраслях науки необходимы навыки работы с большими данными (Big Data). Востребованность digital-компетенций в современном мире очевидна. Это также подтверждает заведующий кафедрой информационных технологий и математики Университета Правительства Москвы, действительный член Академии военных наук, доктор физико-математических наук Роман Шамин:
«Цифровые технологии проходят красной нитью через большинство направлений, даже если они касаются международных отношений. Без цифровизации в современном мире невозможно».
Выбирая digital-направление в качестве дополнительной квалификации, каждый специалист преследует свои цели. В зависимости от этого можно выделить несколько уровней подготовки. Свою типологию предлагает проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, исполнительный директор Международной ассоциации организаций финансово-экономического образования, доктор экономических наук, профессор Екатерина Каменева: «Если мы говорим об информационных технологиях, важно понимать уровни подготовки специалистов: 1) идеологи и создатели систем и продуктов — студенты, которых готовят на программах в сфере компьютерных наук; 2) студенты, которые потом станут экспертами и постановщиками задач междисциплинарного характера; 3) эффективные пользователи систем — люди на рабочих местах, которые пользуются электронным бюджетом, информационными сервисами и знают, как правильно с ними работать».
Программы цифровых кафедр помогают студентам стать более конкурентоспособными на рынке труда. Более того, иногда навыки основной специализации оказывают положительное влияние на развитие digital-компетенций. «Мой опыт работы в IT-компании показывает, что из менеджеров и финансистов выходят хорошие разработчики, потому что они понимают предметную область, принципы анализа бизнес-процессов, им проще описывать алгоритмы, — обращает внимание коллег проректор по проектной деятельности Российского государственного университета народного хозяйства Минсельхоза России, амбассадор образовательных инициатив Группа Астра и Pix Robotics, член Kaspersky Academy Expert Community, доцент, кандидат экономических наук Александр Батищев. — Даже появилось понятие "гражданский разработчик" — это человек, который по профессии не программист, но при этом владеет необходимыми компетенциями для самостоятельного решения профессиональных задач».
Специалист с продвинутыми цифровыми знаниями может сам решить проблему в области электронных систем. Таким образом, он экономит время и ресурсы работодателя, что повышает его профессиональную ценность. «Обладающий цифровыми компетенциями врач, менеджер, финансист или юрист стоит намного дороже, чем простой программист», — подводит итог Роман Шамин (Университет Правительства Москвы).
«Наш работодатель должен быть доволен нашим выпускником»
Цифровизация внесла значительные коррективы в образовательный процесс. Екатерина Каменева (Финуниверситет) подчеркивает: «Информационные технологии вошли почти в каждую отрасль. Они трансформировали запросы рынка труда на выпускников вузов и потребности к проектированию образовательных программ».
Чтобы учебный процесс отвечал актуальным тенденциям, университеты укрепляют сотрудничество с работодателями. «Сейчас крупные вузы привлекают практиков из IT-компаний, чтобы развивать программы по информационной и кибербезопасности, по искусственному интеллекту. Без них учебным заведениям трудно», — рассказывает Александр Батищев (РГУНХ Минсельхоза РФ). Кроме того, дружественно настроенные работодатели могут повысить показатели трудоустройства выпускников.
Правительство тоже активно поддерживает digital-направление в учебных заведениях. Роман Шамин (Университет Правительства Москвы) объясняет, почему это важно: «Поддерживаемое государством цифровое развитие нужно не только для увеличения количества программистов, но и для изменения функционала остальных работников, будь то педагог или врач».
Александр Батищев (РГУНХ Минсельхоза РФ) на примере своего вуза рассказывает, кто играет решающую роль в совершенствовании образовательных программ:
«Мы подключаем к трансформации образовательных программ школы и наших технологических партнеров. У нас даже разрабатываются дорожные карты, чтобы сделать учебный процесс интересным и правильным для студентов. Наш работодатель должен быть доволен нашим выпускником».
Не только прямое взаимодействие с партнерами способствует разработке эффективных учебных программ. Необходима комплексная работа вуза с компетентностными моделями, официально принятыми в компаниях. «Департаменты и отделы по работе с кадрами в органах власти и на предприятиях — это главные партнеры вузов, — отмечает Екатерина Каменева (Финуниверситет). — У них нужно забирать компетентностные модели, на основе которых они проверяют наших выпускников на профпригодность к должности. Если взять эту информацию, можно улучшить собственные программы, а это повысит эффективность трудоустройства выпускников». Работодатель внимательно смотрит на мягкие и жесткие навыки потенциальных сотрудников, поэтому основная задача учебного заведения — сформировать профессионала под потребности рынка.
«Студенты выросли со смартфоном в руке»
Роман Шамин (Университет Правительства Москвы) замечает, что педагогам важно говорить с обучающимися на цифровом языке, иначе занятия будут не так эффективны: «Студенты выросли со смартфоном в руке. Они знают и используют ChatGPT еще со школы. Поэтому когда ученики приходят на мои занятия классической математикой, то приходится обращаться к цифровым технологиям, чтобы поддерживать соответствующий уровень. Они по-другому не воспринимают».
Школьники действительно с легкостью используют нейросети и различные интернет-сервисы, но их цифровые знания часто далеки от идеала, потому что хаотичны. Базовое digital-обучение должно реализовываться уже на уровне среднего общего образования. «Кадры надо растить со школьной скамьи, чтобы они были готовы работать в цифровой экономике, экономике данных», — уверен Александр Батищев (РГУНХ Минсельхоза РФ).
А пока ответственность за цифровое будущее молодого поколения берут на себя университеты. Екатерина Каменева (Финуниверситет) рассказывает, как повышается digital-грамотность в вузе:
«StudUp — это проект студенческого ДПО. Обучающиеся выбирают любую программу и проходят ее онлайн за символическую плату. Очень популярны языки программирования Python и R, а также темы кибербезопасности и информационных технологий. Такие квалификации выбирают, потому что они сегодня высокооплачиваемые».
Современные студенты используют все возможности для развития цифровых навыков. Ведь электронные сервисы и искусственный интеллект экономят специалистам время и силы, что позволяет сосредоточиться на более серьезных рабочих задачах. «Наши студенты, начиная со 2 курса и старше, имеют возможность бесплатно получить дополнительную квалификацию по цифровым компетенциям на цифровых кафедрах, — делится опытом Александр Батищев (РГУНХ Минсельхоза РФ). — Обучающиеся активно этим пользуются, потому что понимают: чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, помимо базового образования по биологии, химии и так далее нужны мощные цифровые навыки».
Как понять, насколько успешно университет развивается в области цифрового образования? На этот вопрос отвечает Екатерина Каменева (Финуниверситет), отмечая пользу от сотрудничества с компаниями: «Есть два ключевых момента в оценке эффективности ответов университета на вызовы цифровой экономики: 1) быстрое и успешное трудоустройство выпускников по конкретной программе; 2) удовлетворенность индустриального партнера программой. Участие партнера необходимо при согласовании, проектировании, реализации учебного процесса. Полезны стажировки преподавателей у партнера, открытие базовых кафедр, совместных лабораторий и брендированных пространств».
Но не все учебные заведения готовы кардинально меняться. Приверженность традициям много лет помогала поддерживать эффективность обучения, поэтому недоверие к новым методикам и технологиям вполне объяснима. Роман Шамин (Университет Правительства Москвы) подчеркивает: «Одна из проблем — вузы не готовы встраивать современный контент в свой учебный процесс. А в наше время важна гибкость».
Специалист, способный самостоятельно решить цифровую задачу в короткие сроки без привлечения дополнительных ресурсов, сейчас важнее программиста, как замечает Роман Шамин (Университет Правительства Москвы). Время адаптации к условиям цифровизации постепенно проходит, и наступает эпоха продвинутого владения новыми технологиями.