23 ноября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «II Всероссийская конференция Методика подготовки интерактивного занятия», организованная Юрайт.Академией при поддержке федеральных и региональных органов управления образованием и университетов. В рамках конференции прошла панельная дискуссия «Цифровые технологии адаптивного обучения», на которой спикеры обсудили различные подходы к методикам адаптивного обучения, формирующим индивидуальные образовательные траектории.
Цели адаптивного обучения
В начале дискуссии эксперты обсудили, что такое адаптивное обучение, какие у него цели и выгодно ли оно учебному заведению.
Эдуард Абанеев, проректор по цифровой трансформации Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, рассказал о целях адаптивного обучения:
«В целом, если говорить про цель адаптивного обучения, — это повысить эффективность обучения за счет индивидуальных характеристик обучаемого, его способностей к обучению, коллективных способностей. Адаптивное обучение можно сравнить с репетиторством или обучением с наставником».
Игорь Нехаев, начальник Центра Электронного Обучения, заведующий лаборатории искусственного интеллекта в обучении Поволжского государственного технологического университета отметил, что адаптивное обучение можно использовать как мониторинг уровня знаний студентов:
«Адаптивное обучение может быть реализовано на уровне мониторинга. Интеллектуальный тьютор будет подсказывать преподавателю, где слабые места обучающегося или всей группы в целом, чтобы адаптировать учебный процесс и делать это эффективней чем LMS-системы».
Александр Квашнин, проректор по цифровизации, НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» подчеркнул, что в центре адаптивного обучения находится студент, а цель — повысить его успешность в освоении программы:
«Когда мы говорим в принципе про адаптивное обучение, мы имеем в виду субъектное обучение, в котором в центре стоит студент, слушатель программ дополнительного образования, и мы хотим повысить их успешность в рамках образовательной траектории, понять, какие компетенции реально сформированы и можем ли мы внутри трека повлиять на их успешность».
Александр Фадеев, кандидат технических наук, проректор по цифровизации, Национальный исследовательский Томский политехнический университет считает, что цель адаптивного обучения — повысить качество обучения.
«Мы говорим не о рентабельности, а о качестве, которое получается в результате образовательного процесса, ведь наша цель состоит в том, чтобы наши инженеры выходили из университета лучшими в стране».
Эксперт поделился успешным опытов внедрения адаптивного курса в вузе:
«Мы почти два года разрабатываем адаптивный курс по высшей математике, в котором студенты решают сложные задачи. Тренажер умеет подсказывать им, возвращает к темам. Преподаватели сказали, что они готовы продолжать эту работу, потому что эффективность тренажера очень хороша, и это выгодно для университета».
Светлана Калмыкова, директор Центра открытого образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого также поделилась опытом создания адаптивного курса и отметила, что основной акцент делается на формирование контента: «У нас в Центре открытого образования реализуется проект по формированию сервиса адаптивного обучения. Мы делаем основной акцент на формирование контента в сервисе, на интеграцию контента с антологией индикаторов достижений».
«Подход к формированию контента дает нам возможность формировать корзину минимальных дидактических единиц с определенным описанием, которые минимизируют экономические затраты, потому что из этого контента мы можем собирать различные траектории и адаптировать их под те целеполагания, которые у нас стоят», — добавила эксперт.
Создание адаптивного курса
Игорь Нехаев (ПГТУ) рассказал, каковы плюсы и минусы адаптивного обучения через тестирования и другие формы оценивания.
«Сложность настройки адаптивной системы заключается в том, что приходится искать баланс между тем, что мы будем уверены в том, что система выведет студента на нужный уровень знаний, и тем, чтобы мы его не перегружали. Одна из целей как раз в том, чтобы не давать сложные вопросы слабым студентам, и легкие сильным».
Эдуард Абанеев (ТУСУР) отметил, что создавать контент для адаптивного курса — трудозатратная работа: «Если мы говорим про контент — это большая и сложная работа по его созданию, потому что каждая единица контента описывается таким образом, что она посвящена формированию определенного знания, навыка, компетенции. В чем плюс такой нарезки: это позволяет гибко управлять контентом».
Эксперт также рассказал о плюсах и минусах рекомендательных систем: «Плюсы рекомендательных систем — это автоматизация труда преподавателя. Не нужно каждому студенту говорить, что изучать, система рекомендует сама. Минус — если алгоритм не обучен, есть риск получить не релевантный контент, отправить его на круг, на который ему не надо идти».
Светлана Калмыкова (СПбПУ) также рассказала о недостатках адаптивной системы и рекомендательных систем: «Адаптивная траектория иногда существует сама по себе, если она неправильно настроена, то она дает зачатки знания в какой-то области, но не дает системности — это первая проблема. Вторая проблема рекомендательных сервисов состоит в том, что студент в этом адаптиве натаскивается, алгоритм ему все подсказываем, тем самым мы теряем исследовательский навык, который хотели бы развивать в высшем образовании».
Эксперты также поговорили о том, кто разрабатывает адаптивный курс. Александр Фадеев (ТПУ) перечислил тех, кто участвует в создании курса:
«Адаптивное обучение должны разрабатывать преподаватель, научный руководитель, руководитель образовательной программы, дизайнер образовательного пространства, продюсер онлайн-курса, гейм-дизайнер. Адаптивная система — это трудозатратная вещь».
Эдуард Абанеев (ТУСУР) также отметил, что создать адаптивный курс можно только с командой:
«Разработка адаптивного обучения — это командная работа. В большинстве случаев под каждую дисциплину методика и траектория курса будет проектироваться уникально».
Светлана Калмыкова (СПбПУ) отмечает, что, создавая адаптивный курс, необходимо понимать, какую статистику вуз хочет собрать и как будет дальше с ней работать:
«Построение адаптивного контента должно ориентироваться на то, какую статистику мы хотим снять, что хотим получить, и для чего мы это будем потом использовать».
«Уровень адаптивности может быть разным. Если мы понимаем, что нам достаточно модели, которая учитывает стиль обучения студента, ему достаточно напоминать пройти тест или прочитать что-то, это же тоже адаптивность. Мы должны сначала делать простые шаги, собирать доступную статистику, а потом ее анализировать и далее решать, как ее лучше использовать — это уже будет следующий уровень адаптивности», — отмечает Игорь Нехаев (ПГТУ).
Преподаватель и адаптивное обучение
Эксперты поделились мнением, как преподавателю понять, готов ли он к адаптивному обучению.
Светлана Калмыкова (СПбПУ) считает, что для начала преподавателю необходимо найти найти точки адаптивности в своем курсе:
«Преподаватель должен найти точки адаптивности в своем курсе и понять, если ли они у него или нет. Первая точка адаптивности — это тот материал, на основе которого студенты приходят на курс, и преподаватель говорит с ними на одном языке. Дальше — понимание контента, необходимого для адаптивности, а уже потом адаптивность внутри курса».
Александр Квашнин (МИП) отмечает, что для начала преподавателю нужно найти проблемное поле в своем курсе: «Прежде всего преподавателю нужно понять, есть ли у него проблемное поле в курсе, оно может быть любым. Начните адаптивное обучение с простой вещи — снимите с себя определенную головную боль».
«Преподавателю надо начинать адаптацию курса к потоку с того, что он должен сделать все, чтобы помочь студенту, не ограничивая его возможности. Для этого нужно создать среду, в которой у студента будет выбор, ему будет понятно, что от него нужно, и дать ему возможные пути реализации цели, а затем анализировать и подстраивать курс для улучшения результатов», — считает Игорь Нехаев (ПГТУ).
Александр Фадеев (ТПУ) отмечает, что адаптивность, это такой же инструмент, который сделан для того, чтобы помогать преподавателям.
«Пандемия показала, что сейчас преподаватель может четко ответить на вопрос зачем это ему. Адаптивные инструменты — это такие же инструменты, которые создаются в помощь преподавателю».
Уже в конце декабря пройдет онлайн-конференция «Академическая карьера и эффективный контракт в современных университетах», на которой мы обсудим эффективный контракт преподавателей, дополнительный заработок и траекторию академической карьеры. Регистрация уже открыта!