27 ноября в Юрайт.Академии состоялась панельная дискуссия «Будущее науки: развитие студенческих научных проектов» в рамках онлайн-конференции «Студенческая наука: задания, проекты, публикации».
Первое студенческое научное общество Собрание российских питомцев появилось в 1781 году под покровительством поэта, писателя и ректора Московского университета Михаила Хераскова. С тех пор количество СНО увеличилось, а их функционал значительно расширился. Эксперты Юрайта поделились своим опытом организации студенческих объединений.
Нужно подбирать научную команду чуть ли не со школы
Развитие новых технологий привело к появлению множества профессий прикладного характера. Сейчас они более востребованы, чем научная карьера, поскольку предполагают конкурентоспособную заработную плату. Произошла так называемая «утечка мозгов» национального уровня. «Рынок труда колеблется, — замечает первый проректор Белгородского государственного института искусств и культуры, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Ольга Киреева. — Количество специалистов неравномерно распределяется по отраслям и регионам, поэтому задача по формированию кадрового резерва сейчас стоит особенно остро».
В таких условиях научные сотрудники и руководство вузов бросают все силы на привлечение молодых людей к науке: поиск талантов начинается за пределами университета. «Сейчас мы стоим на пороге такого кадрового голода, что нужно подбирать себе команду чуть ли не со школы, с первого курса», — подтверждает начальник отдела научно-практических проектов и информации Университета Правительства Москвы Юлия Леденева.
Чтобы показать студентам возможности исследовательской деятельности, в вузах проходит активная работа по организации студенческих научных сообществ и кружков. Ольга Киреева (БГИИК) делится своим опытом:
«Мы действуем по принципу "Не навреди!". Студенты по желанию вступают в сообщество: они заполняют анкету, и их объединяют в общевузовское СНО, а дальше ребята сами группируются по интересам в рамках мероприятий».
Научные общества могут быть формальными и неформальными. Но при официальном статусе объединение получает специальные привилегии. Об этом говорит начальник отдела аспирантуры и молодежной науки, доцент кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат педагогических наук Ольга Алексеева: «Мы мотивируем студенческие сообщества официально оформляться за тем, чтобы СНО получило представительство в Совете по молодежной науке университета. Совет занимается в том числе и экспертной деятельностью при проведении различных конкурсов для молодых ученых».
СНО — это не клуб по интересам и не чай с печеньками
Основная задача студенческого научного общества — повысить уровень профессиональных компетенций обучающихся. Но каждое объединение делает упор на развитие определенных знаний и навыков. Юлия Леденева (Университет Правительства Москвы) рассказывает:
«В СНО студенты учатся тому, что им конкретно пригодится в жизни и профессиональной деятельности: проектное мышление, умения реализовывать идею и организовывать мероприятия, вести социальные сети, доносить до аудитории свои мысли».
Многие путают функционал СНО с работой Студенческого совета. Ведь обе организации занимаются планированием внеурочной деятельности. Ольга Алексеева (НовГУ) объясняет, в чем состоит принципиальная разница: «СНО — это не студсовет, не клуб по интересам и не чай с печеньками; это научная "песочница", где можно получить соответствующие компетенции. Есть несколько направлений работы — организация научных мероприятий (конференции, форумы, воркшопы) и популяризация науки. Мы работаем и со школьниками, проводим научную профориентацию».
Юлия Леденева (Университет Правительства Москвы) также отмечает, что участие в студенческих объединениях положительно сказывается на карьерных перспективах: «Для участников грантов и стипендиальных стажировок СНО — это возможность пополнить портфолио, которое дает преимущество в трудоустройстве».
Оказывается, многие обучающиеся своеобразно понимают участие в СНО. «Иногда студенты прикрываются занятиями наукой, чтобы не ходить на лекции и семинары, — выделяет проблему Ольга Киреева (БГИИК). — В таком случае нужно включать дополнительные механизмы. А если студент действительно не успевает по дисциплинам, то ему нужно помогать». Но преподаватели не всесильны, поэтому именно от обучающегося зависит конечный итог его обучения.
Сначала вы работаете на СНО, а потом СНО работает на вас, причем это касается не только развития исследовательской части, но и воспитательной. Взаимодействуя с одногруппниками, студент осваивает правила академической коммуникации. «СНО воспитывает коллективную ответственность. Студенты должны понимать, что от их работы зависит и работа товарища», — подчеркивает Юлия Леденева (Университет Правительства Москвы).
СНО важно реагировать на запросы внешнего пространства
В большинстве учебных заведений вовлечение первокурсников в исследования проходит в соответствии с многолетними традициями: студенты изучают общие дисциплины, плавно погружаясь в науку, а затем пишут научно-исследовательскую работу (НИР). Однако в некоторых вузах вовлечение подразумевает и другие виды деятельности. Опытом своего университета делится Ольга Алексеева (НовГУ):
«На педагогическом направлении мы используем модели интеграции обучающихся в научную деятельность. В бакалавриате на первом курсе студенты изучают общие дисциплины и параллельно вступают в студенческие научное сообщество. У них даже есть посвящение в члены СНО. Позже для них появляется практика НИР, где они учатся проводить исследования. Далее исследовательские компетенции совершенствуются при написании междисциплинарной курсовой работы и ВКР, которые защищаются перед комиссиями».
СНО — важный инструмент для привлечения талантов в науку, а также эффективный способ повысить активность студентов. Поэтому учебное заведение уделяет большое внимание составлению списка учебных задач для студенческих объединений. «Плановые мероприятия СНО — это ключевые позиции, включенные в программу работы вуза. План не статичен. Мы стараемся реагировать на запросы внешнего пространства», — замечает Ольга Киреева (БГИИК).
К составлению плана мероприятий для СНО есть разные подходы. Одни «загружают» обучающихся, чтобы выработать у них актуальные навыки, другие предпочитают давать им полную свободу. «Мы включаем мероприятия в план по минимуму, чтобы не убивать инициативу и давать студентам возможность проявляться в том, что им интересно. Сейчас молодым людям важен индивидуальный подход», — обращает внимание коллег Юлия Леденева (Университет Правительства Москвы).
В любом случае членам СНО важно давать время на самостоятельное изучение особенностей исследования. Ведь известно, что знания, добытые в ходе собственного поиска, усваиваются намного лучше. Ольга Алексеева (НовГУ) приводит пример, где обучающиеся могут самостоятельно познакомиться с научными материалами: «У нас есть специальный кабинет диссовета, где хранится исследовательское наследие. Студенты могут знакомиться с ним и свободно изучать, как строится методологический аппарат, как сделаны выводы и доказаны гипотезы. Члены диссоветов периодически дают открытые лекции». Все это позволяет студентам сформировать профессиональные компетенции, актуальные для рынка труда.
Сложно представить современное учебное заведение без СНО. Как говорит Ольга Алексеева (НовГУ), это научная «песочница», в которой будущие ученые учатся делать свои первые исследовательские «куличики».