Показать виджеты
Скрыть виджеты
24 ноября 2024 активны на платформе
52 376 -45
Преподавателей
647 197 -548
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Игра на повышение: управление содержанием образовательных программ

Дата публикации
04 апреля 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1957

30 марта прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Новый учебный контент: создание, распространение, использование», организованная Юрайт.Академией. В конференции участвовали свыше 1700 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Игра на повышение: управление содержанием образовательных программ», в ходе которой спикеры обсудили  подходы и практики по управлению содержанием образовательных программ.

Что определяет содержательное поле образовательных программ 

 

Светлана Янкелевич, кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры картографии и геоинформатики, проректор по учебной и воспитательной работе Сибирского государственного университета геосистем и технологий, подчеркивает, что образовательная программа — это ключевой документ в образовательной организации. 

 

«Образовательная программа в наше время — это не просто документ, регламентирующий процесс обучения и воспитания в вузе, а комплекс образовательных характеристик, организационно-педагогических условий, методических и оценочных материалов. Образовательная программа — это ключевой документ любой образовательной организации. На сегодняшний день образовательная программа — это продукт, с которым университет выходит на рынок».

 

Эксперт поделилась своим видением общих принципов, которые определяют содержательное поле образовательных программ: «В первую очередь образовательная программа должна быть открытой, так как является социально-экономическим продуктом. Второй принцип — адаптивность: любая образовательная программа должна быть всегда адаптирована к современным условиям. Третий принцип — вариативность. Четвертый — программа должна быть гибкой, чтобы можно было быстро перестроиться. Образовательная программа должна быть междисциплинарной, и, кроме того, образовательные программы должны быть диагностичными, т. е. иметь четкие критерии качества полученных результатов и возможность оценки качества». 

 

Алексей Богачев, первый проректор Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, считает, что нельзя забывать про федеральные документы, на которые стоит опираться, и государственный заказ. 

 

«Один из принципов, о котором мы не должны забывать, — принцип соответствия содержания образовательной программы общим целям образования и стратегическим государственным целям. При построении программы мы должны ориентироваться на федеральные документы, в которых государство ставит определенные цели». 

 

Василий Иванов, директор по образовательной политике Северо-Кавказского федерального университета, подчеркивает, что один из важнейших принципов образовательной программы — ее востребованность. 

 

«Один из важных принципов образовательной программы — ее востребованность. Когда мы говорим о создании цельной программы, мы должны четко понять, кто в итоге будет принимать на работу нашего выпускника. Как только у нас получается четко сфокусировать четкую группу потребителей, провести с ними диалог, мы собираем всю программу». 

 

Кто решает, нужна ли новая образовательная программа 

 

Светлана Янкелевич (СГУГиТ) отмечает, что необходимо ориентироваться не только на социальный и государственный заказ, но и на реальный сектор экономики: «Мы, как технический вуз, ориентируемся не только на социальный заказ, но и на реальный сектор экономики — наших работодателей и потребителей. Прежде чем вводить новую образовательную программу, мы проводим обязательную экспертизу, и экспертами выступают представители реального сектора экономики, которые являются соразработчиками образовательных программ и участниками образовательного процесса». 

 

Говоря о регулярном обновлении образовательных программ, эксперт подчеркнула, что инициаторами обновления должны быть все заинтересованные стороны: «Основной целью обновления образовательной программы является обеспечение качества подготовки обучающихся, поэтому программы должны обновляться в соответствии с запросами экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий и т. д. В настоящее время образовательные программы обновляются ежегодно, так как это является одним из требований ФГОС. Инициатива должна исходить от заинтересованных стейкхолдеров и руководителей образовательных программ».

 

Алексей Богачев (ЮУрГГПУ) считает, что, когда принимается решение о разработке новой образовательной программы, необходимо учитывать отраслевую специфику университета: «Я за то, чтобы университеты были заточены на конкретную специфику».

 

2 + 2 + 2: хорошая модель или не очень 

 

Говоря о модели 2 + 2+ 2, Василий Иванов (СКФУ) подчеркнул, что не важно, какая модель, какой это уровень образования — бакалавриат или магистратура, — все должны хорошо обучать студентов, и тогда из вузов будут выходить хорошие специалисты: «Давайте просто хорошо делать свое дело. Если образовательная программа интересная, содержательная, материально-техническая база актуальная и выпускник школы понимает нас и то, что он получит, — неважно, какая будет модель. Качество образования не сроками повышается».  

 

Выступления экспертов были тепло встречены слушателями конференции, многие преподаватели разделяли позицию, высказываемую спикерами. Подобные дискуссии открывают перспективы цифровой трансформации ведущих университетов страны.