Этот курс и более
11 492 других учебников
и курсов будут доступны
при покупке личной
подписки
СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ В ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Используют:
44
учебных заведения
13
преподавателей
47
студентов
Избранное
специалитет
магистратура
бакалавриат
аспирантура
3 зачетных единицы
108 академ/часов
6 часов в неделю
Доступно к покупке
Оплаченный доступ к контенту предоставляется только на платформе, а также онлайн и офлайн в мобильном приложении
Оплаченный доступ к контенту
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
предоставляется только на платформе, а
также онлайн и офлайн в мобильном
приложении
Скачивание контента в
PDF недоступно
PDF недоступно
Скачивание контента в PDF недоступно
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
Документы о прохождении курсов не выдаются. Преподаватели могут повысить квалификацию:
- О курсе
- Авторы
- Программа курса
- Методика
О курсе
Курс лекций знакомит читателя с основными положениями и последними достижениями современного сравнительно-исторического языкознания, в частности индоевропеистики, дает представление о диахроническом и компаративном методах исследования языка, обозначает перспективы дальнейших исследований. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов лингвистических направлений, а также преподавателей исторической грамматики различных индоевропейских языков.
Базовый учебник
Серия
Высшее образование
Тематика/подтематика
Языки и литература / Общее языкознаниеДисциплины
Сравнительно-историческое языкознание ,
Диахроническая лингвистика ,
Сравнительно-исторический метод ,
Методологическое введение в сравнительно-историческое языкознание ,
Сравнительная фонетика ,
Сравнительно-историческое языкознание - германские и славянские языки ,
Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание ,
Сравнительное языкознание ,
Сравнительная фонетика романских и германских языков ,
Введение в историческую компаративистику ,
Историческая компаративистика ,
Основы исторической компаративистики ,
Методологические основы сравнительно-исторического языкознания
Направления подготовки/Специальности/Профессии
46.04.03 Антропология и этнология,
45.03.01 Филология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.02 Лингвистика,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
39.04.01 Социология,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература)
45.03.01 Филология,
45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
44.03.01 Педагогическое образование,
45.04.02 Лингвистика,
45.04.01 Филология,
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика,
39.04.01 Социология,
45.06.01 Языкознание и литературоведение,
44.03.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.03.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература),
44.04.01.07 Педагогическое образование (Иностранные языки),
44.04.01.14 Педагогическое образование (Русский язык и литература)
Свернуть
Еще 9
Авторы
Лекции
Красухин Константин Геннадьевич
доктор филологических наук
Программа курса
Свернуть все темы
Развернуть все темы
Введение. Сравнительно-историческое языкознание в системе высшего филологического образования
Время прохождения 101 минута
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 1. Предмет и задачи сравнительно-исторического языкознания. Понятие о родстве языков, способы его определения. Зарождение идеи родства языков в европейской науке. Состав индоевропейской семьи языков
Время прохождения 440 минут
- I. Предмет сравнительно-исторического языкознания (81мин.)
- II. Предыстория сравнительно-исторического языкознания (81мин.)
- III. Состав индоевропейской семьи языков к началу XIX в. (161мин.)
- IV. Новооткрытые в XIX-XX вв. индоевропейские языки (40мин.)
- Вопросы и задания (40мин.)
- Тест: Предмет и задачи сравнительно-исторического языкознания. Понятие о родстве языков, способы его определения. Зарождение идеи родства языков в европейской науке. Состав индоевропейской семьи языков (36мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 2. Становление сравнительно-исторического языкознания, выработка его основных понятий и методики. Фонетический закон, история его открытия, формулировка. Последовательность фонетических законов
Время прохождения 325 минут
- I. Возникновение компаративистики (61мин.)
- II. Понятие фонетического закона (20мин.)
- III. Реальность реконструкции (40мин.)
- IV. Исключения из фонетических законов, спор об их реальности (61мин.)
- V. Ограниченность фонетических законов в пространстве и времени, аналогия. "Исключения" из старых фонетических законов как следствие более новых (101мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Становление сравнительно-исторического языкознания, выработка его основных понятий и методики. Фонетический закон, история его открытия, формулировка. Последовательность фонетических законов (22мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 3. Сравнительная фонетика. Индоевропейский консонантизм. Реконструкция рядов индоевропейских согласных. Проблема языков centum и satəm
Время прохождения 238 минут
- I. Основные понятия фонологии (40мин.)
- II. Фонетические соответствия индоевропейских согласных (61мин.)
- III. Основные фонетические процессы в отдельных группах (20мин.)
- IV. Проблема centum и satəm (81мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика. Индоевропейский консонантизм. Реконструкция рядов индоевропейских согласных. Проблема языков centum и satəm (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 4. Сравнительная фонетика индоевропейских языков. Реконструкция серий согласных. Глоттальная теория. Закон Бартоломэ
Время прохождения 194 минуты
- I. Проблема типологии в сравнительном языкознании (40мин.)
- II. Реальность глухих придыхательных (20мин.)
- III. Проблема индоевропейского *b (20мин.)
- IV. "Глоттальная" теория и следствия из нее (81мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика индоевропейских языков. Реконструкция серий согласных. Глоттальная теория. Закон Бартоломэ (12мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 5. Сравнительная фонетика индоевропейских языков
Время прохождения 278 минут
- I. Гласные в индоевропейских языках (40мин.)
- II. Система сонорных звуков и дифтонгов (121мин.)
- III. Ларингальная теория (81мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Сравнительная фонетика индоевропейских языков (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 6. Реконструкция индоевропейской акцентуации. Балтийское и славянское, греческое, древнеиндийское, латинское, хеттское ударение. Следы подвижного ударения в германских языках
Время прохождения 508 минут
- I. Акцентология. Основные типы ударений в языках мира (40мин.)
- II. Ударение в современном русском литературном языке (40мин.)
- III. Балтославянское ударение: история и реконструкция (61мин.)
- IV. Основные законы балтославянской системы ударений и слоговых интонаций (61мин.)
- V. Древнеиндийское ударение (40мин.)
- VI. Древнегреческое ударение (81мин.)
- VII. Соотношение греко-арийской и балтославянской систем ударения (40мин.)
- VIII. Латинское ударение (20мин.)
- IX. Германское ударение (20мин.)
- X. Следы ударения в хеттском (20мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Реконструкция индоевропейской акцентуации. Балтийское и славянское, греческое, древнеиндийское, латинское, хеттское ударение. Следы подвижного ударения в германских языках (44мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 7. Индоевропейская морфонология. Предмет науки морфонологии. Количественный и качественный аблаут, его значение для фонологии и морфологии
Время прохождения 242 минуты
- I. Предмет морфонологии, типы непозиционных чередований (61мин.)
- II. Причины возникновения непозиционных чередований (20мин.)
- III. Морфонология и классы глаголов в готском и древнеанглийском (40мин.)
- IV. Учение древнеиндийских грамматиков о морфонологии. Древнеиндийские чередования гласных (40мин.)
- V. Количественный и качественный аблаут в древнегреческом (40мин.)
- VI. Происхождение основных ступеней аблаута (20мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Индоевропейская морфонология. Предмет науки морфонологии. Количественный и качественный аблаут, его значение для фонологии и морфологии (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 8. Индоевропейская морфология: именное словоизменение. Первоначальная система падежей, ее происхождение, редукция в отдельных группах языков. Типы именных основ
Время прохождения 813 минут
- I. Общая характеристика именного словоизменения (20мин.)
- II. Основные именные категории в индоевропейских языках (40мин.)
- III. Склонение атематических имен (40мин.)
- IV. Склонение тематических имен (40мин.)
- V. Происхождение падежных окончаний (242мин.)
- VI. Классификации падежных значений (101мин.)
- VII. Падежные окончания двойственного и множественного числа (101мин.)
- VIII. Склонение производных имен (61мин.)
- IX. Склонение на -i, -u (81мин.)
- X. Закон правостороннего акцентного сдвига (20мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Индоевропейская морфология: именное словоизменение. Первоначальная система падежей, ее происхождение, редукция в отдельных группах языков. Типы именных основ (26мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 9. Система местоимений в индоевропейских языках
Время прохождения 236 минут
- I. Сущность и классификация местоимений (20мин.)
- II. Личные местоимения, их основы и склонение (81мин.)
- III. Указательные, вопросительные и относительные местоимения (101мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Система местоимений в индоевропейских языках (14мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 10. Индоевропейская морфология: глагольное словоизменение. Происхождение личных окончаний, атематическое и тематическое спряжение, их смешение в истории отдельных языков. Типы презенсов. Категория залога
Время прохождения 420 минут
- I. Основные категории глагола. Глагол в индоевропейских языках (20мин.)
- II. Атематическое и тематическое активное спряжение (141мин.)
- III. Проблема "первичных" и "вторичных" окончаний (61мин.)
- IV. Залог индоевропейского глагола. Роль аблаута и акцента (161мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Индоевропейская морфология: глагольное словоизменение. Происхождение личных окончаний, атематическое и тематическое спряжение, их смешение в истории отдельных языков. Типы презенсов. Категория залога (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 11. Основные виды глагольных баз. Система аспектов и времен в индоевропейских языках. Презенс, аорист, перфект и их отражение в отдельных группах (древнеиндийский и греческий глагол)
Время прохождения 502 минуты
- I. Первичные оппозиции в индоевропейской и древнеиндийской видовременной системе (61мин.)
- II. Древнеиндийские классы презенса (101мин.)
- III. Древнеиндийские классы аориста (101мин.)
- IV. Древнеиндийский перфект (20мин.)
- V. Древнегреческие соответствия древнеиндийским классам (182мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Основные виды глагольных баз. Система аспектов и времен в индоевропейских языках. Презенс, аорист, перфект и их отражение в отдельных группах (древнеиндийский и греческий глагол) (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 12. Основные типы глагольных основ. Система аспектов и времен в индоевропейском глаголе (продолжение). Глагол в италийских, германских, славянских, балтийских и хеттском языках
Время прохождения 379 минут
- I. Латинский глагол (40мин.)
- II. Другие италийские языки (20мин.)
- III. Германский глагол (40мин.)
- IV. Славянский глагол (61мин.)
- V. Балтийский глагол (61мин.)
- VI. Хеттский глагол (61мин.)
- VII. Возникновение основных черт индоевропейского глагола (40мин.)
- Вопросы и задания (40мин.)
- Тест: Основные типы глагольных основ. Система аспектов и времен в индоевропейском глаголе (продолжение). Глагол в италийских, германских, славянских, балтийских и хеттском языках (16мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 13. Система наклонений в индоевропейских языках
Время прохождения 383 минуты
- I. Категория модальности, основные глагольные наклонения (40мин.)
- II. Конъюнктив, оптатив, императив в древнеиндийском и древнегреческом. Образование футурумов в этих временах (121мин.)
- III. Древнеиндийский кондиционалис, прекатив, дезидератив, соответствия им в других индоевропейских языках (20мин.)
- IV. Латинская система наклонений и будущее время (40мин.)
- V. Германские наклонения (20мин.)
- VI. Славянские и балтийские наклонения (40мин.)
- VII. Хеттский императив и следы конъюнктива (20мин.)
- Вопросы и задания (к лекциям 8-13) (61мин.)
- Тест: Система наклонений в индоевропейских языках (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 14. Синтаксическая реконструкция в современной индоевропеистике
Время прохождения 504 минуты
- I. Проблемы синтаксической реконструкции (20мин.)
- II. Основные направления исследования индоевропейского синтаксиса (101мин.)
- III. Некоторые проблемы реконструкции индоевропейского синтаксиса (343мин.)
-
- 1. Различные направления в синтаксической реконструкции (20мин.)
- 2. Основные идеи синтаксической конструкции Ю. С. Степанова (81мин.)
- 3. Гипотезы о строе индоевропейского праязыка (121мин.)
- 4. Аспектуальная оппозиция (40мин.)
- 5. Система падежей по Ю. С. Степанову (40мин.)
- 6. Приставки и указательные частицы (40мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Синтаксическая реконструкция в современной индоевропеистике (20мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Лекция 15. Закон Вакернагеля и структура индоевропейского предложения
Время прохождения 603 минуты
- I. Общее определение (40мин.)
- II. Частицы и закон Вакернагеля (81мин.)
- III. Неопределенные и относительные местоимения (161мин.)
- IV. Соединительные частицы и союзы (81мин.)
- V. Предлоги и послелоги с точки зрения закона Вакернагеля (121мин.)
- VI. Ударные и безударные частицы (40мин.)
- VII. Место глагола в предложении (40мин.)
- Вопросы и задания (20мин.)
- Тест: Закон Вакернагеля и структура индоевропейского предложения (18мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Заключение. Задачи и перспективы изучения сравнительного исторического индоевропейского языкознания
Время прохождения 182 минуты
- I. Исследовательские приемы и критерии сравнительно-исторического языкознания (81мин.)
- II. Задачи и перспективы сравнительно-исторического языкознания (101мин.)
Свернуть
Развернуть тему
Темы сообщений, докладов, курсовых и дипломных работ
Время прохождения 20 минут
Свернуть
Развернуть тему
Новые издания по дисциплине "Сравнительно-историческое языкознание" и смежным дисциплинам
Время прохождения 61 минута
Свернуть
Развернуть тему
Методика
Материалы курса
Лекции321
Тесты15
Поделиться курсом
Подписка от 475 ₽/мес.
Курсы по теме:
Используют:
69
учебных заведений
37
преподавателей
137
студентов
Попробуйте личную
подписку от 475 ₽/мес
Полный доступ к порталу Юрайт со всеми учебниками, курсами и сервисами на 1, 6 и 12 месяцев
Образовательная платформа Юрайт - это цифровой контент, сервисы, данные для университетов и колледжей.
Ссылки
ООО «Электронное издательство Юрайт»
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Свидетельство о регистрации СМИ 2020
Ваш IP-адрес: 216.73.216.52
Репутация и технологическое лидерство в цифровом образовании
Приглашаем на XVIII Зимнюю школу преподавателя 26-30 января 2026 г. Скидка до 1 декабря на платные форматы: получите УПК на 72 и 108 ч.!
Начать экзамен
У вас на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Начать экзамен
У вас осталось на прохождение экзамена:
Остановить или пройти экзамен повторно невозможно.
Создание новой папки
Выбранная книга издается в нескольких томах (частях), рекомендуем добавить в корзину следующие книги:
| Название | Цена | Заказать |
