Показать виджеты
Скрыть виджеты
27 ноября 2024 активны на платформе
52 386 +47
Преподавателей
648 065 +1098
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Трудное трудоустройство: образование и рынок труда»

Дата публикации
02 февраля 2021
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
437

27 января, в третий день VIII Зимней школы преподавателя, руководители, преподаватели и эксперты из ведущих образовательных учреждений собрались, чтобы обсудить, смогут ли выпускники эпохи пандемии найти работу, что более востребовано работодателем — hard или soft skills и кого готовить — универсала или профессионала. 

 

В роли модератора выступила Наталья Максимова, директор Центра карьеры Национального исследовательского технологического университета «МИСиС».  Она обсудила со спикерами, насколько готово российское образование продолжать поддерживать выпускников и переучивать старшее поколение, что ждет выпускников эпохи пандемии, как работодатели участвуют в модернизации образовательных программ, какие тренды на рынке труда должны иметь в виду преподаватели, выпускники и работодатели и многие другие острые темы, касающиеся трудоустройства и карьерного развития. 

 

В своем вводном слове к дискуссии эксперт подчеркнула значимость темы и поделилась с коллегами своим взглядом на те обновления, в которых сегодня нуждается российская система образования: «Тема трудоустройства —  сегодня одна из наиболее важных. Она связана с подготовкой квалифицированных кадров, а это влияет на экономику нашей страны и наше с вами благосостояние»; «Нам всем остро нужна оперативность сбора данных о потребностях и качестве востребованных кадров. Нам нужны новые способы мониторинга с актуальными данными на момент анализа. Нам нужно профессиональное прогнозирование потребностей работодателей, а мы продолжаем изучать рынок труда по старым технологиям и проводим только мониторинг фактического трудоустройства».

 

Ирина Гончарова, исполняющая обязанности проректора по международным связям и профориентационной работе Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина, доктор исторических наук, подробно рассказала о когнитивных, социально-поведенческих и цифровых компетенциях, которые мы должны давать молодому поколению в стремительно меняющемся и нестабильном VUCA-мире. Одной из таких компетенций, например, является толерантность к неопределенности: «Мы переходим от предсказуемого определенного SPOD-мира в нестабильный и запутанный VUCA-мир, поэтому одна из ключевых компетенций, которую мы должны формировать у наших выпускников, — это толерантность к неопределенности»; «Мы должны воспитать у наших детей готовность выстреливать в разных сферах, готовность к риску и жизнестойкость». Участница дискуссии подняла важную проблему неопределенности и непонимания своего карьерного развития в течение уже нескольких последних поколений. Роль сыграл и феномен «советской детскости»: «В СССР был четкий госзаказ с определенными социальными лифтами на будущее. Но осознание, что мы это уже потеряли, для многих не наступило по сей день».  

 

Екатерина Ижмулкина, временно исполняющая обязанности ректора Кузбасской государственной сельскохозяйственной академии, рассказала о том, как в вузе удается влиять на тренды аграрного рынка труда и становиться все более уверенными в успешном карьерном пути выпускников. Оказалось, что ключ к решению проблемы трудоустройства внутри отрасли лежит в аналитике ситуации на предприятиях и поиске узких мест работодателей: «Необходимо знать всех потенциальных и реальных партнеров отрасли, их текущую ситуацию, где их узкие места и что не дает им стать лидерами. Понять их проблему и разобрать ее по полочкам. И мы постоянно занимаемся такой предикативной аналитикой».

 

Эксперт заявила, что реальное влияние на рынок труда по силам высшим учебным заведениям: «Надо не просто улавливать тренды рынка труда, а создавать их самим». И вот как такое влияние оказывает Кузбасская ГСХА: «Выводя новые разработки, например по геномному редактированию эмбрионов, мы выявляем те компании, кто хочет к ним перейти, и там уже встречаем ответный запрос на наших ребят, чтобы с их помощью внедрить новую технологию».

 

Роберт Уразов, генеральный директор «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)», член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, член Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, в рамках дискуссии поделился с коллегами своим видением глобальных тенденций рынка труда, рассказал о том, что предстоит поменять в системе образования, чтобы соответствовать и запросам этого рынка, и молодого поколения: «Мы видим, что количество рабочих мест, которые создают компании, уменьшается. Все меньше глобальные корпорации готовы нанимать сотрудников — налицо тренд, который выводит занятость из режима постоянного найма. На самом деле это плохая новость — темп изменений превышает скорость прогноза. Для некоторых стран — Китая, Бразилии, Индии — характерна платформенная занятость. Феномен в том, что многие люди работают на нескольких работодателей. Это дизайн, аудит, строительные услуги». 

 

Николай Хлебников, директор Института фундаментального образования Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, поделился с коллегами опытом проектного обучения в УрФУ, представил доклад «Проектный практикум ИРИТ-РФ» и рассказал о том, как дать студентам возможность попробовать себя в самых разных сферах и видах деятельности, чтобы свести к минимуму неправильный выбор профессии и помочь ребятам грамотно выстроить индивидуальную образовательную траекторию: «Организация процедуры осознанного выбора того или иного жизненного сценария (специализации, исследований, предпринимательства), выбора стека технологий и проектной роли возможна с помощью сервисаПрокомпетенции.рф”»; «Прокомпетенции.рф позволяют организовывать и проводить независимую оценку компетенций студентов без участия преподавателей из университета». В завершение эксперт обратил внимание на то, как важно видеть в студентах взрослых людей и учиться у них, чтобы совершенствовать продукты своей профессиональной деятельности: «Я призываю относиться к студентам как к партнерам. Если вы из этой коммуникации делаете выводы, учитесь, то можете актуализировать ваш образовательный продукт (курс), он начинает развиваться и совершенствоваться. Университет получает артефакты этой деятельности, лучшие образовательные продукты, результаты исследований или даже предпринимательские истории».

 

Дискуссия получилась невероятно живой — десятки вопросов и реплик в чате, яркие мнения и идеи экспертов и неформальное общение! В онлайне вебинар смотрели больше 2000 зрителей!