Возрастная физиология и психофизиология
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Ляксо, Е. Е. Возрастная физиология и психофизиология : учебник для вузов / Е. Е. Ляксо, А. Д. Ноздрачев, Л. В. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00861-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489156 (дата обращения: 30.09.2023).
- Добавить в избранное
В учебнике в классическом варианте и с позиций современного состояния науки отражены основные физиологические и психофизиологические проблемы развития человека. Процесс созревания в онтогенезе физиологических и психических функций рассматривается с точки зрения основной проблемы современного человекознания — соотношения биологического и социального в природе человека, что позволяет сформировать целостный, научно обоснованный взгляд на эту проблему, опирающийся на достижения в области естественных и гуманитарных знаний и предусматривающий выход на междисциплинарный уровень освоения материала. Учебник отражает современную образовательную парадигму и выводит теоретические фундаментальные знания на уровень их биосоциокультурного осмысления и практического применения в области воспитания и обучения подрастающего поколения.
- Предисловие
- Использованные сокращения
- Раздел I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ
-
Раздел II ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
- Глава 2. Нервная система и ее роль в регуляции жизненно важных функций организма
- Глава 3. Эндокринная система человека и ее развитие в онтогенезе
- Глава 4. Внутренняя среда организма
-
Глава 5. Кровообращение и его возрастные особенности
- 5.1. Строение и функции сердечно-сосудистой системы
- 5.2. Основные показатели работы сердечно-сосудистой системы
- 5.3. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы
- 5.4. Структурно-функциональное развитие сердечно-сосудистой системы на разных возрастных этапах
- Выводы
- Практикум
- Глава 6. Дыхание и его возрастные особенности
- Глава 7. Возрастные особенности пищеварения и обмена веществ и энергии
- Глава 8. Выделительная система и ее возрастные особенности
- Глава 9. Костно-мышечная система и развитие двигательной функции человека
-
Раздел III ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
-
Глава 10. Внутренние и внешние факторы организации целенаправленного поведения человека
- 10.1. Строение, функции и принципы работы сенсорных систем
- 10.2. Функциональные состояния организма
-
10.3. Факторы активизации, программирования и регуляции поведения
- 10.3.1. Врожденные и приобретенные формы поведения
- 10.3.2. Потребности
- 10.3.3. Мотивация как фактор организации поведения
- 10.3.4. Эмоции и их роль в организации поведения
- 10.3.5. Внимание и его свойства
- 10.3.6. Память, ее основные формы и характеристики
- 10.3.7. Речь как системообразующий фактор поведения
- 10.3.8. Мышление и его свойства
- Выводы
- Практикум
-
Глава 10. Внутренние и внешние факторы организации целенаправленного поведения человека
-
Раздел IV ИНТЕГРАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ
- Глава 11. Пренатальный период развития
-
Глава 12. Период младенчества
- 12.1. Оценка физиологического состояния младенца
- 12.2. Рефлексы новорожденного
- 12.3. Развитие нервной системы в ранний постнатальный период
- 12.4. Развитие сенсорных, моторных и когнитивных способностей ребенка на протяжении первого года жизни
- 12.5. Роль эмоций в формировании системы «взрослый — ребенок»
- 12.6. Взаимодействие в диаде «мать — ребенок». Развитие привязанности. Отношение между ребенком и взрослым
- 12.7. Кризис первого года жизни
- Выводы
- Практикум
-
Глава 13. Период раннего детства
- 13.1. Физическое и моторное развитие ребенка
- 13.2. Структурно-функциональная организация мозга в период раннего детства
- 13.3. Развитие восприятия и памяти в период раннего детства
- 13.4. Развитие речи
- 13.5. Развитие мышления в раннем возрасте
- 13.6. Развитие эмоциональной сферы и воображения
- 13.7. Развитие личности ребенка и кризис трех лет
- Выводы
- Практикум
- Глава 14. Период дошкольного детства
- Глава 15. Младший школьный возраст
-
Глава 16. Подростковый и юношеский периоды
- 16.1. Специфика функционирования организма в подростковый и юношеский периоды развития
- 16.2. Развитие эмоциональной сферы подростка и юноши
- 16.3. Развитие высших психических функций в подростковый и юношеский периоды
- 16.4. Развитие общения в подростковом и юношеском возрасте
- 16.5. Развитие личности в подростковый и юношеский период. Кризис подросткового возраста
- Выводы
- Практикум
- Глава 17. Период взрослости
- Глава 18. Период старения
- Глава 19. Проблема дизонтогенеза в отечественной и зарубежной психофизиологии
- Приложение
- Словарь наиболее часто используемых терминов