Психология труда, инженерная психология и эргономика + доп материалы в ЭБС
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Психология труда, инженерная психология и эргономика + доп материалы в ЭБС : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Климов [и др.] ; под редакцией Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 529 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02312-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/400941 (дата обращения: 13.11.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
-
Климов Е.А. - отв. ред., Носкова О.Г. - отв. ред., Солнцева Г.Н. - отв. ред.
В учебнике раскрыты проблемы психологии труда: психология трудовой мотивации, развития человека как субъекта труда, психологии профессионализма, прогнозирования успешности организационного поведения, а также индивидуального стиля деятельности, психологических условий оптимизации групповых форм труда. Издание впервые объединяет три смежных отрасли науки, представляет историю их становления, современное состояние и перспективы развития. Книга поможет профессиональным психологам внести свой вклад в дело экономического роста промышленности, повышения обороноспособности и процветания народов России. Издание содержит выводы по главам, вопросы и задания, а также списки рекомендуемой литературы. Дополнительный материал, расположенный в электронной библиотечной системе "Юрайт" (biblio-online.ru), поможет студентам лучше усвоить изучаемый материал.
- Авторский коллектив
- Предисловие
-
Раздел I.ВВЕДЕНИЕ
-
Глава 1. Обзорная характеристика психологических наук о труде
- 1.1. Понятие "труд" и его отличие от нетрудовых форм человеческой активности
- 1.2. Тенденции изменения мира труда в начале XXI века
- 1.3. Современные науки о труде и людях труда
- 1.4. Психологические науки о труде и смежные научные направления в России конца XIX - первой трети ХХ века
- 1.5. Психология труда и смежные психологические дисциплины в России второй половины ХХ - начала ХХI века
- 1.6. Психология труда и отраслевые направления прикладной психологии
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 2. Теоретико-методологические основы психологии труда и инженерной психологии
- 2.1. Системный подход в психологии труда и инженерной психологии
- 2.2. Эргатическая система, эргатические функции и их группировка
- 2.3. Теория деятельности и ее использование в психологии труда и инженерной психологии
- 2.4. Принцип единства теории и практики
- 2.5. Понятие субъекта в психологии труда и инженерной психологии
- 2.6. Психические регуляторы активности субъекта труда
- 2.7. Особенности методов психологии труда и инженерной психологии как прикладных дисциплин
- 2.8. Миссия и сверхзадачи психологии труда и инженерной психологии
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 3. Психологическое профессиоведение
- 3.1. Вводные понятия
- 3.2. Направления психологического профессиографирования
- 3.3. Подходы в изучении психологического своеобразия профессиональных действий
- 3.4. Трудовой пост и его компоненты
- 3.5. Методы психологического изучения профессий
- 3.6. Этапы и способы составления профессиограммы и психограммы
- 3.7. Классификации профессий в психологическом профессиоведении
- 3.8. Классификация профессий для старшеклассников
- 3.9. Методы классификации профессий
- 3.10. Модульный подход в профессиографии
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 4. Временной анализ труда профессионала
- 4.1. Постановка проблем временного анализа труда и выбор методологических ориентиров
- 4.2. Основные временные категории: срок, временная задача, временные операции, длительность
- 4.3. Время в структурах профессионального опыта
- 4.4. Темпоральность экстремальной ситуации
- 4.5. Время и образ мира
- 4.6. Какими методами можно изучать темпоральность деятельности, сознания и опыта профессионала?
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 1. Обзорная характеристика психологических наук о труде
-
Раздел II.ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
-
Глава 5. Особенности мотивационной направленности субъекта труда
- 5.1. Основные понятия и проблемные области в исследовании трудовой мотивации
- 5.2. Исторический контекст развития концепций трудовой мотивации
-
5.3. Краткое описание основных концепций трудовой мотивации
- 5.3.1. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
- 5.3.2. Теория потребностей К. Альдерфера
- 5.3.3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
- 5.3.4. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда
- 5.3.5. Теория ожиданий В. Врума
- 5.3.6. Теория справедливости Дж. С. Адамса
- 5.3.7. Модель "Рубикон" Х. Хекхаузен и П. М. Гольфитцер
- 5.3.8. Модель Л. Портера - Э. Лоулера
- 5.3.9. Теория субъективно важных характеристик труда Г. Р. Олдхема и Дж. Хакмана
- 5.3.10. Практико-ориентированные теории трудовой мотивации
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 6. Развитие человека как субъекта труда
-
6.1. Основные характеристики и индикаторы развития человека как субъекта труда
- 6.1.1. Идеал нормы труда и прогрессивного развития его субъекта
- 6.1.2. Профессиональный опыт, его структура, методы исследования
- 6.1.3. Психологические признаки труда в сознании его субъекта
- 6.1.4. Профессиональная идентичность и ее развитие
- 6.1.5. Критерии личностной зрелости и их использование в практике управления персоналом
- 6.2. Общие закономерности развития человека как субъекта труда
- 6.3. Развитие человека как субъекта труда в онтогенезе и в цикле профессионализации
- 6.4. Источники профессионального развития и его варианты
- 6.5. Методы исследования развития человека как субъекта труда
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
6.1. Основные характеристики и индикаторы развития человека как субъекта труда
-
Глава 7. Психология формирования профессио-нализма
- 7.1. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий в профессио-нальном обучении
- 7.2. Принцип опосредованности деятельности. Системная методология в совершенствовании общего и профессио-нального обучения
- 7.3. Современные методы обучения персонала
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 8. Профессиональное самоопределение и карьерное консультирование
- 8.1. История и современное состояние зарубежной практики психологической профессиональной ориентации
- 8.2. Профессиональная ориентация и консультирование по выбору профессии в России
- 8.3. Зарубежные теоретические концепции в психологическом обеспечении профессио-нального самоопределения
- 8.4. Современные отечественные концепции профессио-нального самоопределения
- 8.5. Методы индивидуальной и групповой профессиональной ориентации и консультации
- 8.6. Опыт работы Центра тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 9. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
- 9.1. Исследования стиля жизни и деятельности в психологии
- 9.2. Концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и индивидуальный стиль деятельности
- 9.3. Индивидуальный стиль трудовой деятельности, его генез, разновидности, характеристики
- 9.4. Методы психологического изучения, оценки и формирования индивидуального стиля деятельности
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 10. Введение в психологию профессио-нального отбора
- 10.1. Профессиональная пригодность как свойство системы "субъект труда - профессия"
- 10.2. История применения психологического профессио-нального отбора
- 10.3. Современное состояние психологического отбора персонала
- 10.4. Правовые и этические нормы прогнозирования профессио-нальной пригодности
- 10.5. Эффективность труда работников и способы ее оценки
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
- Глава 11. Психометрические проблемы профессионального отбора
-
Глава 12. Диагностика организационного поведения в ассессмент-центрах
- 12.1. Что такое диагностика организационного поведения?
- 12.2. Принципы валидизации и применения методов диагностики организационного поведения в процедурах отбора и развития персонала
- 12.3. Компетентностно-ориентированные технологии диагностики организационного поведения
- 12.4. Примеры развива-ющих ассессмент-технологий
- 12.5. Метод "Центр оценки"
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 13. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности
- 13.1. Понятия "функциональное состояние человека" и "работоспособность" в психологии труда и смежных дисциплинах
- 13.2. Основные подходы к анализу функциональных состояний
- 13.3. Общие классификации видов ФС. Основные типы состояний сниженной работоспособности
- 13.4. Задачи оценки и оптимизации функциональных состояний человека в профессио-нальной деятельности
- 13.5. Цели и методы диагностики функциональных состояний
- 13.6. Комплексные психологические технологии профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний
- 13.7. Эргономические основы проектирования режимов труда и отдыха
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 14. Психология труда и эргономика в социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов
- 14.1. Организация помощи инвалидам в России
- 14.2. Психологические аспекты трудотерапии как средства реабилитации больных и инвалидов
- 14.3. Эргономическое проектирование предметно-пространственного окружения инвалидов
-
14.4. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 14.4.1. Примеры гиперкомпенсации дефекта
- 14.4.2. Основные психологические и психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья
- 14.4.3. Специфика профессио-нальной ориентации и психологической поддержки лиц с ограничениями по здоровью
- 14.4.4. Специфика проведения профессиональной ориентационной диагностики лиц с инвалидностью
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 15. Психология группового субъекта труда
- 15.1. Понятие "групповой субъект труда"
- 15.2. Психологические проблемы формирования команд работников
- 15.3. Психологические характеристики совместной трудовой деятельности, методы диагностики и способы оптимизации
- 15.4. Специфика операторских групп на транспорте
- 15.5. Профессиональное общение и его разновидности
- 15.6. Типы лидерства и стили руководства в трудовых коллективах, методы их диагностики
- 15.7. Противоречия и конфликты в совместном труде
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 5. Особенности мотивационной направленности субъекта труда
-
Раздел III. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
-
Глава 16. Подходы и концепции инженерной психологии
- 16.1. Общенаучное представление о системах управления и деятельности оператора
- 16.2. Подходы к анализу деятельности оператора и задачи инженерной психологии
- 16.3. Концепции деятельности человека в системах "человек - машина"
- 16.4. Методы исследования и проектирования в инженерной психологии
- 16.5. Психологический анализ "ошибок" в деятельности оператора
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
- Глава 17. Инженерно-психологические исследования когнитивных процессов
- Глава 18. Принятие решения в профессио-нальной деятельности
- Глава 19. Характеристики систем "человек - машина"
-
Глава 20. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование
- 20.1. Психология в практике совершенствования эргатических систем
- 20.2. Содержание и особенности эргономического проектирования
- 20.3. Принципы и содержание инженерно-психологического проектирования
- 20.4. Моделирование в инженерно-психологическом и эргономическом проектировании
- 20.5. Проектирование организационных факторов эргатических систем
- 20.6. Инженерно-психологическая и эргономическая оценка, стандартизация и сертификация
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 21. Психомоторика профессио-налов и проектирование предметных компонентов эргатических систем
- 21.1. Психология и психофизиология движений профессио-налов (на примере операторских видов труда)
- 21.2. Методы исследования сенсомоторной активности в трудовой деятельности
- 21.3. Эргономические основы проектирования и оценки рабочих мест
- 21.4. Органы управления в системе "человек - машина", их выбор, классификация, пространственное размещение
- 21.5. Физиологические, биомеханические и психологические критерии оптимизации параметров ручного инструмента и механизмов
- 21.6. Эргодизайн рабочей одежды и снаряжения
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 22. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование и оценка информационной среды в эргатических системах
- 22.1. Средства отображения информации и их классификация
- 22.2. Кодирование информации
- 22.3. Оценка качества информационной среды
- 22.4. Проектирование информационной среды
- 22.5. Модернизация интерфейсов человекомашинных систем
- 22.6. Проектирование, оценка и совершенствование информационных и компьютерных средств и технологий
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 23. Психология и безопасность эргатических систем
- 23.1. Актуальность проблемы безопасности эргатических систем. Основные понятия
- 23.2. Личный фактор безопасности эргатических систем
- 23.3. Человеческий фактор безопасности эргатических систем
- 23.4. Доверие технике как фактор безопасности эргатической системы
- 23.5. Культура безопасности в эргатических системах
- 23.6. Методы исследования происшествий в психологии труда, инженерной психологии и эргономике
- Выводы
- Вопросы и задания
- Рекомендуемая и цитируемая литература
-
Глава 16. Подходы и концепции инженерной психологии
- Предметный указатель
- Перечень материалов электронного приложения
-
Психология труда, инженерная психология и эргономика
2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов