2 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Искусственный интеллект и цифровая трансформация вузов: реальность, планы, перспективы», на которой проректоры высших учебных заведений обсудили проекты по внедрению в университетах искусственного интеллекта, может ли университет внедрять их в одиночку, и какие прикладные задачи решаются через чат-боты и виртуальные помощники.
Опытом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева поделился Александр Пилипенко, проректор по развитию, кандидат технических наук, доцент, PhD.
Каковы основные тенденции и перспективы развития искусственного интеллекта в образовательной сфере?
«В моем понимании в образовании самая большая проблема — контроль состояния студентов, в том числе психологического. Мне симпатизирует идея анализа психологического состояния студента с использованием ИИ по мимике лица, сетчатки глаза. Камеры во всем вузе есть, на всех компьютерах тоже. Если бы нам подтянуть ИИ для этой задачи — это было бы разгрузило и повысило бы качество работы вузовских психологов, обеспечило анонимность, беспредвзятость и своевременность помощи студенту».
«Вуз остается местом для тиражирования опыта, навыков и знания преподавателя, в том числе личностных качеств — это значит, что преподавателя заменить искусственным интеллектом нет необходимости и возможности».
С кем в первую очередь университету интересно развивать и внедрять искусственный интеллект?
Я вижу два варианта развития любой информационной системы: первый — научная тема — это гранты и другие проекты, субсидированные из разных бюджетов, под реальную задачу, выполняемую в научной коллаборации ученых. Второй вариант — экономическая тема — коллаборация университетов в рамках создания (заказа) единого продукта, который будет внедрен во всех вузах-партнерах, что обеспечить уменьшение стоимости разработки».
За какими кейсами и продуктами следите вы? Что хотели бы внедрить у себя?
«Цифровых продуктов очень много, как много и разработчиков, если мы будем за всеми следить — у нас не останется времени на основную работу. Поэтому создание единых федеральных решений для всех вузов, по заказу учредителей — очень важная и перспективная задача».
Что нас ждет в зоне ближайшего развития искусственного интеллекта?
«У каждого вузы есть своя программа развития, у региона и страны есть программы и стратегические документы. Самое главное, что нас должно ждать — четкая система, в виде нормативно-правовых документов, обеспечивающих связывание и коммуникацию всех исполнителей этих программ развития».
Уже завтра, 9 ноября, пройдет онлайн-дискуссия «Доверительный разговор: сбор и аналитика обратной связи от студентов», на которой мы поговорим об обратной связи от обучающихся. Регистрация открыта, ждем вас!