30 марта прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Новый учебный контент: создание, распространение, использование», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием, РАНХиГС, МИРЭА, НГУ, КНИТУ и других университетов. В конференции участвовали свыше 1700 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Метавселенная компетенций: новые цели и форматы цифрового контента», в ходе которой ведущие эксперты обсуждали тренды цифровой трансформации учебного контента.
Комфорт в цифровой среде
Свое выступление кандидат технических наук, доцент, заведующая кафедрой автоматизации и управления, проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета, директор по развитию студии «Графиста» Алена Смыслова начала с того, что «цифровая трансформация происходит вне зависимости от того, есть такой проректор [по цифровизации] или нет. Она настигает все сферы жизни». По ее мнению, цифровые компетенции растут, вслед за ними появляются запросы на различные сервисы. Преподаватели и студенты хотят большего комфорта в цифровой среде, получать обратную связь и интеллектуальную поддержку, персонализированные предложения.
Проректор по цифровизации Московского института психоанализа, кандидат физико-математических наук, общественный эксперт НТИ Александр Квашнин делает акцент на постановке целей цифрового контента. Важно не просто понимать, что мы создаем и какое место это будет занимать в образовательном процессе, но — как будут воспринимать цифровой контент те, на кого он направлен, как и куда он будет доставлен. Студент хочет видеть интерактивный, полезный, насыщенный контент, понятную траекторию и четкий ответ, зачем этот контент нужен лично ему.
Студент как бизнес-клиент
В разговоре о цифровом контенте был поднят вопрос вовлеченности студентов.
Алена Смыслова (ЧГУ) отмечает, что пока очень мало разработок в области методики онлайн-обучения — как выстроить контент, не просто раздробить традиционную лекцию на много мелких видео, но сохранить вовлеченность и обратную связь.
Поделился практикой МИП Александр Квашнин: «Метрика очень простая — студент продолжает учиться или нет, приходит или нет. У нас каждый студент платит и четко понимает свою мотивацию, мгновенно дает обратную связь, если что-то не так. Он привык действовать на платформе здесь и сейчас, дать запрос и быстро получить ответ. Мы рассматриваем каждого студента как бизнес-клиента».
Рынок цифрового образования
Александр Квашнин (МИП) обозначил свой взгляд на развитие рынка: «За последние два-три года на рынок цифрового образования пришли большие игроки [EdTech]... Вузы начинают конкурировать не только между собой, но и с этими игроками. Четкая регламентация контента — заведомо проигрышная история на конкурентном рынке, на котором есть коммерческие организации, разрабатывающие образовательный продукт».
По мнению Алены Смысловой (ЧГУ), большая ниша — это ДПО. Появился запрос на специфические технические онлайн-курсы для индустриальных партнеров, это платно, расходы можно окупить. Такой курс — многоразовая история, потом его можно использовать у студентов.
Отдельно в выступлении была затронута тема цифрового инклюзивного образования: «Мы поставили себе цель: все онлайн-курсы делать адаптированными для лиц с ОВЗ, это наше конкурентное преимущество».
Снять с преподавателя страх и нагрузку
В ходе дискуссии Александр Квашнин (МИП) обозначил необходимость взаимодействия университета и преподавателя в развитии цифрового контента: «Когда мы создаем курс, это помощник преподавателю. “Мне не хватает часов, мне не хватает материала” — у вас есть курс. Если преподаватель хочет развивать свой курс, то цифра — это поле возможностей… Я вижу в преподавателях желание пробовать и действовать, но оно не должно перейти в негатив. Если образовательная организация хочет учить с использованием цифровых технологий, важно, чтобы преподаватель не оставался один на один с проблемами».
Спикер поделился опытом МИП: «Мы ищем преподавателей везде — и внутри, и снаружи. Это самый большой дефицит. Крайне важный момент — снять страх с преподавателя и показать возможность заявить себя как эксперта».
Алена Смыслова (ЧГУ) подняла вопрос нагрузки: преподаватель перегружен, у него нет времени пообщаться со студентами, заняться саморазвитием, отдохнуть. Онлайн-контент для преподавателя — это способ повысить свою продуктивность и снизить «горловую» нагрузку.
Лайки преподавателю
Алена Смыслова (ЧГУ) поделилась со слушателями своим видением: «Порой удивительно увидеть свои лекции на сторонних ресурсах. Контент все равно разойдется. Если контент качественно сделан, то это будет плюсом к имиджу, повышению статуса, востребованности. Интернет покажет, кто больше лайков набрал».
Александр Квашнин (МИП) согласен: если вашего преподавателя нет на YouTube, это слабый преподаватель.