Показать виджеты
Скрыть виджеты
25 декабря 2025 активны на платформе
50 831 -15
Преподаватель
680 618 -704
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Мы должны держать свою линию, а не затыкать текущие дыры и тушить пожары»: гибкие программы для современных студентов

Дата публикации
20 февраля 2025
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2121

27 января в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Смарт-образование: гибкие программы для современных студентов» в рамках в XVI Зимней школы преподавателя «Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные».

 

Гибкие образовательные программы становятся все более популярными среди студентов благодаря очевидным преимуществам: формирование индивидуального учебного плана, возможность проходить курсы из разных регионов и так далее. Эксперты Юрайта обсудили специфику гибкого подхода к обучению и трудности в его реализации.

 

Гибкие программы — и для студентов, и для индустриальных партнеров

Трудоустройство выпускников — одна из ключевых задач вуза, которую помогают решить гибкие программы. Благодаря им у молодых людей формируется актуальная для индустрии база знаний и навыков, а это дает ребятам возможность уже в начале обучения попробовать себя на реальном рабочем месте. «Мы разрабатываем образовательные программы таким образом, чтобы студенты уже в первые годы учебы имели возможность трудоустраиваться стажерами в желаемых организациях», — рассказывает первый проректор — проректор по науке и цифровой трансформации Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева, кандидат технических наук, доцент Александр Сутягин.

 

Гибкие программы позволяют студентам и вузам оперативно адаптироваться к новым вызовам современности. «Самый актуальный экономический тренд — импортозамещение, — обращает внимание коллег проректор по цифровой трансформации, заместитель директора передовой инженерной школы Череповецкого государственного университета, доцент кафедры киберфизических систем, кандидат технических наук Алена Смыслова. — Сейчас работодатели разрабатывают свои программные продукты, аппаратные комплексы, из-за чего нужно учить ребят работать с нововведениями». 

 

Без навыков работы с новыми технологиями сложно быть конкурентоспособным на рынке труда. Именно поэтому гибкие программы строятся вокруг формирования практических компетенций. «Студентов нужно обучать современным технологиям, но при этом нужно понимать, что им в любом случае придется осваивать новые знания и навыки непосредственно на рабочем месте», — подчеркивает начальник отдела развития образовательных технологий Тамбовского государственного технического университета, доктор технических наук, доцент Дмитрий Поляков. Действительно, вуз может дать студенту основы и задать темп профессионального развития, а частные случаи выпускник рассмотрит уже на предприятии. 

 

Актуальность навыков обращения с новым оборудованием подтверждает и проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова, кандидат биологических наук, доцент Светлана Шлапакова: «Если раньше достаточно было стандартной подготовки по геодезии, то сейчас ребят нужно обучать использованию планшетов, беспилотников для проведения геодезических работ. Работодатели начинают реализовывать программы, когда они не только оплачивают студентам обучение и стипендию, но и привлекают к преподаванию компетентных сотрудников, которые дают обучающимся актуальные навыки работы с современным оборудованием».

 

Сейчас компании-партнеры часто являются равноправными участниками образовательного процесса, поэтому при составлении учебного плана важно учитывать адаптивные возможности и для них. Это замечает Дмитрий Поляков (ТГТУ):

 

«Программы должны быть гибкими и для студентов, и для индустриальных партнеров». 

 

При этом связующим звеном между студентами и работодателями все равно выступает вуз. «Мы растим молодежь с 17 до 24 лет, поэтому именно наша задача — давать план работодателям и напоминать, что и они должны быть гибкими, адаптивными. Тогда не будет текучести кадров», — уверен заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности Самарского государственного социально-педагогического университета, доктор экономических наук, доцент Юрий Грабоздин.

 

Студенты идут на хитрость

Важно понимать, что гибкие программы принесут пользу лишь тем студентам, которые точно знают, где хотят работать и какие навыки им для этого понадобятся. По данным проекта «Билет в будущее» и компании «Профилум» за 2023 год, к 10-11 классу только 61% учеников определяются с выбором профессии. Чтобы помочь студентам понять сферу собственных интересов, в вузах реализуются специальные учебные мероприятия. Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева) делится опытом своего университета: «В рамках проекта "Передовые инженерные школы" мы ввели в образовательные программы проектную деятельность. Она связана с семью дуальными лабораториями во взаимодействии с индустриальными партнерами. В каждой из них студенты 1-2 курсов выполняют небольшую, но качественную лабораторную работу, касающуюся специфики работы лаборатории. Это помогает им определить, к чему лежит душа, и максимально реализоваться в той области, которая интересна, будь то проектирование, изготовление деталей, роботизация, испытания изделий или программирование».

 

Молодое поколение использует все возможности для профессионального роста (и даже больше). Об одной из «лазеек» рассказывает Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова): «Наши продвинутые студенты идут на хитрость: они параллельно получают второе высшее образование бесплатно, например, по IT-специальности. Законом это не запрещено, пока не получил диплом о высшем образовании».

 

Но в этой тяге к знаниям есть свое слабое место. Студентов интересует только те знания и навыки, которые точно будут необходимы в их деятельности. Идея о простом расширении кругозора привлекает меньший круг людей. «Современное поколение как будто боится знать чуть больше, чем им понадобиться в жизни, — замечает Дмитрий Поляков (ТГТУ). — Они хотят освоить лишь то, что обязательно пригодится в профессии». 

 

Обучающиеся самостоятельно формируют свою компетентностную модель, подстраиваясь под условия потенциальных работодателей. Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова), анализируя свой опыт, замечает:

 

«Студенты часто спрашивают про программы, где осваиваются важные для предприятия навыки, не предусмотренные учебным планом».

 

Нынешнее поколение отличается не только осознанностью в выборе полезных компетенций, но и смелостью в отстаивании собственных позиций. «Современные студенты не боятся занимать четкую позицию и говорить, что они хотят, например, от практики, — делится своим наблюдением Юрий Грабоздин (СГСПУ). — Но с ними нужно быть осторожными: иногда приходится разбираться со злоупотреблениями с их стороны». Ведь главным во все времена остается уважение к преподавателям и учебному заведению в целом. 

 

Вузам нужно держать свою линию

Благодаря различным университетским проектам обучающиеся быстро определяют, в каком направлении хотят развиваться. «По нашему опыту, студенты уже после первых технологических практик понимают, какие навыки они хотят у себя развить. Запросы на программы по ландшафтному дизайну, 3D-моделированию, искусственному интеллекту и другим зашкаливают», — рассказывает Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова)

 

Но нередко случается так, что осваиваемые на занятиях навыки внезапно перестают быть актуальными для работодателей. Юрий Грабоздин (СГСПУ) объясняет почему: «Проблема кроется в запросах участников образовательного процесса, студентов и индустриальных партнеров. Потому что мы не всегда знаем, чего хотим, как и почему. Что мы в итоге можем требовать от преподавателей?».

 

Педагоги — не панацея. Поэтому для большей продуктивности к образовательному процессу нужно подключать предприятия. Индустриальные партнеры уже сейчас активно принимают студентов на стажировки, чтобы подготовить их по требованиям конкретной должности. «Работодателям нужны работники здесь и сейчас, — подчеркивает Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева). — Они готовы принимать на работу студентов с первого курса, чтобы ребята приходили на рабочие места, осваивались, знакомились с профессионалами своего дела и оперативно включались в рабочие процессы».

 

Если студент будет получать практические навыки только у работодателя, то рынок рискует получить специалиста слишком узкого профиля. Конвергентность стала необходимой чертой каждого профессионала, и в этом плане гибкие программы приносят большую пользу. Однако над их эффективностью еще стоит работать, а для этого необходимы четкие данные, которые позволят объективно взглянуть на образовательный процесс. «В информационных системах пока недостаточно проработан сбор такого цифрового следа, который позволяет сделать однозначный вывод о качестве обучения. Мы выставляем контрольные точки и баллы, но верифицировать все это сложно», — обращает внимание коллег Алена Смыслова (ЧГУ)

 

Трудности в развитии гибких программ также возникают из-за формальных требований. Об этом говорит Дмитрий Поляков (ТГТУ):

 

«ФГОС достаточно жестко регулирует учебный процесс, поэтому иногда сложно добиться гибкости».

 

Важно делать маленькие шаги и планировать, как модернизировать учебный процесс. «Университеты должны думать о будущем, но на самом деле мы постоянно находимся в догоняемой адаптивности к уже имеющимся запросам. Мы должны держать свою линию, а не затыкать текущие дыры и тушить пожары», — подводит итог Юрий Грабоздин (СГСПУ).