Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Профессионалитет для профессионалов: от эксперимента к практике

Дата публикации
06 марта 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2189

1 марты в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Профессионалитет для профессионалов: от эксперимента к практике». Эксперты обсудили, какие цели и задачи у профессионалитета, с какими трудностями сталкивались колледжи и стоит ли вступать в программу. 

 

Цели и задачи профессионалитета 

 

Профессионалитет — это образовательная программа в колледжах, которая позволяет студентам стать высококвалифицированным специалистом на ведущем предприятии региона.

 

Эксперты, в чьих учебных заведениях уже внедрен профессионалитет, поделились, какие цели и задачи програмы. 

 

Бердышева Ольга Юльевна, заместитель директора Каменск-Уральского политехнического колледжа, почетный работник СПО РФ, отметила, что цель и задача программы — подготовить высококвалифицированных специалистов. 

 

«Цели и задачи всех колледжей, который вошли в ФП «Профессионалитет», едины: подготовить высококвалифицированных специалистов, которые востребованы на рынке труда прежде всего своего города, а также области и России. С другой стороны, цель — обновить материально-техническую базу. Федеральный проект как раз дает нам эти возможности». 

 

Кириллов Алексей Иванович, заместитель директора колледжа по учебно-методической работе Подмосковного колледжа «Энергия», отметил, что программа — это драйвер развития СПО. 

 

«Профессионалитет — это в первую очередь не инфраструктурный проект, это драйвер развития СПО, а СПО — драйвер развития образования». 

 

Клубкова Наталья Викторовна, заместитель директора по практической подготовке Поволжского государственного колледжа, подчеркнула, что профессионалитет — это возможность для предприятий включиться в образовательный процесс. 

 

«Профессионалитет — это в первую очередь возможность для предприятий, для которых мы готовим кадры, войти в образовательный процесс, сказать, что конкретно им нужно, какими компетенциями должны обладать сотрудники, то есть ответить колледжам на вопросы: чему учить? На чем учить?». 

 

Трудности реализации проекта 

 

Эксперты поделились, какие сложности с реализацией профессионалитета выявились на текущий момент. 

 

Клюева Галина Анатольевна, заместитель директора Пермского техникума промышленных и информационных технологий им. Б.Г. Изгагина, кандидат педагогических наук, отметила, что сегодня перед средним образованием стоит задача сформировать у студентов мотивацию к работе. 

 

«Работодатели готовы доучить выпускников под конкретные рабочие места, главное, чтобы мы в колледже организовали так учебный процесс, чтобы ребята захотели работать на предприятии. Наверное, это один из самых главных вызовов в системе среднего профессионального образования — сформировать мотивацию к работе. Эта сложность существует, мы решаем эти вопросы». 

 

Спикер рассказала, с какими сложностями столкнулись в учебном заведении при вступлении в программу: «Включившись в программу профессионалитета, мы не ожидали, что будут  происходить настолько значительные перемены, которые потребуют усилий не только отдельной управленческой команды, но и всего педагогического коллектива. Педагогический состав не был готов к такому ритму работы. Мы остро ощутили дефицит компетенций у преподавателей, которые могли бы адаптировать инновации профессионалитета в систему работы. Интенсив, который задает этот проект, не каждому преподавателю был по силам».

  

Эксперт также отметила, что есть дефицит мастеров производственного обучения: «Вновь выявился дефицит мастеров производственного обучения. Так сложилось в системе профессионального образования, что в какой-то момент количество мастеров производственного обучения стало сокращаться, и сейчас мы остро почувствовали потребность в этой категории работников.

 

Алексей Кириллов (Подмосковный колледж «Энергия») отметил, что невозможно сразу выполнить все поставленные задачи, это долгая системная работа: 

 

«Цели, задачи и проблемы профессионалитета, о которых мы говорим, нельзя решить за один год. Необходимо подходить к этому системно. Но это путь к развитию, их решение — это естественный ход развития проекта».

 

Ольга Бердышева (Каменск-Уральский политехнический колледж) рассказала, что главная проблема была в том, что работа выпала на лето, было не так много времени: 

 

«У нас весь объем работы выпал на летний период. Возможно, у коллег, кто будет дальше вступать в ФП «Профессионалитет», такой проблемы не будет. В нашем случае стоило его сдвинуть, и начать чуть раньше, чтобы успеть все реализовать». 

 

Содержание учебных планов 

 

Эксперты рассказали, поменялись ли учебные планы на новых программах профессионалитета, и обязательно ли сокращать сроки обучения. 

 

Ольга Бердышева (Каменск-Уральский политехнический колледж) рассказала, что учебные планы поменялись, исходя из потребностей работодателя. 

 

«Исходя из потребностей работодателей, мы скорректировали учебные планы. Работодатели не очень охотно пошли на сокращение учебного плана. Мы пришли к консенсусу и сократили учебный план только на шесть месяцев». 

 

Эксперт добавила, что в программах стало больше практики: «Содержание профессиональных модулей обсуждалось совместно с работодателями  и корректировалось в соответствии с их потребностями. У нас увеличилось количество практических и лабораторных работ, сократилось количество теории». 

 

Алексей Кириллов (Подмосковный колледж «Энергия») отметил, что сокращать программы не обязательно, все индивидуально: 

 

«Сокращение программ — это не догма. Нигде не сказано, насколько сокращать программы и надо ли вообще, просто есть такая возможность. Это сильно зависит от опорного работодателя, где-то это нужно, а где-то нет». 

 

Наталья Клубкова (Поволжский государственный колледж) рассказала, что совместно с работодателями приняли решение не сокращать сроки обучения. 

 

«У нас в программу включено три профессии – оператор станков с программным управлением, токарь на станках с ЧПУ и фрезеровщик на станках с ЧПУ. По данным профессиям совместно с работодателем мы пришли к мнению, что сроки обучения мы сокращать не будем. Мы просто перестроили программу внутри, добавили профессиональную стажировку на предприятии для адаптации во время учёбы, а не после окончания колледжа». 

 

Вступать в профессионалитет или нет? 

 

Эксперты поделились мнением, стоит ли колледжам, которые еще не в программе, вступить в профессионалитет. 

 

«Вступать или не вступать ФП "Профессионалитет" — в любом случае вступать. Мы начинали это, нам было сложно. Тем, кто только собирается вступить, будет легче, потому что можно за основу взять наш опыт. Тем, кто уже в ФП "Профессионалитет", желаю выдержки и терпения. Мы идем в любом случае вперед», — считает Ольга Бердышева (Каменск-Уральский политехнический колледж).

 

Галина Клюева (ПТПИТ) отметила, что не нужно бояться, вступать лучше раньше: «Желаю нашим последователям и в будущем соратникам не бояться перемен. Перемены все равно нас настигнут, лучше начинать сейчас».

 

Мы продолжим общаться с экспертами, узнавать о самых последних методиках и практиках, которые внедряются в учебный процесс колледжи.