Практическая психология образования
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования : учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14810-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497453 (дата обращения: 26.09.2023).
- Добавить в избранное
Предлагаемый курс апробирован автором на психологическом факультете Курганского государственного университета. Он может помочь студентам в изучении таких дисциплин специализации, как «Введение в профессию психолога», «Психология образования», «Организация психологической службы в системе образования», «Технологии возрастного подхода в работе психолога с детьми и подростками», «Психология девиантного пове дения». В курсе освещены: технология основных направлений работы практического психолога; методика работы психолога с детьми разного возраста; технологии психологического сопровождения детей и подрост ков группы риска. Технология практической деятельности психолога, пред ставленная в системе, дает будущему специалисту целостное представление не только о том, что делать, но и о том, как это делать. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Психология», направленность «Психология образования». Курс может быть рекомендован практикам — психологам и педагогам.
- Предисловие
-
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
-
Тема 1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- 1.1. Практическая психология образования и ее технологии
- 1.2. Правовой статус практического психолога образования
- 1.3. Квалификационная характеристика педагога-психолога
- 1.4. Профессиональная этика практического психолога
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
- Тема 2. Примерная модель личности и профессиональной деятельности психолога образования
- Тема 3. Организация труда практического психолога
-
Тема 4. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования
- 4.1. Субъектно-объектные отношения в психологической деятельности
- 4.2. Авторские модели психологической службы
- 4.3. Специфика работы психолога в детском саду
- 4.4. Специфика работы школьного психолога в учреждениях интернатного типа
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 1. Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
-
Раздел II. СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
-
Тема 5. Гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования
- 5.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса
- 5.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса
- 5.3. Методологические основы гуманизации педагогического процесса
- 5.4. Роль психологической службы в гуманизации педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 6. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога образования
- 6.1. Современное понятие психодиагностики
- 6.2. Процедура и методы школьной психодиагностики
- 6.3. Получение информации в работе психолога и ее использование
- 6.4. Психологический мониторинг в практике психологической службы образования
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 7. Психологическое консультирование в системе деятельности педагога-психолога
- 7.1. Общее представление о психологическом консультировании
- 7.2. Основные подходы к консультированию и его виды
- 7.3. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования
- 7.4. Методика индивидуального консультирования
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 8. Психокоррекция как направление деятельности практического психолога в учреждениях образования
- 8.1. Сущность и принципы психологической коррекции
- 8.2. Содержание и методы психокоррекционной работы с детьми и подростками
- 8.3. Специфика и особенности психокоррекционного процесса
- 8.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 5. Гуманизация целостного педагогического процесса как цель психологической службы образования
-
Раздел III. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РАЗЛИЧНЫМИ ВОЗРАСТНЫМИ ГРУППАМИ
-
Тема 9. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
- 9.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника
- 9.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками
- 9.3. Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста
- 9.4. Коррекция межличностного взаимодействия в группе детского сада
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 10. Методика работы психолога с младшими школьниками
- 10.1. Младший школьник как объект психологической помощи
- 10.2. Готовность ребенка к школьному обучению
- 10.3. Мотивация учения и адаптация ребенка к школе
- 10.4. Коррекция страхов и школьной тревожности у младших школьников
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 11. Технология работы психолога с подростками
- 11.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста
- 11.2. Технология психологической работы с подростками в школе
- 11.3. Групповая психотерапия при акцентуациях характера у подростков
- 11.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
- Литература
-
Тема 12. Технология решения психологических проблем учащихся старших классов
- 12.1. Юность и ее психологические проблемы
- 12.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников
- 12.3. Программа «Лидерство» для старшеклассников
- 12.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 9. Психологическая помощь детям дошкольного возраста
-
Раздел IV. МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
- Тема 13. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога
-
Тема 14. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция
- 14.1. Психология агрессивного поведения
- 14.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы и направления
- 14.3. Аутоагрессия и ее профилактика
- 14.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
-
Тема 15. Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
- 15.1. Психологический кризис и виды кризисных ситуаций
- 15.2. Переживание-преодоление критических ситуаций как фактор диагностики и коррекции девиантного поведения подростков
- 15.3. Психологическая помощь детям и подросткам, пострадавшим от насилия
- 15.4. Психологическая поддержка подростков-инвалидов
- Контрольные вопросы
- Темы для семинарских занятий
- Задания для самостоятельной работы
- Общий список рекомендуемой литературы
- Приложение 1. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19 декабря 2017 г.)
- Приложение 2. Положение о психологической службе системы образования
- Приложение 3. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 1 марта 1999 г. № 3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
- Приложение 4. Аналитический отчет педагога-психолога за учебный год
- Приложение 5. Примерный перечень методик, рекомендованных для проведения психолого-диагностических мероприятий специалистами психологической службы в системе образования
- Приложение 6. Письмо Министерства просвещения РФ от 27 марта 2020 г. № 07-2446 «О направлении информации»
- Приложение 7. Этический кодекс психолога