Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
04 мая 2024 активны на платформе
53 854 -95
Преподавателя
585 152 -1140
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

2+2+2: переход к новой модели обучения

Дата публикации
25 апреля 2022
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
3373

20 апреля в Юрайт.Академии прошла панельная дискуссия «2+2+2: переход к новой модели обучения», на которой руководители высших учебных заведений обсудили новую модель обучения, ее принципиальные различия с прежней моделью, плюсы и минусы. 

 

Новая модель обучения по системе 2+2+2, в которой первые два года студенты изучают общие дисциплины, вторые два года — углубленно свою специализацию, а последние два года — магистратура, внедряется практически во всех вузах страны. Модель предполагает смену направления, если студент во время первых двух лет поймет, что хочет изучать другую специальность. Направление в магистратуре можно выбрать любое. 

 

Модель западная и давно отработана в западных странах. В России концепция пока не полностью адаптирована под закон, под бюджетные места, и требования в законодательстве пока что не закреплены. 

 

Людмила Владимировна Панкова, руководитель дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук, доцент, считает, что отсутствие законодательных требований дает вузам свободу в реализации модели 2+2+2: «Отдельные требования в нормативных документах по реализации модели отсутствуют, и, может быть, это хорошо, потому что каждый вуз, который перешел на эту модель, организует обучение со своей спецификой». 

 

Эксперт рассказала, как модель реализуется в СПбПУ: «У нас ребята поступают на направление подготовки и первые два года учатся в полигруппах. Их пять: гуманитарная, торгово-экономическая, инженерная, физико-математическая и IT. Ребята в рамках полигруппы учатся вместе независимо от направления подготовки и изучают все базовые модули. Далее следующие два года студенты обучаются по профилю (специализации), который выбирают уже осознанно. Последние два года — это магистратура, и здесь возможны продолжение обучения по выбранному направлению или его смена — ограничений нет». 

 

Азат Булатович Галимханов, проректор по учебно-методической работе Башкирского государственного университета, отмечает, что в БашГУ студенты уже могут сменить свой профиль, однако вопрос бюджетных мест остается открытым и пока не регламентирован законом. Если студент, обучающийся на бюджетной основе, хочет перейти на другое направление, необходимо, чтобы там были бюджетные места, и тогда он спокойно сможет перевестись. Студенты, обучающиеся на платной основе, могут спокойно менять направление: «Фактически в нашем вузе уже реализуется концепция, предусматривающая смену профиля, смену образовательной программы. При наличии вакантных бюджетных мест мы переводим студентов с других направлений. Если же говорить о платной форме обучения, то там имеется еще больше возможностей для смены направления подготовки». 

 

Азат Галимханов (БашГУ) подчеркивает, что, пока вопрос с бюджетными местами не будет юридически закреплен, модель не сможет полностью заработать: «Пока мы юридически не отрегулируем вопрос переноса бюджетных мест с одной укрупненной группы специальностей и направлений подготовки высшего образования на другую, система 2+2+2 не заработает в полном объеме». 

 

Алексей Юрьевич Матрохин, доктор технических наук, проректор по образовательной деятельности Ивановского государственного политехнического университета, рассказал, как обучение организуется в ИВГПУ и как это помогает студентам безболезненно сменить направление, если они захотят: «Мы изучили эту модель и перешли к технологии, которую назвали ядерной. В области инженерного образования у нас есть единое ядро, и его осваивают в течение двух лет. Это позволяет студентам бесшовно переходить с направления на направление. Эта гибкость на входе позволяет успокоить аудиторию, сделать решение предварительным». 

 

Спикеры дискуссии выразили опасения насчет специализации в магистратуре, которую могут выбрать студенты, в концепции модели 2+2+2.

 

«Магистратура как элемент этой системы оказалась придатком. Доступно ли человеку с образованием ветеринара начинать обучение в магистратуре по направлению подготовки “Ядерные реакторы”? Это является неучтенной недоработкой», — подчеркивает Алексей Матрохин (ИВГПУ). 

 

Марина Юрьевна Попова, проректор по образовательной деятельности и науке Благовещенского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, также считает, что вопрос магистратуры нужно дополнительно прорабатывать: «Нам надо затрагивать проблему магистратуры и разбираться с ней. Мы применяем разные подходы. Приходят студенты, которые окончили обучение по сельскохозяйственному профилю, и пытаются получить образование, связанное с преподаванием в младших классах, а это совсем разные направления».

 

Алексей Матрохин (ИВГПУ) предлагает студентам-бюджетникам, обучающимся по модели 2+2+2, вторую пару использовать как профилизацию, т. е. не только в бакалавриате изучать свою специализацию, но и в магистратуре продолжать обучение по выбранному направлению: «Если речь идет о бюджетной подготовке в системе 2+2+2, то вторую пару необходимо использовать как профилизацию. В бакалавриате уже надо понимать, в какую магистратуру пойдет студент, чтобы она продолжала его подготовку, хотя бы в рамках укрупненных групп». 

 

Один из важных вопросов при внедрении новой модели — как это отразится на качестве обучения. Азат Галимханов (БашГУ) считает, что, с одной стороны, оно должно вырасти, с другой — изучение профессиональных дисциплин может быть не таким глубоким, как обычно: «С одной стороны, если мы говорим про то, что мы увеличиваем объем общепрофессиональных дисциплин, предполагается, что подрастет качество подготовки студентов по этим дисциплинам. С другой стороны, есть опасения, что за счет сокращения профессиональных дисциплин на 1—2 курсе может упасть качество подготовки выпускника».

 

Спикеры также обсудили, обязательно ли всем студентам учиться по модели 2+2+2 или можно допустить выбор студентом концепции, по которой он хочет обучаться. Людмила Панкова (СПбПУ) отмечает, что единые правила для всех дают определенные возможности для коммуникации между вузами. С другой стороны, единая система для всех — не лучший вариант, так как все люди разные: «Если мы действуем в рамках академического сообщества, то некие единые правила и нормы позволят больше коммуницировать между вузами, в том числе при построении сетевых программ. Если один идет своим путем, другой своим — сложно выстроить сетевое взаимодействие. С другой стороны, мы все разные, навязывать единую систему для всех — тоже не есть хорошо».

 

В западных странах студенты бакалавриата часто переходят в другие вузы для дальнейшего обучения в магистратуре. Спикеры дискуссии поделились своим мнением о мобильности студентов между вузами. 

 

Азат Галимханов (БашГУ) считает, что переход из вуза в вуз — хорошая практика, полезная не только для студентов, но и для самих вузов: «Я считаю, что, когда наши бакалавры идут в другой вуз, а бакалавры другого вуза идут к нам, — это хорошо. Мы учим и мы учимся, т. е. приходят бакалавры из другого вуза со своими опытом и знаниями, мы понимаем, как их обучили, берем что-то интересное. В то же время — когда наши бакалавры идут в другой вуз, это определенная ответственность за качество нашего обучения».

 

Людмила Панкова (СПбПУ) рассказывает, что обучать магистрантов, которые ранее учились на бакалавриате, проще. Однако процент магистрантов, которые пришли из других вузов, в СПбПУ большой, это обычная практика: «Каждый вуз хочет в магистратуру привлечь талантливых и мотивированных студентов. С другой стороны, продолжать учить студента, которого ты выучил на бакалавриате, проще. По опыту, у нас 40 % магистрантов из других университетов, наши бакалавры тоже уходят в магистратуру в другие вузы».

 

Марина Попова (БГПУ) рассказала, что в БГПУ магистратуру рассматривают как продолжение обучения после бакалавриата: «Мы рассматриваем магистратуру в рамках расширения возможностей. У нас надфакультетские, управленческие магистратуры, связанные с психологией управления в образовательной среде, экономикой образовательной организации. Все студенты бакалавриата, желающие продолжить обучение, смогут найти себя в более узких управленческих структурах после магистратуры». 

 

Мы продолжим следить за внедрением модели 2+2+2 в университетах и обязательно соберем снова спикеров из разных вузов страны, чтобы узнать, как удается работать в новой концепции, какие у нее есть плюсы и какие остались слабые места. 

Следите за расписанием наших мероприятий на сайте.