Интеллектуальная собственность становится ключевым активом университетов. Но чтобы эти активы работали – приносили доход, масштабировались и сохранялись за университетом – нужно выстроить стратегическую систему управления разработками.
Как монетизировать научно-технический задел университетов? какие компетенции нужны командам? какую роль в этом играют студенты? Обсудили Марина Абдрахманова (руководитель Межотраслевого центра трансфера технологий Университета Иннополис), Алексей Титов (руководитель офиса управления проектами ГАОУ ВО Альметьевского государственного технологического университета) и Александр Сутягин (первый проректор–проректор по науке и цифровой трансформации Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева).
Вузы подают около 43% заявок в Роспатент, развивается сеть университетских стартап-студий, развиваются совместные проекты с индустриальными партнерами.
Сегодня практическая научная деятельность выходит на первый план:
«В последнее время ощущается смещение фокуса в сторону прикладной науки, когда любое научное исследование завершается конкретной разработкой в производстве, а результат закрепляется патентом», – Александр Сутягин.
При этом, до коммерческого применения доходит менее 10% разработок. Огромный потенциал пока остается нереализованным.
Монетизация технологий за два шага
Чтобы университетские разработки успешно превращались в контракты, важны два аспекта. Во-первых, нужно понимать рынок и отслеживать, когда у исследовательских групп появилась перспективная технология, алгоритм, ПО или любое другое ценное решение. Во-вторых, университеты должны оформлять права на такие разработки – так проще заключить сотрудничество и при этом сохранить за собой активы.
В работе по управлению интеллектуальной собственностью важно уделять внимание своевременному выявлению научно-технологического задела команд и регистрации прав на базовые технологии и платформенные решения. Идя по такому пути, намного легче выстраивать диалог с индустриальными партнерами – заказчиками – и сохранять права на интеллектуальные активы за Университетом.

Марина Абдрахманова, Руководитель Межотраслевого центра трансфера технологий Университета Иннополис
Чтобы разработчики активнее выводили свои продукты в официальный статус, вузы могут подключать дополнительную денежную стимуляцию:
«Помимо традиционных путей поощрения и выплат авторских вознаграждений за создание и использование служебных результатов интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств), которые предусмотрены законодательством, мы стараемся направлять усилия на мотивацию не количества РИД, а на их качество. Один из примеров такой поддержки - дополнительное премирование разработчиков программного обеспечения за включение в реестр отечественного ПО Минцифры. Сейчас у Университета Иннополис 54 программы в реестре отечественного ПО», – Марина Абдрахманова.
Что мотивирует студентов
Студенты видят в интеллектуальной собственности поле для развития. Особенно их мотивируют практико-ориентированные программы и структуры, в рамках которых можно сделать проект и «пощупать» результат своей работы:
«С развитием передовой инженерной школы «Технологии двигателестроения» мы наблюдаем рост интереса студентов к исследованиям уже с первых курсов. Студентам интересно наблюдать, как рождается результат интеллектуальной деятельности. Сейчас мы работаем над системой вознаграждений», – Александр Сутягин.
Успех студентов в работе с интеллектуальной собственностью во многом зависит от того, видят ли они, зачем их работа нужна. Поэтому важно сначала говорить о потенциале их конкретных усилий, а потом подключать внешние стимулы – конкурсы, гранты и премии.
Студенты постоянно обращаются к нам за помощью в оформлении прав на интеллектуальную собственность. Они видят в этом потенциал для развития. Сначала важно формировать внутреннюю мотивацию, а затем выстраивать правильную конкурсную основу.

Алексей Титов, Руководитель офиса управления проектами ГАОУ ВО Альметьевского государственного технологического университета
Три навыка для работы с ИС
Чтобы успешно развивать, коммерциализировать и охранять интеллектуальную собственность, нужна комбинация юридических знаний, технической экспертизы и стратегического мышления.
Помимо знания законодательства для работы с интеллектуальной собственностью нужно мыслить интегрально, иметь хороший кругозор в предметной области и понимать, какой результат можно получить по завершению научного исследования.

Александр Сутягин, Первый проректор–Проректор по науке и цифровой трансформации Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П.А. Соловьева
Чтобы интеллектуальная собственность университетов приносила финансовый результат, необходима система управления, которая сочетает стратегическое мышление, понимание рынка, юридическую защиту, техническую экспертизу и правильную мотивацию как исследовательских команд, так и студентов. Спасибо экспертам за дискуссию!
Мы уже готовим для вас новые мероприятия, где обсудим больше трендов образования. Следите за анонсами здесь!