Как проконтролировать студентов на онлайн-экзаменах?
Коронавирус повлиял на процедуру сдачи экзаменов во всем мире — вузы и колледжи вынуждены находить эффективные способы проверки знаний студентов онлайн. Подавляющее большинство учебных заведений начало использовать платформы дистанционного обучения и продолжает совершенствовать электронную информационно-образовательную среду для организации учебного процесса в дальнейшем. И это правильный вектор развития, ведь учебный год в вузах, колледжах и школах может не начаться 1 сентября. Вузы по решению ученого совета имеют право перенести начало учебы на срок до двух месяцев или же продолжить занятия в онлайн-формате. Поэтому вопросы дистанционного обучения, проведения сессий и контроля студентов остаются актуальными.
В первый день Vll Летней школы преподавателя от Образовательной платформы «Юрайт» прошел вебинар «Удаленное оценивание». Специалист из ProctorEdu, Никита Мишаков, рассказал о видах прокторинга и о том, на что стоит обратить внимание вузам и ссузам, которые выбрали этот метод контроля для своих дистанционных аттестаций.
Прокторинг (от англ. proctor — контролировать ход экзамена) — это процедура наблюдения за онлайн-оцениванием, будь то промежуточная или итоговая аттестация, олимпиада, вступительный экзамен или любой другой вид испытания, проводящегося удаленно. А прокторы — администраторы, контролирующие процесс посредством камеры и микрофона. В этом году в России таким инновационным методом наблюдения за абитуриентами и студентами воспользовались многие продвинутые вузы и колледжи. Итак, какие виды прокторинга существуют?
— Синхронный или очный — это наблюдение за проходящими испытание в реальном времени. Прокторы следят за тем, чтобы оценивание было честным: все задания должны выполняться студентами без посторонней помощи и дополнительных материалов.
— Асинхронный или киберпрокторинг — вид контроля, когда попытки нарушений фиксируются с помощью специальных технологий. Запись испытания сохраняется, и программа прокторинга оценивает ее по 14 критериям (включая распознавание лица, наличие посторонних звуков, анализ поведения испытуемого).
В обоих случаях ProctorEdu интегрируется с системой дистанционного образования и получает доступ к веб-камерам и микрофонам компьютеров испытуемых, а иногда и к камерам их мобильных устройств, если этого требуют условия тестирования. Ведь только две камеры, установленные одна напротив другой, могут обеспечить обзор в 360 градусов.
Никита Мишаков подчеркнул, что у специалистов из ProctorEdu довольно низкие технические требования: студенты могут проходить тестирования со смартфонов и планшетов. Это позволяет компании проводить аттестации в регионах, где есть недостаток технического оснащения.
По мнению спикера, администрация вуза или колледжа должна грамотно подготовиться к тестированию, если для его проведения необходим прокторинг. Чтобы процедура была максимально эффективной, нужно выполнить следующие действия.
— Заранее договориться с компанией прокторинга. Ведь специалистам нужно время, чтобы провести технические настройки, опробовать систему, обучить сотрудников образовательной организации. Если обратиться за услугой за день до испытания, нехватка времени отразится на качестве наблюдения.
— Решить вопрос персональных данных. Каждый студент должен быть согласен на их обработку и подписать соответствующую бумагу, а во время испытания показать документ, удостоверяющий личность.
— Грамотно подготовить студентов к процессу прокторинга. Этот аспект напрямую связан с коммуникацией между администрацией вуза или колледжа и студентами. Всех учащихся/абитуриентов нужно подробно проинструктировать перед предстоящим экзаменом, объяснить цели прокторинга.
— Определить, где именно будут размещены задания для аттестации. Онлайн-формат испытаний только начинает развиваться, и существует не так много подходящих для этой цели сервисов. Перед летней сессией 2020 года на Образовательной платформе «Юрайт» появился «Юрайт.Экзамен». Сервис позволяет успешно проводить зачеты и экзамены в онлайн-формате. С помощью «Юрайт.Экзамена» можно организовать текущий и итоговый контроль компетенций более чем по 1000 дисциплинам ВО и СПО. Чем больше банк заданий, тем эффективнее система оценивания и меньше возможностей для списывания.
Благодаря вебинару Никиты Мишакова слушатели бесплатной VII Летней школы преподавателя узнали больше о такой инновации онлайн-образования, как прокторинг, и теперь понимают, что именно надо учитывать при использовании этой услуги их учебным заведениям.
Присоединяйтесь к Образовательной платформе «Юрайт», регистрируйтесь на Зимнюю школу преподавателя уже сейчас, не пропускайте наши регулярные вебинары и повышайте квалификацию на онлайн-курсах «Юрайт.Академии». Ведь до начала учебного года осталось не так много времени, и, по-видимому, всем российским учебным заведениям предстоит взять курс на дистанционный формат образовательного процесса.