23 июня в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Новое поколение ФГОС для нового поколения студентов» в рамках XVII Летней школы преподавателя «Интеллект в цифровом образовании: естественный, искусственный, эмоциональный».
ФГОС — тот самый «фундамент», на котором строится учебный процесс, поэтому его изменения бурно обсуждаются в академическом сообществе. По словам министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, одним из принципов новой модели образования станет усиление фундаментальных начал и качественная практикоориентированность.
Эксперты Юрайта обсудили, в чем недостатки старого ФГОС и какие нововведения нужны в цифровую эпоху.
У существующего ФГОС больше минусов, чем плюсов
ФГОС текущего поколения используется уже несколько лет. В отличие от своих предшественников, в нем конкретизированы требования к результатам обучения, что позволило значительно повысить качество образования. Но мир развивается, и новые технологии уже не укладываются в старые стандарты.
«У существующего ФГОСа больше минусов, чем плюсов, — уверен проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета, почетный работник сферы образования РФ, доктор технических наук, профессор Игорь Дарда. — Он носит рамочный характер, не содержит никакой конкретики, не дает возможность при переводе студента в другой вуз напрямую зачесть дисциплины, которые он изучал ранее».
Современная молодежь ответственно относится к профессиональной карьере, а потому у ребят возникает много пожеланий по организации учебного процесса. Это подтверждает директор департамента образовательной политики Адыгейского государственного университета, заведующий кафедрой философии и социологии, доктор философских наук, доцент Надежда Ильинова:
«Каждое новое поколение первокурсников требует новшеств в деятельности университетов. Важно, чтобы у вуза были возможности их выполнять, особенно это касается повышения квалификации преподавателей и материально-технической базы».
Причем с образовательными запросами стоит начинать работать еще со школы. Многие вопросы с поступлением возникают из-за недостаточной информированности целевой аудитории. «Школьники становятся более сознательными, к 11 классу многие уже знают, чего хотят в будущем. Нужно работать в этом направлении и рассказывать молодежи о перспективных программах и научно-исследовательском потенциале университетов», — подчеркивает первый проректор — проректор по науке и цифровой трансформации Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева, кандидат технических наук, доцент Александр Сутягин. Абитуриентам и их родителям важно показать образовательные перспективы.
При изменении ФГОС необходимо понять, какой компетентностный портфель должен сложиться у выпускника. «Проблема заключается в следующем: можно взять три профессиональных стандарта, из каждого выбрать по одной трудовой функции. Но какого выпускника мы в итоге получим? Он не будет ориентирован на определенный профессиональный стандарт, просто обладатель каких-то функций», — замечает Игорь Дарда (РосНОУ).
Этот же вопрос стоит разъяснять и студентам. Начальник учебно-методического управления МИРЭА — Российского технологического университета, заведующий кафедрой истории и документоведения, кандидат исторических наук, доцент Ольга Савка обращает внимание коллег: «Многие до сих пор не понимают, как на основании профессиональных стандартов мы формулируем компетенции и индикаторы по их освоению».
Нужно не только адаптировать ФГОС под современные вызовы, но и донести все важные положения стандарта до общественности. Тогда и абитуриенты с родителями, и академическое сообщество смогут двигаться по единой траектории, используя максимум возможностей.
У работодателей новый подход к выпускникам
На трудоустройство студентов ориентировано каждое учебное заведение. Поэтому образовательные программы и стажировки часто организуются при активном участии индустриальных партнеров. Но сотрудничество иногда идет с перебоями. Заведующий учебно-методическим управлением Московского международного университета Дарья Заметта объясняет, как можно решить данную проблему: «Если в новом ФГОС будет закреплена четкая регламентация взаимодействия с работодателями на постоянной основе, то учебный процесс изменится в положительную сторону». Совместная работа над учебным процессом поможет выпускнику быстро адаптироваться к рабочему месту за счет актуальных навыков.
Более того, сами индустриальные партнеры все чаще обращают внимание на ФГОС. «У работодателей новый подход к выпускникам, — отмечает Ольга Савка (РТУ МИРЭА). — Студенты рассказывают, что на собеседованиях у них спрашивают соответствие профессиональному стандарту».
Многие университеты уже сейчас активно идут вперед в сотрудничестве с работодателями. Например, при разработке проектов создаются специальные чаты, объединяющие индустриальных партнеров и студентов. Это позволяет последним наладить коммуникацию с потенциальным работодателем и получить практические советы по конечному продукту. Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева) делится опытом своего вуза: «Мы сформировали рабочие группы, в которые входят представители промышленных предприятий и разработчики образовательных программ с кафедр университета. Благодаря такому подходу у нас создаются карты компетенций». В таком случае все участники образовательного процесса понимают, каких результатов нужно достигнуть за определенный период времени, а это в свою очередь помогает выстроить эффективную траекторию обучения.
У существующего стандарта есть как минусы, как и плюсы. «Идеальная картина мира: если ФГОС нового поколения впитает в себя все лучшее от предшественников», — замечает Дарья Заметта (ММУ).
ФГОС должен не только предоставить нам обязательное ядро
Уже с 1 сентября 2025 года российские вузы перейдут на новую систему обучения. Привычные уровни образования заменят новые: базовое, специализированное и профессиональное. Поскольку первые два будут по максимуму отвечать запросам индустрии, выпускники получат больше шансов на успешное трудоустройство.
«Чтобы грамотно разработать ФГОС, нужно определиться с номенклатурой специальностей. Ведь бакалавриата скоро не будет, — напоминает Игорь Дарда (РосНОУ). — Сначала должен выйти приказ министерства с перечнем специальностей, потом сформироваться ФУМО, которое затем будет разрабатывать ФГОС».
Дел предстоит много, но уже сейчас важно настроиться на перемены. Эксперты Юрайта рассказывают, что желательно отразить в новых документах. «ФГОС должен не только предоставить нам обязательное ядро, но и дать четкий перечень профессиональных стандартов, а также установить их минимальный и максимальный объемы», — считает Дарья Заметта (ММУ). Обучать студента можно бесконечно: в образовательном процессе нужно вовремя поставить точку.
Развитие цифровых технологий тоже должно отразиться во ФГОС. Об этом подробно говорит Александр Сутягин (РГАТУ им. П.А. Соловьева):
«В разделе "Требования к результатам освоения образовательной программы" целесообразно вводить цифровые компетенции, разделяя их на базовые и продвинутые, добавлять работу с цифровыми ресурсами, инструментами искусственного интеллекта, программирования, анализа данных и так далее».
Без навыков обращения с новыми технологиями современный специалист не сможет быть конкурентоспособным на рынке труда. Но вузу нужна материально-техническая база, чтобы позволить студентам выработать такие компетенции. «Когда во ФГОС прописываются результаты и требования к ним, наши учредители должны учесть, с помощью каких средств вуз будет это реализовывать», — подчеркивает Надежда Ильинова (АГУ). Образовательные стандарты должны соответствовать возможностям учебных заведений.
В целом ФГОС нового поколения, а также реформа образования призваны упростить педагогическую работу, но повысить качество обучения. «C введением новой системы образования нам обещают сокращение бумажной работы и облегчение нагрузки на преподавателей, — обращает внимание коллег Ольга Савка (РТУ МИРЭА). — Будем надеяться на лучшее».
Сейчас педагоги вынуждены тратить много времени и сил на заполнение отчетов. Но в этом им помогают цифровые инструменты. Например, сервис «Юрайт.Экзамены» позволяет оперативно выгружать электронные ведомости.
Эксперты Юрайта смотрят на образовательные перемены позитивно. «ФГОС в любом случае привнесет нечто новое в жизнь высшей школы, — уверена Надежда Ильинова (АГУ). — Придется меняться самим и совершенствовать методики и технологии преподавания. Надеюсь, что в новом ФГОС будет сделан акцент на синтез науки и образования, потому что Россия уже взяла курс на научно-технологическое лидерство».
Адаптация — главный механизм развития. Новые образовательные условия, которые принесет новый ФГОС, помогут студентам, преподавателям и учебным заведениям выйти на новый уровень совершенствования. Однако стоит учитывать и прошлый опыт. Ведь, как отмечает Дарья Заметта (ММУ), будет идеально, если ФГОС нового поколения впитает в себя все лучшее от предшественников.