Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
16 апреля 2024 активны на платформе
54 442 +17
Преподавателя
590 752 +480
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Развитие должно быть постоянным»: эксперты о модернизации инженерного образования

Дата публикации
24 марта 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
1270

15 марта в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Модернизация инженерного образования: динамика и перспективы», на которой эксперты из ведущих университетов России обсудили, какими методами современное инженерное образование повышает производительность труда.

 

Востребованность инженеров будет расти в геометрической прогрессии

 

Во время дискуссии эксперты обсудили, как будет меняться интерес к инженерным специальностям у абитуриентов и работодателей. 

 

Исполняющая обязанности ректора Пущинского государственного естественно-научного института Альбина Бикбулатова поделилась мнением, что потребность предприятий в инженерах будет только расти. Специалисты понадобятся, чтобы справляться с новыми вызовами и задачами экономики: «Крайне востребованы инженеры-приборостроители, в связи с санкциями возросла необходимость в разработках. Ситуация с импортозамещением вынуждает наращивать производственные мощности, чтобы разрабатывать и производить различную продукцию. Поэтому в будущие годы востребованность инженеров будет расти в геометрической прогрессии».

 

Также спикер подчеркнула, что сегодняшним абитуриентам важны возможности и перспективы, которые предлагает профессия. Обучение технической специальности может предложить различные пути для реализации, поэтому вузы успешно набирают необходимое количество людей: «Сегодня большинство молодых людей хотят понимать, где они будут работать и какой у них будет уровень заработной платы».

 

Возрастающий интерес к техническим специальностям подтвердил проректор по развитию Орловского государственного университета Александр Пилипенко. Он вспомнил не самые светлые времена инженеров – буквально несколько лет назад профессия не считалась престижной. Эксперт убежден, что сегодня времена изменились, но специалисты столкнулись с другими трудностями: «10 лет назад было важно поднять имидж инженерной профессии, сделать так, чтобы слово “инженер” звучало гордо. И нам это удалось, теперь нам нужны кцп».

 

Учебный процесс становится ближе к предприятию

 

В ходе дискуссии все спикеры отметили увеличивающуюся роль предприятий в жизни университета. 

 

Проректор по образовательной деятельности Нижневартовского государственного университета Геннадий Мальгин рассказал, что сегодня потенциальные работодатели охотно сотрудничают с вузами и привлекают студентов в различные проекты: «Учебный процесс становится ближе к предприятию, а предприятие – ближе к учебному процессу». Спикер дополнил, что сегодня получается эффективно взаимодействовать с заводами: «С предприятиями удается работать продуктивно – они знают, что хотят получить».

 

Темы для выпускных квалификационных работ у студентов технических вузов рождаются не просто так – предприятиям необходимы разработки и исследования молодых специалистов. «Большинство инженерных дипломов выполняются по заказу предприятий и в прикладной реализации», – поделился во время дискуссии Александр Пилипенко

 

Альбина Бикбулатова высказала мнение, что сотрудничество вузов и заводов дает дополнительные перспективы и возможности и студентам, и предприятиям: «Технологическое предпринимательство будет быстро развиваться и станет крайне востребовано. Мы реализуем проект “Стартап как диплом” – мы финансируем инженерные разработки, сделанные студентами под конкретные задачи, поставленные заводами. Техническое предпринимательство окажется драйвером для создания новых бизнесов». 

 

Важно, что заводы помогают в подготовке кадров не только на уровне студентов. Руководитель Дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого Людмила Панкова рассказала, что преподаватели вуза могут пройти практику и погрузиться в деятельность завода: «Оценка профессиональных компетенций преподавателей происходит в рамках добровольной аттестации, которую мы ввели для своих сотрудников. Кроме того, преподаватели стажируются на предприятиях. Сейчас очень важна практико-ориентированная часть образовательной программы, и преподавателю,  который прошел стажировку, будет проще обучить студента». 

 

Инженерам тоже нужно уметь коммуницировать

 

Современные проблемы требуют  современных решений, внедренных в план образовательной программы. Эксперты рассказали, какие изменения происходят в учебном плане на фоне новых требований работодателей. 

 

Людмила Панкова поделилась, что сегодня инженерам недостаточно просто хорошо разбираться в сфере – требования работодателей постоянно растут. Это необходимо учитывать при формировании плана учебной программы: «Мы включили во все образовательные программы модуль Саморазвития (soft skills). Вопрос дискуссионный, насколько дисциплины, направленные на развитие гибких навыков должны быть встроены в программу. Наши партнеры-работодатели отметили, что инженерам тоже нужно уметь коммуницировать, работать в команде, обладать стрессоустойчивостью и способностью ориентироваться на результат. Встроенный модуль по развитию гибких навыков – запрос времени и заказчиков. Также включены во все образовательные программы модули, направленные на формирование и развитие цифровых компетенций».

 

Также Людмила Панкова подчеркнула, что университеты сегодня должны формировать образовательную программу исходя из актуальных целей и задач экономики. Работать над эффективным и продуктивным изменением учебного плана помогает участие в различных программах: «Участие в государственных проектах: программе стратегического академического лидерства “Приоритет 2030” и “Передовые инженерные школы” позволяет университету по-другому посмотреть на свои образовательные программы. Сразу становится прозрачным факт, что мы должны готовить специалистов не “для себя”, а под задачи экономики и работать на опережение. С учетом вызовов, которые сейчас стоят перед нашей страной, приходится меняться с катастрофической скоростью. Грантовая поддержка с одной стороны, и высокие требования и ответственность по подготовке кадров с другой стороны, дают возможность оптимально переформатировать наши программы». 

 

Геннадий Мальгин высказал мнение, что сегодня студентам необходимо больше практики, чтобы выпускники максимально быстро смогли приступить к работе на предприятии: «Учебный процесс и так меняется слишком быстро. Внедрение в учебный процесс востребованных компетенций рынка – насущная необходимость. Она осуществляется через практическую подготовку, которая переносится на тренажерные пункты подготовки, в лаборатории самих предприятий». Эксперт дополнил свою речь и рассказал, что появление новых технологий влияет на содержание многих предметов: «Название дисциплины может оставаться прежним, но содержание меняется под технологии, которые внедряются, находятся в инвестиционных портфелях предприятий-работодателей».

 

Без движения мы просто умрем

 

В завершении дискуссии спикеры поделились целями и планами на ближайшее время. 

Геннадий Мальгин отметил, что составление учебных планов всегда актуализирует одни и те же проблемы, которые приходится решать. «В процессе подготовки новых образовательный программ всегда одни и те же задачи – поиск золотой середины между фундаментальностью и специализацией инженерной подготовки, внедрение междисциплинарных связей. Но сейчас возникает и еще одна проблема, которая требует срочного решения, – информационная безопасность», – поделился эксперт.

 

У Людмилы Панковой в приоритете подготовка выпускников, обладающих необходимым количеством прикладных навыков – в планах дальнейшее развитие отношений с предприятиями: «Мы пытаемся разработать новые форматы практической подготовки на базе предприятий. Им нужны специалисты здесь и сейчас, требование времени и кадровый «голод». Практическая подготовка на предприятии дает студентам возможность как можно раньше погрузиться в производственные процессы».

 

Альбина Бикбулатова рассказала, что уровень инженерной подготовки станет значительно выше, если бизнес приложит усилия: «Качество инженерной подготовки тогда будет высоким, когда бизнес перестанет относиться к вузам потребительски, а поймет свою ответственность и будет вовлечен в программы стажировок ППС и обучение студентов».

 

Александр Пилипенко подытожил разговор и объяснил, как относится к различным трансформациям в жизни:  «Любые изменения и любая модернизация – это всегда позитивно, развитие должно быть постоянным. Без движения мы просто умрем».