Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
СИНТАКСИС РУССКОГО ЯЗЫКА: УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КУРС
Используют:
79
вузов
24
преподавателя
115
студентов
Избранное
специалитет
бакалавриат
магистратура
аспирантура
Научная школа:
Петрозаводский государственный университет (г. Петрозаводск)
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Важнейшая задача предлагаемого курса — представить русский синтаксис в процессе его непрерывного развития и обновления, в совокупности его современных синтаксических средств и возможностей, истории их зарождения и закрепления в качестве общеязыковых фактов. Русский синтаксис рассматривается и излагается с трех аспектов, во-первых, как единое целое, со второй стороны, — комплексно, и, наконец, без разделения на исторический и современный пласты, что позволяет решить ряд важнейших историко-теоретических, системообразующих и лингво-педагогических задач. Курс содержит обширный научный аппарат: ссылки на специальную литературу, научную полемику, обнаружение и обзор нерешенных вопросов и проблем. Эти ссылки и критические разборы разных решений, касающихся одних и тех же или сходных явлений, призваны стимулировать самостоятельность мышления, самостоятельную работу студентов, которые проявят углубленный интерес к заинтересовавшей их научной проблематике.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Языки и литература / Русский язык и культура речиДисциплины
Синтаксис ,
Общий синтаксис ,
Актуальные проблемы современной грамматики (синтаксис) ,
Русский язык: синтаксис и дискурс ,
Актуальные вопросы синтаксиса русского языка ,
Дискуссионные вопросы синтаксиса русского языка ,
Коммуникативный и семантический синтаксис ,
Синтаксис русского языка ,
Синтаксис русского языка (простое предложение) ,
Синтаксис русского языка (сложное предложение) ,
История синтаксических учений в России ,
Проблемы коммуникативного синтаксиса ,
Спорные вопросы синтаксиса ,
Синтаксис современного русского литературного языка ,
Синтаксис родного языка ,
Актуальные проблемы синтаксиса русского языка ,
Русский язык (теоретический курс). Синтаксис ,
Семантический синтаксис ,
Синтаксис современного русского языка ,
Современные проблемы изучения языка и речи: предложение - сложное синтаксическое целое - текст ,
Национальная специфика русского синтаксиса ,
Синтаксис сложного предложения ,
Активные процессы в современном русском синтаксисе ,
Проблемные вопросы синтаксиса сложного предложения ,
Синтаксис простого предложения ,
Русский язык (Синтаксис) ,
Современные синтаксические теории ,
Современный русский язык (синтаксис) ,
Практический синтаксис ,
Теоретический синтаксис ,
Современный русский язык. Синтаксис простого предложения ,
Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения
Направления подготовки/Специальности/Профессии
45.03.04 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере,
51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность,
52.05.04 Литературное творчество,
45.03.02 Лингвистика,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
42.03.02 Журналистика,
45.03.01 Филология
51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность,
52.05.04 Литературное творчество,
45.03.02 Лингвистика,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.09 Педагогическое образование (История),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки),
42.03.02 Журналистика,
45.03.01 Филология
Свернуть
Еще 12
Авторы
Лекции
Тарланов Замир Курбанович
доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный деятель науки Республики Карелия, Член Союза писателей России, почетный работник высшего профессионального образования РФ
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
I. Введение
Время прохождения 166 минут
- 1. Синтаксис как раздел грамматики (33мин.)
- 2. Основные этапы в истории изучения и развития русского синтаксиса (50мин.)
- 3. Русская синтаксическая классика и современные синтаксические теории (50мин.)
- 4. Синтаксис как наука о языке и метаязыки синтаксиса (33мин.)
Свернуть
Развернуть тему
II. Общие вопросы синтаксиса
Время прохождения 415 минут
- 5. Предмет синтаксиса (50мин.)
- 6. Конструктивный (структурный) и коммуникативный (актуальный) синтаксис (50мин.)
- 7. Синтаксическая парадигматика и синтагматика (33мин.)
- 8. Предложение как важнейшая единица синтаксиса (50мин.)
- 9. Основные признаки предложения (66мин.)
- 10. Словосочетания и их место в синтаксисе (50мин.)
- 11. Предложение и высказывание (17мин.)
- 12. Типология предложения, синтаксическая семантика и модальность (50мин.)
- 13. Типология предложения в ее отношении к типологии стилей (33мин.)
- 14. Типология предложения, этнопсихология и этнофилософия (33мин.)
Свернуть
Развернуть тему
III. Методы синтаксического изучения и анализа
Время прохождения 767 минут
- 15. Логико-синтаксический метод (50мин.)
- 16. Психолого-синтаксический метод (83мин.)
- 17. Метод описания синтаксических явлений с опорой на учение о частях речи (17мин.)
- 18. Формально-грамматический метод (50мин.)
- 19. Синтагматический анализ предложения (83мин.)
- 20. Анализ по позиционным звеньям (33мин.)
- 21. Анализ предложения на основании типов синтаксических связей (83мин.)
- 22. Метод эксперимента (17мин.)
- 23. Метод парадигматического описания (50мин.)
- 24. Метод анализа по непосредственно составляющим (33мин.)
- 25. Трансформационный анализ (33мин.)
- 26. Метод актуального членения (33мин.)
- 27. Использование приемов сравнительно-исторического метода в историческом синтаксисе (166мин.)
- Тест: Методы синтаксического изучения и анализа (36мин.)
Свернуть
Развернуть тему
IV. Простое предложение
Время прохождения 1039 минут
- 28. Простое предложение и предикативное единство в составе сложного целого: сходства и различия (100мин.)
- 29. Поиски новых подходов к описанию простого предложения во второй половине XX в. (133мин.)
- 30. Типы предложений по их универсально-коммуникативной целеустановке (17мин.)
- 31. Способы и средства выражения синтаксических отношений в русском языке (33мин.)
- 32. Типы синтаксических связей (17мин.)
- 33. Сочинительная связь (17мин.)
- 34. Подчинительная связь (17мин.)
- 35. Типы подчинительной связи (17мин.)
- 36. Согласование (33мин.)
- 37. Управление (33мин.)
- 38. Примыкание (33мин.)
- 39. Двусоставное (двухъядерное) предложение как наиболее массовый и историко-генетически первичный тип предложения (17мин.)
- 40. Иерархия (структура) двусоставного предложения. Главные и второстепенные члены. Вопрос о статусе прямого дополнения в структуре предложения (17мин.)
- 41. Главные члены двусоставного предложения (17мин.)
- 42. Подлежащее (17мин.)
- 43. Сказуемое (33мин.)
- 44. Второстепенные члены предложения и их типы (66мин.)
- 45. Замечания о стилистике второстепенных членов предложения на материале пословиц (33мин.)
- 46. О составе и функциях однородных членов предложения на материале пословиц (17мин.)
- 47. Однородные подлежащие (33мин.)
- 48. Некоторые особенности согласования предикатов (преимущественно на материале пословиц) (17мин.)
- 49. Однородные предикаты (33мин.)
- 50. Однородные второстепенные члены предложения (17мин.)
- 51. Дополнительные комментарии к синтаксису и поэтике пословиц, построенных по типу предложений с однородными членами. Вопрос о слитных предложениях (33мин.)
- 52. Поэтико-стилистические особенности функционирования двусоставного предложения в пословицах (33мин.)
- 53. Двусоставное несогласованное предложение (17мин.)
- 54. К истории изучения двусоставного несогласованного предложения (66мин.)
- 55. Стадии становления несогласованных предложений (83мин.)
- 56. Несогласованные предложения в контексте русского этнического мировосприятия (33мин.)
- Простое предложение. Понятие предикативности. Часть 1. Традиционная трактовка (0мин.)
- Простое предложение. Понятие предикативности. Часть 2. Предикативность и предикация (0мин.)
- Простое предложение. Понятие предикативности. Часть 3. Предикативность и коммуникативность (0мин.)
- Тест: Простое предложение (42мин.)
Свернуть
Развернуть тему
V. Односоставные личные предложения, типы и происхождение
Время прохождения 465 минут
- 57. Вводные замечания (17мин.)
- 58. Общее понятие об односоставных личных предложениях (17мин.)
- 59. Основные точки зрения на происхождение односоставных личных предложений (133мин.)
- 60. Функциональный статус односоставных личных предложений в новорусском языке, представляющем последний этап его истории (66мин.)
- 61. Процесс и этапы становления односоставных личных предложений в русском языке (50мин.)
- 62. Формальная и функциональная перестройка системы глагольных форм как фактор развития односоставных предложений (33мин.)
- 63. Семантическое усложнение личных форм глагола как фактор образования односоставных личных предложений (17мин.)
- 64. Глагольно-местоименный изосемантизм как фактор развития односоставных личных предложений (17мин.)
- 65. Односоставные личные предложения в их семантической соотнесенности с двусоставными предложениями (33мин.)
- 66. Общий обзор факторов, содействовавших развитию односоставных личных предложений (50мин.)
- 67. Типологические сходства и различия русского и западноевропейских языков в выражении субъекта в подлежащем и сказуемом (33мин.)
Свернуть
Развернуть тему
VI. Безличные предложения
Время прохождения 532 минуты
- 68. Вводные замечания (17мин.)
- 69. Наиболее распространенные теории происхождения безличных предложений (Гримм, Потебня, Мейе, Пешковский, Мещанинов) (33мин.)
- 70. Шахматовская теория происхождения безличных предложений и ее уязвимость (66мин.)
- 71. Безличность как результат реализации в языке тенденции к абсолютизации (обобщению) признака (33мин.)
- 72. Значение данных синтаксической типологии в решении проблемы происхождения безличных предложений (17мин.)
- 73. Безличные предложения в истории русского языка ХI-ХVII вв. по оценкам специальной литературы (17мин.)
- 74. Этапы и тенденции в динамике и развитии безличных предложений в XI - XVIII вв. (150мин.)
- 75. Общие системно-грамматические условия, способствовавшие массовому распространению безличных предложений (116мин.)
- 76. Русские безличные предложения в контексте этнической культуры (83мин.)
Свернуть
Развернуть тему
VIII. Номинативные предложения
Время прохождения 366 минут
- 79. Общее понятие (17мин.)
- 80. История номинативных предложений (66мин.)
- 81. О происхождении номинативных предложений (166мин.)
- 82. Функциональный статус номинативного предложения (17мин.)
- 83. Несколько замечаний по проблеме именных предложений (50мин.)
- 84. Именительный представления в контексте истории номинативного предложения (50мин.)
Свернуть
Развернуть тему
IX. Предложения с обособленными членами
Время прохождения 133 минуты
- 85. Складывание категории обособления в русском синтаксисе (66мин.)
- 86. Этапы истории обособления в русском синтаксисе (66мин.)
Свернуть
Развернуть тему
XI. Неполные предложения
Время прохождения 133 минуты
- 88. Общее понятие (33мин.)
- 89. Неполные предложения с незамещенными позициями предикатов (33мин.)
- 90. Неполные предложения с незамещенной позицией подлежащего (17мин.)
- 91. Эллиптические предложения с незамещенными позициями главных членов (66мин.)
Свернуть
Развернуть тему
XV. Сложносочиненные предложения
Время прохождения 261 минута
- 96. Общее понятие (17мин.)
- 97. Сложносочиненные предложения с союзом а (83мин.)
- 98. Сложносочиненные предложения с союзом да (33мин.)
- 99. Сложносочиненные предложения с союзом и (33мин.)
- 100. Сложносочиненные предложения с другими союзами (17мин.)
- 101. Общие замечания по истории сочинительных союзов и об их жанрово-поэтических функциях в пословицах (66мин.)
- Тест: Сложносочиненные предложения (28мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Союзное подчинение
Время прохождения 415 минут
- 103. Общие замечания (17мин.)
- 104. Сложноподчиненные предложения с союзом что (50мин.)
- 105. Сложноподчиненные предложения с союзом коли (коль) (17мин.)
- 106. Сложноподчиненные предложения с союзом кабы (17мин.)
- 107. Сложноподчиненные предложения с союзом когда (17мин.)
- 108. Сложноподчиненные предложения с союзом как (17мин.)
- 109. Сложноподчиненные предложения с союзом чтобы (33мин.)
- 110. Сложноподчиненные предложения с союзами как ни, каков ни, какой ни, куда ни, сколько ни, что (чего) ни (50мин.)
- 111. Сложноподчиненные предложения с союзом хотя (17мин.)
- 112. Сложноподчиненные предложения с союзом если (17мин.)
- 113. Сложноподчиненные предложения с союзом чем - тем (17мин.)
- 114. Сложноподчиненные предложения с союзом чем (50мин.)
- 115. Сложноподчиненные предложения с союзами пока, поколь, доколь, покуда (17мин.)
- 116. Сложноподчиненные предложения с союзами буде, потому что, либо (17мин.)
- 117. Сложноподчиненные предложения с книжно-архаичными союзами (17мин.)
- 118. Сложноподчиненные предложения с компонентом так (50мин.)
- 119. Общие выводы о строе, функционировании и жанрово-поэтическом своеобразии союзного подчинения в пословицах (50мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Относительное подчинение
Время прохождения 299 минут
- 120. Некоторые вопросы теории (66мин.)
- 121. Сложноподчиненные предложения с относительным словом кто (17мин.)
- 122. Сложноподчиненные предложения с относительным словом что (17мин.)
- 123. Обзор функций придаточных с относительными словами кто, что (50мин.)
- 124. Сложноподчиненные предложения с относительным словом каков (17мин.)
- 125. Сложноподчиненные предложения с относительным словом чей (17мин.)
- 126. Сложноподчиненные предложения с относительным словом какой (17мин.)
- 127. Сложноподчиненные предложения с относительным словом который (17мин.)
- 128. Сложноподчиненные предложения с относительным словом сколько (17мин.)
- 129. Сложноподчиненные предложения с относительным словом где (17мин.)
- 130. Сложноподчиненные предложения с относительным словом куда (17мин.)
- 131. Сложноподчиненные предложения с относительным словом как (17мин.)
- 132. Сложноподчиненные предложения с относительным словом когда (17мин.)
- 133. Жанрово обусловленные типология и поэтические функции относительного подчинения в пословицах (66мин.)
Свернуть
Развернуть тему
XVII. Бессоюзные сложные предложения
Время прохождения 435 минут
- 134. Общие вопросы синтаксиса бессоюзных сложных предложений (66мин.)
- 135. Бессоюзные сложные предложения, выражающие сопоставление, их поэтические функции в пословицах (50мин.)
- 136. Бессоюзные сложные предложения, выражающие противопоставление, их поэтические функции (50мин.)
- 137. Бессоюзные сложные предложения, выражающие условие - следствие, их поэтические функции в пословицах (50мин.)
- 138. Бессоюзные сложные предложения, выражающие изъяснительные отношения, их поэтические функции в пословицах (66мин.)
- 139. Бессоюзные предложения, выражающие причинные отношения (17мин.)
- 140. Бессоюзные предложения, выражающие соответствие (17мин.)
- 141. Бессоюзные предложения, выражающие присоединительные отношения, их поэтические функции (33мин.)
- 142. Бессоюзные предложения, включающие в свой состав конструкции представления, их поэтические функции в пословицах (17мин.)
- 143. Бессоюзные предложения, одна из частей которых эквивалентна вопросительной конструкции, их поэтические функции в пословицах (17мин.)
- 144. Общие выводы о функционировании бессоюзных предложений в пословицах (66мин.)
- Тест: Бессоюзные сложные предложения (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
XVIII. Сложные предложения усложненного типа
Время прохождения 66 минут
- 145. Общее понятие (17мин.)
- 146. Структурные типы и поэтические функции усложненных конструкций в пословицах (66мин.)
Свернуть
Развернуть тему
XIX. Из истории сложного предложения в русском языке
Время прохождения 83 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Список литературы
Время прохождения 342 минуты
- Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 1. Семантика предложения как новый аспект синтаксиса (17мин.)
- Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 2. Синтактикоцентрический подход (29мин.)
- Семантический аспект изучения синтаксиса. Часть 3. Концептоцентрический подход (30мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Видео6
Тесты10
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Научная школа:
Омский государственный педагогический университет (г. Омск)
Используют:
57
вузов
17
преподавателей
109
студентов
Научная школа:
Государственный университет просвещения (г. Москва)
Используют:
0
вузов
0
преподавателей
0
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 3.17.76.174
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |