C какими трудностями сталкиваются сегодня учебные заведения и студенты в поисках стажировок и работы, и каких студентов хочет видеть у себя бизнес. Мы пообщались с нашими экспертами в рамках двойного разговора:
Сергей Гиль, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель группы проектов «Карьера в России»
Наталия Мирошниченко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, аудита и контроллинга, директор Центра развития карьеры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, бизнес-тренер.
Наталия Мирошниченко: «В конечном счете практика, стажировка и трудоустройство являются результатом образования, тем, к чему мы идем. В современном мире мы получаем образование, чтобы сделать карьеру, поэтому организация практик и стажировок, возможность трудоустройства — главные вопросы».
«Цель нашего Центра карьеры — объединить образовательные организации высшего и среднего профессионального образования и компании, чтобы создать практико-ориентированный подход».
«Практика — это хороший плацдарм для того, чтобы пощупать профессию, в которую студент хочет пойти, чтобы понять, что подходит, а что нет».
Сергей Гиль: «Практика студентов на рабочих местах для университета, для колледжа — своего рода «болевая» точка во взаимодействии сторон. Нередко работодатели характеризуют ее как “практика метлы»: Студента отправляют к работодателю за тем, что необходимо образовательной организации в соответствии с ее планами. Предприятие, встретив студента, регулярно обнаруживает отсутствие у него базовых компетенций для труда на рабочем месте и вынужденно предлагает неквалифицированные задачи».
Наталия Мирошниченко: «Есть ряд отраслей, которые заинтересованы в том, чтобы действительно научить; а есть предприятия, которые используют студентов как бесплатную рабочую силу. Сейчас мы наблюдаем, как предприятиях, в которых наблюдается "кадровый голод", обращаются к нам и просят "дать" хороших студентов, которых они точно готовы обучать».
Сергей Гиль: «С 2020 года, проводя мониторинговые исследования по проблемам партнерства колледжей, бизнеса и студентов, КВР-групп уточняет у руководителей компаний, кто выступает главным поставщиком кадров для региональных экономик? В 2020 колледжи и университеты в перечне поставщиков занимали 3 и 4 строчку. Открытый рынок труда в 2020 году доминировал. По итогам пандемии Covid 19 картина изменилась радикально. По мнению руководителей более 2000 компаний из 12 регионов, колледжи стали главным поставщиком кадров для многих регионов. Университеты, увы, вновь не в числе главных поставщиков».
«Исследования (https://www.kvrus.ru/research) показывают, что запросы реального бизнеса к сотрудникам, изменяются стремительно. Так в ходе фокус-групп с бизнесом в 2021 году, активировался неожиданный запрос на компетенцию цифрового, электронного документооборота, которым, по мнению руководителей, должны владеть выпускники колледжей, университетов. При этом, для экспертов в образовании, вполне очевидно, что такой компетенции, может не быть в программах обучения ссузов, вузов. На чьей стороне находится вопрос об обучении выпускников тому, что «здесь и сейчас» необходимо экономике? Тем более, когда учебные заведения занимают пассивную позицию, они вызывают агрессивную реакцию компаний на себя».
«Экспертное сообщество КВР уверенно утверждает, что Аксиома гарантированного трудоустройства базируется на применении формулы кадрового партнерства колледжа, университетов с большими группами профильных компаний и с студентами. В ней имеют значение: ежегодное обновление программ обучения на основе мониторинга и согласования запросов студента, бизнеса и преподавателей + внедрение в образовательный процесс широкой линейки профессиональных проб, непрерывного карьерного нетворкинга студентов с работодателями, форматов профессиональной деятельности на рабочих местах: стажировок, оплачиваемых практик, трудоустройства на основе ученических, целевых договоров».
Наталия Мирошниченко: «Необходимо менять саму систему образования и зашивать в нее как можно больше практической подготовки. В каком виде — это вопрос дискуссионный, у вузов есть много различных практик».
«Мы очень хотим, чтобы в учебном процессе больше участвовали работодатели, потому что только они могут актуализировать учебный процесс и подсказать, в каком русле двигаться, но это тоже нелегко. Не каждый работник компании готов включаться в этот вопрос».
Мы продолжим собирать экспертов для того, чтобы выяснить, что меняется с практиками и стажировками, как взаимодействуют учебные заведения и бизнес, и какие есть положительные практики взаимодействия студентов и предприятий.