2 сентября на площадке Юрайт.Академии директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачёва провела вебинар на тему «Какие компетенции нужны преподавателям и административной команде вузов, чтобы оставаться востребованными в эпоху цифровой трансформации». Кроме ответа на заглавный вопрос онлайн-класса, эксперт обсудила с пользователями Образовательной платформы «Юрайт», как из-за пандемии изменился рынок образовательных услуг и как вузам адаптироваться к новым реалиям, почему некоторым не удалось подстроиться под новый формат обучения.
Ксения Ткачёва уделила большое внимание свойствам системы высшего образования в ее нынешнем состоянии.
28:07 «Университеты оказались в очень жесткой конкурентной среде, требования к ним выросли. При этом исторически университеты — очень большие организации с большим количеством процессов, сотрудников, студентов. И меняться им очень сложно, гораздо сложнее, чем стартапам, которые пробуют какую-то гипотезу, отвергают ее и идут дальше, привлекают инвестирование и очень гибко меняются. Университеты, к сожалению, себе этого позволить не могут».
28:47 «Мы стали говорить о том, что важны профессиональные компетенции, которые также называют hard skills, но также выросла ценность soft skills, персональных навыков. И в контексте тех же технологий мы можем говорить, что выросли требования к скорости обучения, гибкости восприятия, критического мышления. Ожидается, что эти качества должны развиваться в рамках обучения в университетах, что происходит не всегда».
29:34 «Сейчас очень важно уметь презентовать материал, знать и учитывать особенности мышления той возрастной категории, с которой вы работаете».
30:41 «Массовое образование, когда учили всех как одного, когда мы не адаптируем материал под формат подачи и под человека, неэффективно. Поэтому важно персонализированное обучение, индивидуальные образовательные траектории. Сейчас эта тема очень популярна в повестке, на всех образовательных форумах мы начинаем обсуждать, что это такое, как это реализовать, потому что чем более индивидуальный подход, тем более он дорогой».
36:44 «Цифровая трансформация и внедрение технологий не являются самоцелью. Мы не должны это делать просто потому, что это модно, про это говорят, этого требует Министерство образования. Это нужно для того, чтобы изменить в лучшую сторону качество и эффективность обучения, те структуры, перед которыми стоят глобальные цели готовить востребованных специалистов для рынка труда. Конечно, без методистов и педагогов это невозможно».
Ксения Ткачёва подчеркнула, что все усилия по созданию цифровой образовательной среды часто сталкиваются с недостатками администрирования образовательных организаций, перегрузкой преподавателей и проблем оплаты труда. Эксперт выделила при этом главное свойство, которым должны обладать выпускники вузов и колледжей, а также те, кто их учит:
44:02 «Адаптивность — это способность быстро приспособиться к новым обстоятельствам, быстро освоить новые компетенции. Выпускники — как отражения преподавателей вузов. Если в вузе преподаватели и другие сотрудники адаптивны, если они быстро меняются и отслеживают тренды, то и выпускники, скорее всего, будут адаптивны. Обратите внимание на этот гибкий навык».
01:01:12 «Нельзя взять очную программу, те же форматы длительности, подходы и просто перенести в онлайн-формат. Если мы переносим программу в онлайн, это означает ее полную пересборку. Именно поэтому, когда в марте случился полный локдаун в Москве, мы на два месяца поставили на паузу все наши продукты и полностью перепроектировали все программы. Мы привлекали экспертов, меняли материалы, подходы, потому что скопировать очное в онлайн эффективно и результативно невозможно».
Вебинар Ксении Ткачёвой посмотрели более 800 зрителей! А научиться делать гибкий, адаптивный и способный оставаться актуальным при любом формате учебный контент можно с онлайн-курсом от Образовательной платформы «Юрайт» «Автор цифрового учебного контента»!