Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
24 апреля 2024 активны на платформе
54 245 +4
Преподавателей
589 935 +461
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Учеба и труд — все перетрут? Судьба выпускников в новых реалиях

Дата публикации
11 мая 2022
Время на прочтение статьи
3 мин
Количество просмотров
1546

27 апреля прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Проектное обучение в университетах и колледжах: от методик к практике», организованная Юрайт.Академией. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Учеба и труд — все перетрут? Судьба выпускников в новых реалиях», в ходе которой спикеры обсудили вопросы трудоустройства выпускников.

 

Найдет ли выпускник работу? 

 

В начале дискуссии спикеры поделились своим мнением, чего ждать выпускникам 2022 г. на рынке труда, смогут ли они легко найти работу или могут возникнуть сложности. 

 

Сергей Титов, кандидат юридических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, отмечает, что у ребят, которые заканчивают педагогический университет, не должно возникнуть сложностей с поиском работы, так как количество вакансий намного больше количества выпускников. 

 

«Нужно с оптимизмом смотреть в будущее. У нас педагогический университет, и я считаю, что сложностей с поиском работы у выпускников не должно быть. Я опираюсь на статистику, которая у нас есть, и на общение с работодателями». 

 

Наиль Вяльшин, руководитель Центра по организации временной занятости обучающихся Департамента по молодежной политике Казанского федерального университета, рассказал, что могут возникнуть проблемы с трудоустройством у выпускников социогуманитарных направлений подготовки. 

 

«Есть риски в низком проценте трудоустройства студентов, обучающихся по социогуманитарным направлениям подготовки: среди них, например, конфликтология, политология, теология. Также не очень высок процент трудоустройства иностранных обучающихся и выпускников из-за слабой мотивации работодателей в трудоустройстве иностранных граждан». 

 

Как вуз может помочь в трудоустройстве выпускников? 

 

Алексей Щелков, доцент, кандидат исторических наук, проректор по дополнительному образованию, профориентационной работе и связям с общественностью Самарского государственного социально-педагогического университета, рассказал, что в вузе есть Центр содействия занятости и трудоустройства выпускников, задача которого состоит как раз в том, чтобы помогать студентам с трудоустройством. 

 

«Мы активно с 2008 г. помогаем студентам с трудоустройством. Задача нашего Центра содействия занятости и трудоустройства выпускников состоит в том, чтобы искать и систематизировать информацию по имеющимся вакансиям, готовить ребят к трудоустройству бороться за лучшие условия». 

 

Также спикер рассказал о региональном проекте, который отразится на проценте трудоустройства выпускников.

 

«Со следующего года у нас в регионе будет реализован проект годичной практики. Студенты бакалавриата на 4—5-м курсе будут в течение всего года проходить практику в образовательных учреждениях, в большинстве случаев в качестве принятого в штат педагога. Это напрямую отразится на трудоустройстве». 

 

Наиль Вяльшин (КФУ) поделился, что в вузе активно предлагают студентам стажировки, это не только поможет понять суть профессии и попробовать ее в деле, но и может оказаться ключом к трудоустройству. 

 

«Мы пропагандируем программы стажировок как ключ к будущему успеху, поэтому студенты приходят и просят даже бесплатные стажировки. У нас есть перечень работодателей, которые предоставляют места для стажировок как на платной, так и на бесплатной основе. По окончании стажировки студентам выдаются сертификат и рекомендательное письмо».

 

Как абитуриентам определяться с будущей профессией? 

 

В быстро меняющемся мире сложно не только вузам переориентироваться, но и абитуриентам определиться со своей будущей профессией. 

 

Все эксперты сошлись во мнении, что важна профориентация. Алексей Щелков (СГСПУ) считает, что профориентация поможет не только определиться с профессией, но и понять, будет ли абитуриент в ней успешен.

 

«Главное при проведении профориентации — опираться на профориентационную диагностику и карьерное консультирование, без этого мы теряем возможность понять, будет ли конкретный человек успешен в выбранной профессии, т. е. позволяют ли его личные качества быть успешным в конкретном виде деятельности. Это самый важный вопрос, ответ на который надо искать при профориентации».

 

Наиль Вяльшин (КФУ) отмечает, что проблема профориентации начинается в школах. Школьники не знают, чего они хотят, их к этому не готовят. Особое внимание в вопросе профориентации эксперт уделил роли родителей.

 

«Существует проблема профессиональной ориентации в школах. К нам приходят студенты, которые глобально не определились, чем бы они хотели заниматься. Необходимо работать не только со школьниками, но и с их родителями, потому что сейчас они первыми впитывают профориентационную информацию, а потом уже ее впитывают будущие абитуриенты».


 

А что делать с аккредитационными показателями? 

 

С 1 марта 2022 г. в вузах введены новые аккредитационные показатели, среди которых учитывается процент трудоустройства выпускников. 

 

Сергей Титов (УлГПУ имени И. Н. Ульянова) выделил положительные и отрицательные стороны показателя трудоустройства:

 

«Если говорить о положительных аспектах — разработчики документов рационально подошли к тому, что есть разные группы выпускников, например, те, которые не собираются продолжать трудовую деятельность. Из расчета показателя исключены иностранные граждане, которые покинули Россию, лица, ушедшие в отпуск по уходу за ребенком, лица, продолжающие обучение в магистратуре. Но есть и настораживающие моменты — в показатель входят абсолютно все студенты, которые у нас обучаются, на любой форме обучения. Второй момент — все цифры берутся из одного источника — портал “Работа в России”, у вузов нет прямого доступа к этим сведениям».

 

Уже в конце мая мы организуем следующую онлайн-конференцию, где также обсудим со спикерами самые насущные вопросы образования и науки. Регистрация уже скоро откроется. Следите за расписанием наших мероприятий на сайте.