Философия образования в современном мире
-
Скопировать в буфер библиографическое описание
Философия образования в современном мире : учебник для вузов / О. А. Береговая [и др.] ; ответственный редактор О. А. Береговая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14525-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540842 (дата обращения: 17.09.2024).
- Добавить в избранное
- Поделиться
- Курс с экзаменом
-
Отв. ред. Береговая О. А.
Курс освещает проблемы становления и развития сравнительной молодой отрасли научного знания и дисциплины «Философия образования» в современном мире. Для подготовки курса авторами был выбран исследовательский формат с привлечением широкого круга источников и современной литературы, в том числе ранее не переведенной на русский язык. Он позволит погрузиться в размышления и вместе с авторами интерпретировать идеи современной философии образования. Уникальность курса также состоит в компаративистском видении философских проблем образования в контексте современности. Соответствует актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Курс предназначен для широкого круга пользователей: студентов бакалавриата, магистратуры, специалитета, аспирантов и докторантов гуманитарных специальностей, научных работников, практиков.
- Авторский коллектив
- Предисловие
- Раздел I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ (Береговая О. А.)
-
Раздел II. ТРАДИЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
- Тема 3. «Прогрессивистские» направления философии образования (Береговая О. А.)
-
Тема 4. Эмпирико-аналитическое направление в современной западной философии образования (Ерохин А. К.)
- 4.1. От позитивизма к аналитической философии
- 4.2. Философия образования в классической аналитической философии
- 4.3. Философия образования логического позитивизма
- 4.4. Современная эмпирико-аналитическая философия образования
- 4.5. Критико-рационалистическое направление современной западной философии образования
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Рекомендуемая литература
-
Тема 5. Гуманитарная и критико-эмансипаторская традиции философии образования в Германии (Шачина А. Ю., Шачин С. В.)
- 5.1. Философские концепции в основе гуманитарной и критико-эмансипаторской традиций философии образования
-
5.2. Гуманитарная традиция философии образования
- 5.2.1. Общественный и научный контекст возникновения гуманитарной научной педагогики
- 5.2.2. Представители и критерии гуманитарной педагогики
- 5.2.3. Понимание гуманитарно-научной педагогикой собственной жизни личности, жизненного мира и повседневности
- 5.2.4. Особенности педагогической деятельности в традиции гуманитарной научной педагогики
- 5.2.5. Гуманитарная педагогическая традиция и педагогика как наука
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 5.3. Основные произведения гуманитарной научной педагогики
-
5.4. Критико-эмансипаторская традиция философии образования
- 5.4.1. Критическая теория
- 5.4.2. Метод критической теории — критика идеологии
- 5.4.3. Отношение теории и практики
- 5.4.4. Критическая педагогика. Истоки и ситуация возникновения
- 5.4.5. Методологические аспекты критической педагогики
- 5.4.6. Методы критической педагогики
- 5.4.7. Нормативные аспекты критической педагогики
- 5.4.8. Скепсис в педагогике. Позиционный скепсис в трансцендентально-критической теории Альфреда Петцельта
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 5.5. Некоторые из основных произведений и концепций критико-эмансипаторской педагогики
- Тема 6. Гуманистическая традиция философии образования (Береговая О. А.)
- Тема 7. Философия образования в условиях постмодерна (Береговая О. А.)
-
Раздел III. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
-
Тема 8. Специфика становления отечественной философии образования в современном мире
- 8.1. История становления философии образования в России XIX—XXI вв. Краткий очерк (Береговая О. А.)
- 8.2. Человек как предмет воспитания в трудах К. Д. Ушинского (Шачина А. Ю.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 8.3. Философско-образовательная концепция В. В. Розанова (Береговая О. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 8.4. Философия образования Л. Н. Толстого (Береговая О. А.)
- 8.5. Философия педагогики М. М. Рубинштейна (Береговая О. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 8.6. Сергей Иосифович Гессен. Педагогика как прикладная философия (Шачин С. В.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- 8.7. Философско-педагогические идеи В. В. Зеньковского (Береговая О. А.)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Тема 9. Философия образования в России (1920—1990-е гг.)
- 9.1. Философские аспекты советского образования и воспитания в 1920—1930-е гг. (Береговая О. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- 9.2. Концепция педологии П. П. Блонского (Береговая О. А.)
- Рекомендемая литература
- 9.3. Философия образования А. С. Макаренко (Шачина А. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- 9.4. Гуманистические идеи В. А. Сухомлинского (Береговая О. А.)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- 9.5. Проблемы образования в философском наследии Э. В. Ильенкова (Береговая О. А.)
- 9.6. Философия образования Г. П. Щедровицкого (Береговая О. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- 9.7. Школа диалога культур (ШДК) В. С. Библера (Кудашов В. И.)
- Рекомендуемая литература
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Тема 10. Особенности становления и развития современной философии образования в Индии в конце XIX—ХХ вв. (Ерохин А. К.)
- 10.1. Философия Свами Вивекананды и необходимость реформации образования в Индии
- 10.2. Рабиндранат Тагор: поиск интеграции восточного и западного образования
- 10.3. Профессиональное образование как путь реформации в философии Махатмы Ганди
- 10.4. Интегральная философия образования Шри Ауробиндо
- 10.5. Социальная направленность философии образования Сарвепалли Радхакришнана
- 10.6. Философия образования Джидду Кришнамурти
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
-
Тема 11. Африканская философия образования в современном мире
- 11.1. Культурное разнообразие в ценностных системах Африки (Ерохин А. К.)
- 11.2. Убунту как парадигма модернистской философии образования (Ерохин А. К.)
- 11.3. Философская система образования Дж. Ньерере (Ерохин А. К.)
- 11.4. Философия образования Нельсона Манделы (Ерохин А. К.)
- 11.5. Философия образования Кваме Нкрума (Ерохин А. К.)
- 11.6. Южно-африканские страны перед выбором новой философии образования (Ерохин А. К.)
- 11.7. Философия негритюда Л. Сенгора (Береговая О. А.)
- 11.8. Африканская этнофилософия и духовная «деколонизация» культуры и образования (Береговая О. А.)
- Вопросы и задания для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Тема 12. Философия образования в Латинской Америке (Береговая О. А.)
-
Тема 8. Специфика становления отечественной философии образования в современном мире
- Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА
- Литература