Психология и педагогика
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Психология и педагогика : учебник для бакалавров / В. А. Сластенин [и др.] ; ответственные редакторы В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 609 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2283-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/383024 (дата обращения: 16.11.2024).
- Добавить в избранное
Учебник для бакалавров
- Поделиться
-
Сластенин В.А. - Отв. ред., Каширин В.П. - Отв. ред.
2015
Страниц
609
Обложка
Твердая
Гриф
Гриф МО
ISBN
978-5-9916-2283-7
Библиографическое описание
Психология и педагогика : учебник для бакалавров / В. А. Сластенин [и др.] ; ответственные редакторы В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 609 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2283-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/383024 (дата обращения: 16.11.2024).
Тематика/подтематика
Дисциплины
В учебнике рассматриваются основные вопросы психологии и педагогики: психология личности, малых групп общения, конфликтных отношений, психологические проблемы адаптации специалиста, теоретико-методологические основы педагогики, воспитание и обучение в педагогическом процессе, поддержание психического здоровья, регулирование межличностных отношений. Особое место занимает педагогика и психология профессиональной деятельности. После каждой главы приведены вопросы и задания для самоконтроля, которые помогут студентам лучше усвоить теоретический материал.
- Авторский коллектив
-
Часть I. Психология
-
Теоретико-методологические основы психологии
-
Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
- 1.1. Психология: понимание, система психологического знания
- 1.2. Психология в системе научного знания
- 1.3. Психика человека
- 1.4. Деятельность и сознание. Формирование высших психических функций человека
- 1.5. Формы существования и проявлений психики человека
- 1.6. Понимание и истоки психики группы
- 1.7. Структура психики группы
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 2. Психика и мозг
- 2.1. Строение нервной системы
- 2.2. Строение коры головного мозга
- 2.3. Вертикальные структуры головного мозга
- 2.4. Функциональные структуры головного мозга
- 2.5. Состояния нервной системы
- 2.6. Законы функционирования высшей нервной деятельности
- 2.7. Рефлексы головного мозга
- 2.8. Основные общие типы высшей нервной деятельности
- 2.9. Специфические типы высшей нервной деятельности
- 2.10. Функциональная асимметрия головного мозга человека
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 3. Принципы и методы психологии
-
Глава 4. История развития психологических знаний
- 4.1. Представления древнегреческих мыслителей о душе
- 4.2. Понимание психики европейскими мыслителями (Средние века и Новое время)
- 4.3. Развитие представлений о психике в Европе (возникновение и развитие капитализма)
- 4.4. Становление психологии как науки
- 4.5. Формирование научной психологии в России
- 4.6. Развитие отечественной психологии в ХХ столетии
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 1. Характеристика психологии как науки. Объект и предмет психологии
-
Психология личности
-
Глава 5. Понятие личности. Факторы социализации, развития и формирования личности
- 5.1. Понимание личности
- 5.2. Факторы развития и формирования личности
- 5.3. Социализация личности
- 5.4. Базовые основания личности как регуляторы ее поведения и деятельности
- 5.5. Структура личности
- 5.6. Социально-психологический подход к изучению личности
- 5.7. Системный подход к изучению и пониманию личности
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 6. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера человека
- Глава 7. Психические познавательные процессы личности
- Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности
- Глава 9. Психотипические и индивидуально-психологические особенности личности
-
Глава 10. Психология трудовой деятельности
- 10.1. Психология труда как отрасль психологии
- 10.2. Виды трудовой деятельности и их особенности (по Е. А. Климову)
- 10.3. Психологическая структура трудовой деятельности
- 10.4. Профессионализм личности специалиста
- 10.5. Динамика работоспособности специалиста
- 10.6. Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 11. Психические состояния личности в экстремальных условиях деятельности
- 11.1. Введение в проблему
- 11.2. Общая характеристика экстремальных условий деятельности
- 11.3. Подходы к изучению деятельности в экстремальных условиях
- 11.4. Готовность к деятельности в экстремальных условиях
- 11.5. Психические состояния в экстремальных условиях
- 11.6. Специфические виды экстремальных состояний
- 11.7. Общая характеристика синдрома посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР)
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 5. Понятие личности. Факторы социализации, развития и формирования личности
-
Теоретико-методологические основы психологии
-
Часть II. Педагогика
-
Теоретико-методологические основы педагогики
- Глава 12. Педагогика в системе наук о человеке
-
Глава 13. Методология и методы педагогических исследований
- 13.1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 13.2. Философские основания педагогики
- 13.3. Общенаучный уровень методологии педагогики
- 13.4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
- 13.5. Организация педагогического исследования
- 13.6. Система методов и методика педагогического исследования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 14. Аксиологические основы педагогики
- Глава 15. Развитие, социализация и воспитание личности
- Глава 16. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культур
-
Теория целостного педагогического процесса
- Глава 17. Педагогический процесс как система и целостное явление
-
Глава 18. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса
- 18.1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике
- 18.2. Законы и закономерности педагогического процесса
- 18.3. Понятие о принципах педагогического процесса
- 18.4. Принципы организации педагогического процесса
- 18.5. Принципы управления деятельностью воспитанников
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 19. Методы осуществления целостного педагогического процесса
- 19.1. Понимание и классификация методов осуществления целостного педагогического процесса
- 19.2. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе
- 19.3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 19.4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся
- 19.5. Методы контроля эффективности педагогического процесса
- 19.6. Взаимосвязь методов осуществления педагогического процесса и условия их оптимального выбора
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Воспитание в целостном педагогическом процессе
- Глава 20. Цель воспитания как педагогическая проблема
-
Глава 21. Теоретические основы воспитания в целостном педагогическом процессе
- 21.1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
- 21.2. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания
- 21.3. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей
- 21.4. Тенденции и принципы гуманистического воспитания
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 22. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе
- 22.1. Философско-мировоззренческая подготовка специалиста
- 22.2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 22.3. Формирование основ нравственной культуры личности
- 22.4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 22.5. Формирование эстетической культуры учащихся
- 22.6. Воспитание физической культуры учащихся
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 23. Учебно-воспитательный коллектив как форма функционирования целостного педагогического про
- 23.1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе
- 23.2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
- 23.3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива
- 23.4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива
- 23.5. Основные условия развития коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Обучение в целостном педагогическом процессе
-
Глава 24. Теоретические основы обучения
- 24.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 24.2. Функции обучения
- 24.3. Методологические основы обучения
- 24.4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
- 24.5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 24.6. Современные теории обучения (дидактические концепции)
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 25. Формы организации педагогического процесса
-
Глава 24. Теоретические основы обучения
- Личность и деятельность педагога
-
Теоретико-методологические основы педагогики
-
Часть III. Социально-психологические проблемы профессиональной деятельности
-
Глава 28. Психология профессионального межличностного общения
- 28.1. Введение в проблему общения
- 28.2. Понимание, психологическая структура и закономерности общения
- 28.3. Функции и виды общения
- 28.4. Вербальное общение
- 28.5. Невербальные средства общения (основные информационные системы человека)
- 28.6. Аттракция
- 28.7. Психологические механизмы и "эффекты" перцепции
- 28.8. Психологические механизмы интеракции
- Вопросы и задания для самоконтроля
-
Глава 29. Специалист и трудовой коллектив
- 29.1. Малая социальная группа: понимание, классификация
- 29.2. Групповая психика и ее структура
- 29.3. Социальная группа как коллектив
- 29.4. Уровни развития коллектива
- 29.5. Личность и коллектив
- 29.6. Руководство и лидерство в коллективе
- 29.7. Мнение коллектива
- 29.8. Групповые настроения в коллективе
- 29.9. Морально-психологическое состояние коллектива
- 29.10. Сплоченность коллектива
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 30. Психология самоутверждения специалиста
- Глава 31. Психология авторитета специалиста
-
Глава 32. Психология межличностных конфликтных отношений в коллективе
- 32.1. Понимание конфликта как социально-психологического феномена
- 32.2. Условия возникновения конфликта
- 32.3. Динамика и классификация конфликтов
- 32.4. Стили поведения личности в конфликтных отношениях
- 32.5. Причины возникновения конфликтных отношений
- 32.6. Пути разрешения конфликтных отношений
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Глава 33. Профессиональная адаптация специалиста
- Глава 34. Стресс и личность специалиста
- Глава 35. Профессиональная готовность специалиста
-
Глава 28. Психология профессионального межличностного общения
- Рекомендуемая литература
Бакалавр. Академический курс
-
Психология и педагогика
Учебник для вузов