Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Панельная дискуссия «Интерактивные занятия и методические инновации в учебном процессе»

Дата публикации
26 ноября 2021
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
1246

24 ноября в рамках онлайн-конференции «Методика подготовки интерактивного занятия» прошла одноименная панельная дискуссия. Руководители высших учебных заведений, преподаватели высшей школы обсудили, как в вузах организовываются интерактивные занятия, поделились интересными методическими экспериментами, обсудили, готовы ли студенты к подобным форматам обучения и есть ли будущее у  интерактивного занятия.  

 

Модерировала дискуссию Светлана Калмыкова, кандидат педагогических наук, доцент Высшей инженерно-экономической школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, директор Центра открытого образования. 

 

Эксперты: 

 

— Михаил Бухтояров, доцент Сибирского федерального университета, кандидат философских наук, Master of Education in Instructional Technology;

— Владимир Шутенко, проректор по учебной работе Московского финансово-юридического университета, кандидат экономических наук, доцент, Почетный работник сферы образования Российской Федерации;

— Наталья Уварова, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Московского финансово-промышленного университета «Синергия»;

— Надежда Каменских, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и экономики Государственного гуманитарно-технологического университета, руководитель Координационного центра развития квалификаций WorldSkills. 

 

03:04 Светлана Калмыкова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Мы даем нашим преподавателям возможность пробовать различные практики, потому что в политехническом университете среда уже готова к полноценной, комфортной работе преподавателей». 

 

04:14 Светлана Калмыкова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «У нас на сегодняшний день интегрированы все информационные системы. Плюс большой объем онлайн-ресурсов и возможность для создания записей курсов».

 

06:38 Вопрос от Светланы Калмыковой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Как вы поддерживаете своих преподавателей в ваших вузах?»

 

07:21 Начало выступления Владимира Шутенко (МФЮА): «Вуз реализует не дистанционный формат обучения, а взаимодействие в электронной информационно-образовательной среде университета при помощи дистанционных образовательных технологий в облачных сервисах Microsoft Teams. Каждый день в соответствии с утвержденным учебным расписанием для обучающихся и преподавателей генерируются активные ссылки на онлайн-занятия, которые транслируются в электронные личные кабинеты. Если занятие очное, в электронном расписании указывается аудитория учебного корпуса, если удаленный формат — генерируется ссылка на виртуальный кабинет».

 

08:15 Владимир Шутенко (МФЮА): «Для перевода группы из очного обучения в онлайн-формат требуется около двух часов».

 

09:06 Владимир Шутенко (МФЮА): «Университет работает в облачных сервисах Microsoft Teams. Организация полностью поддерживает данный формат, помогая с возникающими техническими вопросами».

 

09:21 Владимир Шутенко (МФЮА): «Интерактивные формы обучения — это очень удобно. Выводя в групповой эфир конкретный кейс, обучающиеся видят его на своем экране, могут совместно обсуждать, искать решения. Преподаватель, обращаясь к рабочему столу любого обучающегося, просматривает персональные варианты решений, давая адресные рекомендации. Это позволяет объективно оценить индивидуальную работу, вклад каждого обучающегося».

 

10:40 Светлана Калмыкова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Нельзя сохранить качество образования и поддерживать его на высоком уровне, просто проведя занятия в вебинарном формате. Мы задумываемся о методическом обеспечении такого формата работы». 

 

11:32 Вопрос от Светланы Калмыковой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «По опыту вашего университета — готовы ли студенты к смешанному формату обучения?»

 

12:02 Начало выступления Натальи Уваровой («Синергия»): «В нашем университете ведется активная работа по подготовке онлайн-курсов, которые помогают сопровождать образовательный процесс, помимо того, что преподаватель проводит занятия в Microsoft Teams».

 

12:58 Наталья Уварова («Синергия»): «В прошлом году университет выиграл грант Министерства науки и высшего образования РФ на подготовку онлайн-курсов по педагогическому образованию. Это сподвигло нас на создание различных интерактивных онлайн-курсов, помогло понять, какой есть запрос у наших обучающихся к онлайн-образованию». 

 

14:03 Наталья Уварова («Синергия»): «Помимо того, что студенты решают различные тесты по темам, к каждой теме мы делаем кейсовые задачи и задачи компетентностного характера, чтобы проверить, как студент освоил компетенции, которые заложены в этой дисциплине». 

 

18:10 Наталья Уварова («Синергия»): «И в онлайн-, и в офлайн-аудитории есть студенты, которые готовы осваивать образовательную программу, и есть те, кто просто пришел, потому что родители сказали, что надо получить высшее образование». 

 

18:56 Наталья Уварова («Синергия»): «Мы мотивируем студентов следующими подходами: обучение на основе ситуационного подхода, на основе повествования истории и проблемно-ориентированное обучение». 

 

20:36 Начало выступления Михаила Бухтоярова (СФУ): «Я не перестаю повторять своим студентам, что высший пилотаж в онлайн-обучении может быть достигнут в том случае, если вы, катаясь на велосипеде и продвигая здоровый образ жизни, участвуете в онлайн-занятии».

 

21:34 Михаил Бухтояров (СФУ): «Довольно часто в начале занятия возникает необходимость немного поговорить. Я смотрю на аксессуары, которые есть вокруг, и мы можем их обсудить, это позволяет установить коммуникативное пространство». 

 

23:18 Светлана Калмыкова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Мы приходим к тому, что в условиях большого количества контента, в котором сложно разобраться, необходимо перестраивать вебинарную форму, переходить в другие пространства, создавать там кейсы, чтобы заинтересовать и активизировать аудиторию». 

 

24:58 Вопрос от Светланы Калмыковой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Как организовать интерактивность во время занятия? Какие формы должны быть, что должен уметь преподаватель?»

 

26:08 Начало выступления Надежды Каменских (ГГТУ): «В начале пандемии многие из нас превратились в “говорящие головы”, которые вещают “черным квадратам”. Для себя я поняла, что так не хочу и надо что-то сделать». 

 

30:28 Надежда Каменских (ГГТУ): «Для меня один из эффективных способов вызвать интерес у студентов — это интерактивные формы работы. В основе представленной  идеи были использованы управленческие кейсы, к которым был привязан игровой формат».

 

32:18 Надежда Каменских (ГГТУ): «Ребята самостоятельно образовывают команду, которой выдается управленческий кейс. В рамках кейса студенты распределяют роли, ищут и анализируют необходимую информацию, на основе этого находят лучшее управленческое решение. По запросу я прихожу к ним на встречу, чтобы они могли со мной проконсультироваться». 

 

33:27 Надежда Каменских (ГГТУ): «Часть практических часов по дисциплине я отдала ребятам для подготовки. Я была рядом в роли консультанта».  

 

34:04 Надежда Каменских (ГГТУ): «Я как преподаватель была организатором этого процесса и мотиватором». 

 

34:48 Структура кейса: ситуация, вопросы, герои, необходимость в дополнительной информации, дополнительные персонажи, разворот темы. 

 

39:39 Надежда Каменских (ГГТУ): «Мы работаем четко по расписанию, эта схема была привязана к расписанию. При необходимости ребята задавали вопросы, я могла уточнить какие-то моменты».

 

41:32 Вопрос от Светланы Калмыковой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Преподаватели очень много времени тратят на подготовку онлайн-курса. Происходит ли пересчет нагрузки преподавателя в вашем вузе?»

 

42:35 Владимир Шутенко (МФЮА): Объем учебной нагрузки в рамках законодательства не пересчитывается. Преподаватель готовится к онлайн-занятиям в течение второй половины дня, которая включает такую подготовку. Допускается возможность перераспределения нагрузки второй половины дня с целью выделения большего времени для подготовки к занятиям». 

 

44:16 Владимир Шутенко (МФЮА): «Все занятия с применением дистанционных образовательных технологий сопровождаются презентацией для лучшего усвоения учебного материала, исключая необходимость конспектирования за преподавателем. Это достигается путем видеозаписи всех занятий и предоставления обучающимся активных ссылок для их повторного просмотра».

 

47:44 Владимир Шутенко (МФЮА): «Оценивать уровень усвоения учебного материала через личный кабинет в электронной информационно-образовательной среде университета значительно эффективнее по причине сбора, наличия большего объема информации об успехах обучающихся». 

 

48:51 Светлана Калмыкова (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Наши преподаватели стали возражать против записи онлайн-занятий. Исходя из их опыта, это расхолаживает студента, ведь у него появляется возможность посмотреть занятие в любой момент».

 

50:07 Вопрос от Светланы Калмыковой (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого): «Столько всего валится на преподавателя, как мотивировать преподавателя всем этим заниматься?»

 

52:41 Наталья Уварова («Синергия»): «У многих преподавателей нет различных возможностей: информационно-коммуникационных компетенций, коммуникативных компетенций, а некоторые даже говорят о том, что нет простого технического оснащения». 

 

55:04 Наталья Уварова («Синергия»): «У нас есть система мотивации преподавателей, которая оплачивается помимо основного оклада. За научные статьи, за разработку онлайн-курсов мы платим дополнительно». 

 

1:01:35 Михаил Бухтояров (СФУ): «Можно заставить студентов включить камеру, можно пытаться имитировать интерактивность, заставляя студента быть на занятии, но это не изменит отношений в группе и отношения к предмету. Если мы продвигаем осознанное обучение, то и черный квадрат зума должен быть чем-то, что помогает студенту». 

 

1:03:29 Михаил Бухтояров (СФУ): «Я понимаю, что многим преподавателям сейчас сложно, приходится работать одновременно и в аудитории, и дистанционно. Кому-то из студентов приходится работать в тех условиях, которые не соответствуют их представлениям о высшем образовании. Наша задача — сделать обучение максимально отзывчивым». 

 

1:13:22 Вопрос от Александра Сафонова («Юрайт»): «Что вы планируете вводить в вашем университете в качестве новых форматов интерактивных занятий?»

 

1:15:30 Наталья Уварова («Синергия»): «Для того чтобы мы могли подобрать или выбрать технологию, которую можно использовать в конкретной ситуации, эта технология должна соответствовать цели конкретной дисциплины, темы, задания. В зависимости от цели мы определяем роль преподавателя в этой технологии: лидер, посредник, тьютор». 

 

1:20:29 Наталья Уварова («Синергия»): «Для студентов старших курсов факультета психологии у нас открыта психологическая лаборатория, где они консультируют студентов младших курсов и помогают им адаптироваться в университете. Таким образом они прорабатывают свои профессиональные компетенции». 

 

1:22:46 Вопрос от Александра Сафонова («Юрайт»): «Игры — это все-таки для детей или для взрослых? Насколько правильно к студентам применять игровой подход, если мы говорим про университетские курсы?»

 

1:23:18 Михаил Бухтояров (СФУ): «Есть большие сомнения, что мы когда-либо выходим из игры. Образование и есть игра, очень сложная и дорогая, но игра». 

 

1:27:53 Вопрос от Александра Сафонова («Юрайт»): «Что нас ждет в будущем с точки зрения интерактивного занятия?»

 

1:28:57 Владимир Шутенко (МФЮА): «Наша основная задача — адаптироваться к современным требованиям, условиям взаимодействия с обучающимися, сохраняя качество, высокий уровень образования. Мы преподаватели высшей школы, на нас страна возлагает большие надежды!»

 

1:31:15 Наталья Уварова («Синергия»): «Будущее за использованием интерактивных технологий. Основной акцент нужно сделать на педагогах, которые готовы работать в этих условиях». 

 

1:33:51 Михаил Бухтояров (СФУ): «Мы уже вступили в будущее, наши студенты уже организуют в нем свою жизнь. К 2030 г. мы будем испытывать гигантскую конкуренцию, и я надеюсь, что университеты сохранятся как центр образования, а для этого нужно не останавливаться и бежать». 

 

За дискуссией онлайн наблюдали около 1000 зрителей! Мы будем продолжать общаться с экспертами на самые актуальные темы мира образования и науки. 

Совсем скоро, 31 января 2022 г., стартует наш пятидневный интенсив — Х Зимняя школа преподавателя! Зарегистрироваться можно уже сейчас, а до 1 декабря действует специальная цена, поторопитесь!