+7 495 744-00-12
По вопросам использования Образовательной платформы "Юрайт"
Email: help@urait.ru
Период образовательной самоизоляции пройден, а что дальше? На Общественном совете Минобрнауки России ректоры ведущих вузов страны поделились опытом ухода на дистанционное обучение.
По мнению руководителей вузов, учебным заведениям необходима комплексная система переподготовки преподавателей. Участники совещания отметили, что это должно быть не просто обучение по использованию возможностей ПК, а целый комплекс курсов по изучению удаленных сервисов, цифровых инструментов и психологии дистанционного обучения.
Чтобы сгладить социальное неравенство студенческого сообщества, учебные заведения должны содействовать трудоустройству обучающихся, а также предоставлять образовательные кредиты. Современным учебным реалиям нужен комбинированный подход — те дисциплины, которые не могут полностью уходить в онлайн, должны вне университета поддерживаться очно.
За три месяца из онлайн-библиотеки мы выросли в образовательную платформу. За период пандемии 1500 преподавателей повысили квалификацию на курсах Юрайт.Академии. На четыре месяца мы открыли бесплатный доступ к платформе всем вузам и колледжам страны.
В июне мы провели VII Летнюю школу преподавателя, в которой представители вузов делились опытом дистанционного обучения. Поэтому проблемы, о которых говорили участники совещания Минобрнауки, не стали для нас новостью. В ходе панельных дискуссий Летней школы преподавателя представители ведущих вузов уже говорили о проблемах самоизоляции образования, новой роли университета и невозможности полного перехода в онлайн.
Опыт вузов
На Летней школе преподавателя прошло 45 онлайн-классов, в ходе которых эксперты рассказывали о перевернутых учебных планах, проектном обучении и отслеживании цифровых следов. Опытом Дальневосточного федерального университета поделился Павел Кузьмин, директор департамента организации образовательной деятельности аппарата проректора по учебной работе ДВФУ.
Павел рассказал о том, что Дальневосточный федеральный университет уже формирует фонд оценочных средств и подключает его к профилю компетенций. Таким образом, учебная организация имеет широкое представление об успеваемости студентов. Также к фонду оценочных средств университета подключена программа Microsoft Teams, которая позволяет контролировать все рабочие процессы. Павел Кузьмин наметил дальнейшие планы ДВФУ — проведение интеграции с учебным расписанием.
Сегодня миссия университетов стала шире. Если раньше вузы отвечали только за процесс передачи знаний, теперь учебные заведения заботятся еще и об их дальнейшем применении. Такой подход помогает выпускникам выбирать работу по специальности. Подробно об этом в рамках VII Летней школы преподавателя рассказал Андрей Щербенок, директор Школы перспективных исследований (SAS).
Спикер провел экскурс в прошлое и напомнил о советской модели «образовательной трубы». Это система, в которой университеты готовили кадры под конкретные рабочие места. Студенты получали жестко заданный набор компетенций. В 2020 году такая модель неактуальна, ведь большая часть выпускников не работает по специальности, полученной в вузе, а сами специальности постоянно меняются. Это значит, что подход к первой ступени высшего образования необходимо менять.
Андрей Щербенок рассказал о трех моделях бакалавриата в рамках системы свободного образования:
- открытый учебный план, где у студента есть полная свобода в выборе курсов и конструировании своей образовательной траектории;
- система распределительных требований, когда студент должен выбирать курсы из разных дисциплинарных областей, а затем выбрать свою специальность (мейджер);
- модель с ядерной программой, когда студенты до выбора меджера должны пройти фиксированный набор обязательных курсов из разных дисциплин.
В Школе перспективных исследований (SAS) ТюмГУ реализуется модель с ядерной программой: обязательные для всех курсы ядра + элективы + один из 7 мейджеров. «Мы не можем разделить мир на четкие сектора по профессиям и работать со студентами внутри этих изолированных секторов», — уверен Андрей Щербенок. Задача университета – научить студентов осуществлять самостоятельную навигацию в мире пересекающихся и влияющих друг на друга дисциплинарных полей.
Платформа «Юрайт»
Главная тенденция образования 2020 года — это самостоятельность студентов. Поэтому вузы вводят перевернутые учебные планы и проектные системы обучения. Мы помогаем университетам делегировать обязанности — берем на себя часть рутины образовательного процесса, открываем простор для педагогического творчества. На платформе уже доступны 1029 курсов и 9208 учебников. Студентам удобно учиться, а преподавателям и руководителям вузов — организовыватьучебный процесс.
Юрайт.Академия
Условия пандемии дали понять, что методы обучения должны меняться. Ответственность легла на плечи преподавателей. Одни учебные заведения, как ДВФУ, позаботились о снижении нагрузки на специалистов, другие — нет. Поэтому за время пандемии на базе нашей образовательной платформы была создана «Юрайт.Академия». Она включает в себя шесть онлайн-курсов, которые помогают преподавателям и библиотекарям адаптироваться в мире цифрового образования(список курсов постоянно пополняется).
Юрайт.Статистика
На нашей образовательной платформе руководство учебного заведения может анализировать цифровые следы своих студентов. У ДВФУ есть практика внутреннего отслеживания по системе 1С. Возможности нашей платформы шире — мы накапливаемвсе цифровые следы, которые студенты оставляют на сервисах «Юрайт». Таким образом мы помогаем вузам повышать уровень компетенции студентов.
Скоро на платформе «Юрайт» появится сервис «Личный кабинет проректора» — инструмент углубленной статистики использования платформы учебным заведением. Сервис поможет руководителям образовательных организаций направлять учебный процесс.
Работать с помощью платформы «Юрайт» легко, потому что образовательный процесс становится открытым — от выбора учебника преподавателем до итоговой аттестации студента.
Выводы
Пока система образования проверяет себя на готовность к цифровому будущему, у нас есть шанс стать ближе друг к другу. Дистант можно воспринимать как барьер, а можно как окно возможностей. Давайте учить и учиться вместе!