Дифференциальная психология
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Либин, А. В. Дифференциальная психология : учебник для вузов / А. В. Либин. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 442 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11568-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445641 (дата обращения: 12.10.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
-
Либин А. В.
В курсе в доступной форме рассказывается об изучении индивидуальных, групповых и типовых психологических различий между людьми. С точки зрения авторской единой концепции анализируемые половые, возрастные, интеллектуальные, этнические, социоэкономические и профессиональные различия рассмотрены в контексте организации психических и психосоциальных процессов. Материал изложен с привлечением концепций и теорий ведущих отечественных и зарубежных исследователей. В приложении дан авторский психографический тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм» (ТиГр). Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских факультетов и всех интересующихся вопросами дифференциальной психологии.
- Предисловие
-
Часть I. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
-
Глава 1. Познание природы человеческой индивидуальности
- 1.1. Предпосылки учения о различиях между людьми
- 1.2. Дифференциальная психология — право на независимость
- 1.3. Универсальные дихотомии человекознания: дифференциально-психологический аспект
- 1.4. Иерархическая структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность
- 1.5. Дифференциально-психологическая парадигма в изучении человека
- 1.6. Внутренний и внешний статус дифференциальной психологии
-
Глава 2. Общие принципы дифференциально-психологического анализа
- 2.1. Традиции формального подхода
- 2.2. Структура индивидуальности: формообразующие компоненты
- 2.3. Элементы гештальта и их интеграция в целостную структуру
- 2.4. Интраиндивидуальные и интериндивидуальные различия
- 2.5. Индивидуальные, типологические и групповые различия
- 2.6. Nature vs nurture: эндофакторы и экзофакторы в детерминации межиндивидуальной вариативности
- 2.7. Перспективы интеракционизма: сила ситуаций, устойчивость диспозиций
- 2.8. Психодиагностические измерения человеческих различий
- 2.9. Статистическая оценка измеряемых явлений
-
Глава 1. Познание природы человеческой индивидуальности
-
Часть II. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
-
Глава 3. Грани ментальной реальности (I): ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, представления и воображение
- 3.1. Исследования сенсорной сферы новорожденных
- 3.2. Сенсомоторные стратегии младенцев
- 3.3. Психомоторные стили
- 3.4. Индивидуальные параметры восприятия: перцептивные контроли и стили
- 3.5. Представления — различия в образной сфере
- 3.6. Дифференциальные характеристики воображения
- 3.7. Типы внимания и памяти
- 3.8. Стилевые характеристики мышления
- 3.9. Дифференциальная когнитология: различия в познавательных процессах
- Глава 4. Грани ментальной реальности (II): эмоциональные и регулятивные процессы, речь и сознание
-
Глава 3. Грани ментальной реальности (I): ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, представления и воображение
-
Часть III. КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- Глава 5. Темперамент — психобиологическая основа личности
- Глава 6. Способности и интеллект
-
Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром
- 7.1. Весь мир — контекст
- 7.2. Соприкосновение с действительностью
- 7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность
- 7.4. Феноменология когнитивного стиля
- 7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров
- 7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности
- 7.7. Контуры общей теории стиля
- 7.8. Типология стилевого поведения
- Глава 8. Базовые компоненты характера
-
Глава 9. Личностные различия
- 9.1. Личность: дифференциально-психологический аспект
- 9.2. Корни человеческой личности
- 9.3. Концепции личностных черт
- 9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять
- 9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров
- 9.6. Иерархическая организация личности
- 9.7. Формально-динамическая модель личности
- 9.8. Функционирующая личность: постоянство vs изменчивость
- 9.9. Интра- и интериндивидуальный статус личности
-
Глава 10. Иерархическая модель индивидуальности человека
- 10.1. Конституциональный (телесный) фактор индивидуальности
- 10.2. Индивидные свойства индивидуальности
- 10.3. Личность и индивидуальность
- 10.4. Структура индивидуальности человека
- 10.5. Метапараметры функционирования индивидуальности
- 10.6. Механизмы формирования и развития индивидуальности
- 10.7. Системный анализ иерархии индивидуальных различий
-
Часть IV. ЧЕЛОВЕК В ГРУППЕ
-
Глава 11. Развивающаяся индивидуальность: возрастное измерение жизненного пространства
- 11.1. Групповые различия: методология и методы исследования
- 11.2. Биологические часы — генетически детерминированные паттерны индивидуального развития
- 11.3. Ментальные часы — возрастная динамика психических функций
- 11.4. Социальные часы — этапы освоения действительности
- 11.5. Время личности — «Я» в прошлом, настоящем и будущем
-
Глава 12. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции
- 12.1. Половые различия и полоролевое поведение
- 12.2. Некоторые аспекты половой дифференциации
- 12.3. Фактор пола и психика
- 12.4. Социальные стереотипы: настоящие мужчины и женщины
- 12.5. Полоролевое поведение личности: маскулинность, фемининность и андрогиния
- 12.6. Какая реальность скрывается за стереотипами?
-
Глава 13. Социоэкономический статус индивидуальности
- 13.1. Критерии различий между социальными группами
- 13.2. Экология индивидуального развития
- 13.3. Семейная среда в зеркале классовых различий
- 13.4. Влияние статусного уровня на интеллект
- 13.5. Качество жизни: образование, наличие и сложность работы, деньги и здоровье
- 13.6. Стремление к достижениям в контексте социальной стратификации
- Глава 14. Разные полюса вида Homo Sapiens: расы и этносы
-
Глава 11. Развивающаяся индивидуальность: возрастное измерение жизненного пространства
-
Часть V. «ИНЫЕ»: ЗА ГРАНИЦЕЙ ОБЫЧНОГО
-
Глава 15. Правила без исключений?
- 15.1. Иной — «не враждебный, а просто отличный от тебя»
- 15.2. Психопатология: врожденные ограничения
- 15.3. Классификация и измерение нарушений
- 15.4. Симптомокомплексы аномального развития
- 15.5. Формы индивидуальной дезадаптации
- 15.6. Предпосылки личностных деформаций: матрица ситуаций, фактор уязвимости и синдром выученной беспомощности
- 15.7. Аномалии личности и антисоциальное поведение
- 15.8. Дифференциальная психиатрия и психотерапия
- 15.9. Деструктивные тенденции индивидуальности
- Глава 16. Феномен креативности
-
Глава 15. Правила без исключений?
-
Часть VI. ТИПОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
-
Глава 17. Типологии и классификации: от сенсорики до личности
- 17.1. Понятие типа в психологии
- 17.2. Конституциональные типологии: от морфофункциональных координат индивидуальности к общим и частным типам нервной системы
- 17.3. Соотношение первой и второй сигнальных систем действительности (по И. П. Павлову)
- 17.4. Современные типологии темперамента
- 17.5. Личностные типы
- 17.6. Функциональная типология: поведенческие стратегии индивидуальности
- 17.7. Ученый в контексте таксономии исследовательских типов
-
Глава 18. Параметры индивидуального самосознания — способы интерпретации событий
- 18.1. Универсальные факторы субъективных семантических пространств
- 18.2. Личностные конструкты как «пути предсказания событий»
- 18.3. Специфика личностных установок через призму ситуации
- 18.4. Субъективное истолкование жизненных событий: атрибутивные стили
- 18.5. Счастливчики и несчастные, или личность и судьба
- 18.6. В галерее «картины жизненного пути»
-
Глава 17. Типологии и классификации: от сенсорики до личности
-
Часть VII. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ СИТУАЦИИ
- Глава 19. Семья — друзья — школа: влияние референтной группы
- Глава 20. Профессиональная компетентность и жизненная успешность
-
Глава 21. Реакции на стресс — защита или совладание? (Е. В. Либина, А. В. Либин)
- 21.1. Личность и ситуация: кто сильнее?
- 21.2. Адекватность оценки происходящего
- 21.3. Индивидуальные стили реагирования
- 21.4. Защита или совладание: феномены и механизмы
- 21.5. Иерархическая организация стилевого поведения
- 21.6. Типология стилей реагирования на сложные ситуации: теория и эксперимент
- 21.7. Дифференциальная психокоррекция: тренинг совладания со сложными ситуациями
- Послесловие о будущем, или вероятности развития дифференциально-психологического знания
-
Приложение. Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (ТиГр, тест идеографический). Психографический метод исследования личности. Краткое руководство по применению и основы интерпретации (Либин Александр, Либин Виктор, Либина Алена)
- 1. Инструкция для самотестирования
- 2. История создания психографического проективного теста предпочтений и его экспериментальная валидизация
- 3. Основы интерпретации проективной графической методики исследования личности «Конструктивный рисунок человека из геометрических форм (ТиГр, тест идеографический)»
- Тезаурус основных понятий
- Литература
- Summary
- Новые издания по дисциплине «Дифференциальная психология» и смежным дисциплинам