Этот курс и более
11 129 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Используют:
32
вуза
1
преподаватель
56
студентов
Избранное
магистратура
специалитет
бакалавриат
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Курс лекций знакомит читателя с основными положениями и последними достижениями современного сравнительно-исторического языкознания, в частности индоевропеистики, дает представление о диахроническом и компаративном методах исследования языка, обозначает перспективы дальнейших исследований. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов лингвистических направлений, а также преподавателей исторической грамматики различных индоевропейских языков.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Языки и литература / Общее языкознаниеДисциплины
Сравнительно-историческое языкознание ,
Диахроническая лингвистика ,
Сравнительно-исторический метод ,
Методологическое введение в сравнительно-историческое языкознание ,
Сравнительная фонетика ,
Сравнительно-историческое языкознание - германские и славянские языки ,
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание ,
Сравнительное языкознание ,
Сравнительная фонетика романских и германских языков ,
Введение в историческую компаративистику ,
Историческая компаративистика ,
Основы исторической компаративистики ,
Методологические основы сравнительно-исторического языкознания
Направления подготовки/Специальности/Профессии
46.04.03 Антропология и этнология,
45.03.01 Филология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.02 Лингвистика,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
39.04.01 Социология,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература)
45.03.01 Филология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.02 Лингвистика,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
39.04.01 Социология,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература)
Свернуть
Еще 9
Авторы
Лекции
Красухин Константин Геннадьевич
доктор филологических наук
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Введение. Сравнительно-историческое языкознание в системе высшего филологического образования
Время прохождения 103 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 1. Предмет и задачи сравнительно-исторического языкознания. Понятие о родстве языков, способы его определения. Зарождение идеи родства языков в европейской науке. Состав индоевропейской семьи языков
Время прохождения 447 минут
- I. Предмет сравнительно-исторического языкознания (82мин.)
- II. Предыстория сравнительно-исторического языкознания (82мин.)
- III. Состав индоевропейской семьи языков к началу XIX в. (165мин.)
- IV. Новооткрытые в XIX-XX вв. индоевропейские языки (41мин.)
- Вопросы и задания (41мин.)
- Тест: Предмет и задачи сравнительно-исторического языкознания. Понятие о родстве языков, способы его определения. Зарождение идеи родства языков в европейской науке. Состав индоевропейской семьи языков (36мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 2. Становление сравнительно-исторического языкознания, выработка его основных понятий и методики. Фонетический закон, история его открытия, формулировка. Последовательность фонетических законов
Время прохождения 331 минута
- I. Возникновение компаративистики (62мин.)
- II. Понятие фонетического закона (21мин.)
- III. Реальность реконструкции (41мин.)
- IV. Исключения из фонетических законов, спор об их реальности (62мин.)
- V. Ограниченность фонетических законов в пространстве и времени, аналогия. "Исключения" из старых фонетических законов как следствие более новых (103мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Становление сравнительно-исторического языкознания, выработка его основных понятий и методики. Фонетический закон, история его открытия, формулировка. Последовательность фонетических законов (22мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 3. Сравнительная фонетика. Индоевропейский консонантизм. Реконструкция рядов индоевропейских согласных. Проблема языков centum и satəm
Время прохождения 242 минуты
- I. Основные понятия фонологии (41мин.)
- II. Фонетические соответствия индоевропейских согласных (62мин.)
- III. Основные фонетические процессы в отдельных группах (21мин.)
- IV. Проблема centum и satəm (82мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика. Индоевропейский консонантизм. Реконструкция рядов индоевропейских согласных. Проблема языков centum и satəm (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 4. Сравнительная фонетика индоевропейских языков. Реконструкция серий согласных. Глоттальная теория. Закон Бартоломэ
Время прохождения 197 минут
- I. Проблема типологии в сравнительном языкознании (41мин.)
- II. Реальность глухих придыхательных (21мин.)
- III. Проблема индоевропейского *b (21мин.)
- IV. "Глоттальная" теория и следствия из нее (82мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика индоевропейских языков. Реконструкция серий согласных. Глоттальная теория. Закон Бартоломэ (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 5. Сравнительная фонетика индоевропейских языков
Время прохождения 283 минуты
- I. Гласные в индоевропейских языках (41мин.)
- II. Система сонорных звуков и дифтонгов (123мин.)
- III. Ларингальная теория (82мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика индоевропейских языков (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 6. Реконструкция индоевропейской акцентуации. Балтийское и славянское, греческое, древнеиндийское, латинское, хеттское ударение. Следы подвижного ударения в германских языках
Время прохождения 517 минут
- I. Акцентология. Основные типы ударений в языках мира (41мин.)
- II. Ударение в современном русском литературном языке (41мин.)
- III. Балтославянское ударение: история и реконструкция (62мин.)
- IV. Основные законы балтославянской системы ударений и слоговых интонаций (62мин.)
- V. Древнеиндийское ударение (41мин.)
- VI. Древнегреческое ударение (82мин.)
- VII. Соотношение греко-арийской и балтославянской систем ударения (41мин.)
- VIII. Латинское ударение (21мин.)
- IX. Германское ударение (21мин.)
- X. Следы ударения в хеттском (21мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Реконструкция индоевропейской акцентуации. Балтийское и славянское, греческое, древнеиндийское, латинское, хеттское ударение. Следы подвижного ударения в германских языках (44мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 7. Индоевропейская морфонология. Предмет науки морфонологии. Количественный и качественный аблаут, его значение для фонологии и морфологии
Время прохождения 246 минут
- I. Предмет морфонологии, типы непозиционных чередований (62мин.)
- II. Причины возникновения непозиционных чередований (21мин.)
- III. Морфонология и классы глаголов в готском и древнеанглийском (41мин.)
- IV. Учение древнеиндийских грамматиков о морфонологии. Древнеиндийские чередования гласных (41мин.)
- V. Количественный и качественный аблаут в древнегреческом (41мин.)
- VI. Происхождение основных ступеней аблаута (21мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Индоевропейская морфонология. Предмет науки морфонологии. Количественный и качественный аблаут, его значение для фонологии и морфологии (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 8. Индоевропейская морфология: именное словоизменение. Первоначальная система падежей, ее происхождение, редукция в отдельных группах языков. Типы именных основ
Время прохождения 828 минут
- I. Общая характеристика именного словоизменения (21мин.)
- II. Основные именные категории в индоевропейских языках (41мин.)
- III. Склонение атематических имен (41мин.)
- IV. Склонение тематических имен (41мин.)
- V. Происхождение падежных окончаний (247мин.)
- VI. Классификации падежных значений (103мин.)
- VII. Падежные окончания двойственного и множественного числа (103мин.)
- VIII. Склонение производных имен (62мин.)
- IX. Склонение на -i, -u (82мин.)
- X. Закон правостороннего акцентного сдвига (21мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Индоевропейская морфология: именное словоизменение. Первоначальная система падежей, ее происхождение, редукция в отдельных группах языков. Типы именных основ (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 9. Система местоимений в индоевропейских языках
Время прохождения 240 минут
- I. Сущность и классификация местоимений (21мин.)
- II. Личные местоимения, их основы и склонение (82мин.)
- III. Указательные, вопросительные и относительные местоимения (103мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Система местоимений в индоевропейских языках (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 10. Индоевропейская морфология: глагольное словоизменение. Происхождение личных окончаний, атематическое и тематическое спряжение, их смешение в истории отдельных языков. Типы презенсов. Категория залога
Время прохождения 427 минут
- I. Основные категории глагола. Глагол в индоевропейских языках (21мин.)
- II. Атематическое и тематическое активное спряжение (144мин.)
- III. Проблема "первичных" и "вторичных" окончаний (62мин.)
- IV. Залог индоевропейского глагола. Роль аблаута и акцента (165мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Индоевропейская морфология: глагольное словоизменение. Происхождение личных окончаний, атематическое и тематическое спряжение, их смешение в истории отдельных языков. Типы презенсов. Категория залога (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 11. Основные виды глагольных баз. Система аспектов и времен в индоевропейских языках. Презенс, аорист, перфект и их отражение в отдельных группах (древнеиндийский и греческий глагол)
Время прохождения 512 минут
- I. Первичные оппозиции в индоевропейской и древнеиндийской видовременной системе (62мин.)
- II. Древнеиндийские классы презенса (103мин.)
- III. Древнеиндийские классы аориста (103мин.)
- IV. Древнеиндийский перфект (21мин.)
- V. Древнегреческие соответствия древнеиндийским классам (185мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Основные виды глагольных баз. Система аспектов и времен в индоевропейских языках. Презенс, аорист, перфект и их отражение в отдельных группах (древнеиндийский и греческий глагол) (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 12. Основные типы глагольных основ. Система аспектов и времен в индоевропейском глаголе (продолжение). Глагол в италийских, германских, славянских, балтийских и хеттском языках
Время прохождения 386 минут
- I. Латинский глагол (41мин.)
- II. Другие италийские языки (21мин.)
- III. Германский глагол (41мин.)
- IV. Славянский глагол (62мин.)
- V. Балтийский глагол (62мин.)
- VI. Хеттский глагол (62мин.)
- VII. Возникновение основных черт индоевропейского глагола (41мин.)
- Вопросы и задания (41мин.)
- Тест: Основные типы глагольных основ. Система аспектов и времен в индоевропейском глаголе (продолжение). Глагол в италийских, германских, славянских, балтийских и хеттском языках (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 13. Система наклонений в индоевропейских языках
Время прохождения 390 минут
- I. Категория модальности, основные глагольные наклонения (41мин.)
- II. Конъюнктив, оптатив, императив в древнеиндийском и древнегреческом. Образование футурумов в этих временах (123мин.)
- III. Древнеиндийский кондиционалис, прекатив, дезидератив, соответствия им в других индоевропейских языках (21мин.)
- IV. Латинская система наклонений и будущее время (41мин.)
- V. Германские наклонения (21мин.)
- VI. Славянские и балтийские наклонения (41мин.)
- VII. Хеттский императив и следы конъюнктива (21мин.)
- Вопросы и задания (к лекциям 8-13) (62мин.)
- Тест: Система наклонений в индоевропейских языках (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 14. Синтаксическая реконструкция в современной индоевропеистике
Время прохождения 514 минут
- I. Проблемы синтаксической реконструкции (21мин.)
- II. Основные направления исследования индоевропейского синтаксиса (103мин.)
- III. Некоторые проблемы реконструкции индоевропейского синтаксиса (350мин.)
-
- 1. Различные направления в синтаксической реконструкции (21мин.)
- 2. Основные идеи синтаксической конструкции Ю. С. Степанова (82мин.)
- 3. Гипотезы о строе индоевропейского праязыка (123мин.)
- 4. Аспектуальная оппозиция (41мин.)
- 5. Система падежей по Ю. С. Степанову (41мин.)
- 6. Приставки и указательные частицы (41мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Синтаксическая реконструкция в современной индоевропеистике (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 15. Закон Вакернагеля и структура индоевропейского предложения
Время прохождения 615 минут
- I. Общее определение (41мин.)
- II. Частицы и закон Вакернагеля (82мин.)
- III. Неопределенные и относительные местоимения (165мин.)
- IV. Соединительные частицы и союзы (82мин.)
- V. Предлоги и послелоги с точки зрения закона Вакернагеля (123мин.)
- VI. Ударные и безударные частицы (41мин.)
- VII. Место глагола в предложении (41мин.)
- Вопросы и задания (21мин.)
- Тест: Закон Вакернагеля и структура индоевропейского предложения (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Заключение. Задачи и перспективы изучения сравнительного исторического индоевропейского языкознания
Время прохождения 185 минут
- I. Исследовательские приемы и критерии сравнительно-исторического языкознания (82мин.)
- II. Задачи и перспективы сравнительно-исторического языкознания (103мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Темы сообщений, докладов, курсовых и дипломных работ
Время прохождения 21 минута
Свернуть
Развернуть тему
Новые издания по дисциплине "Сравнительно-историческое языкознание" и смежным дисциплинам
Время прохождения 62 минуты
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции22
Тесты15
Поделиться курсом
Подписка от 349 ₽/мес.
Курсы по теме:
Научная школа:
Московский городской педагогический университет (г. Москва)
Используют:
111
вузов
31
преподаватель
272
студента
Научная школа:
Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)
Используют:
143
вуза
143
преподавателя
639
студентов
Мы используем cookie :)
ООО «Электронное издательство Юрайт» использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования веб-сайтом. «Cookie» представляют собой небольшие файлы, содержащие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера.
Попробуйте личную
подписку от 349 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Более 10 000 учебников
Более 5000 курсов
Тесты и задания платформы
Образовательная платформа для университетов и колледжей. Предлагаем цифровой учебный контент и сервисы для эффективного образования.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 18.191.178.16
Смарт-образование: цифровой контент, сервисы и данные
Приглашаем на Зимнюю школу преподавателя (27-31 января)
До 01.12 скидка 20% на повышение квалификации 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
Название | Цена | Заказать |