29 марта в Юрайт.Академии состоялась конференция «Режиссура цифрового курса», в рамках которой прошла онлайн-дискуссия «Цифровая дидактика высшего образования: методики, форматы, организация учебного процесса». Эксперты обсудили, как мотивировать преподавателей на изучение цифровых сервисов, какие задачи стоят перед новой дидактикой и как эффективно внедрить инновации в программу.
Цифровые технологии – обязательный элемент обучения
В ходе дискуссии эксперты обсудили, как отличаются цифровая и традиционная дидактика, а также описали ключевые задачи новой дидактики.
Заместитель директора по цифровому развитию образовательного процесса ИПОСТ Тверского государственного университета Ален Сильченко подчеркнул, что важно не забывать об опыте ведущих ученых прошлого – в таком случае развитие цифровой дидактики будет приносить преподавателям пользу на каждом этапе реализации образовательной программы: «Новая дидактика (цифровая) – это следующий этап развития на основе классической и неклассической дидактики, не отказываясь от тех достижений, которые были наработаны за долгие годы в нашей педагогической науке. Сегодня мы наблюдаем развитие цифровых инструментов, в большей степени для организации учебного процесса, но цифровая дидактика – это больше про развитие цифровых дидактических инструментов, обеспечивающих учителя или преподавателя на каждом этапе его профессиональной деятельности (проектирование, реализация, анализ и коррекция, исследование)».
Начальник учебно-методического управления Тамбовского государственного технического университета Константин Брянкин отметил, что в современном мире цифровые технологии в образовательном процессе – необходимость. «В технических вузах цифровые технологии – обязательный элемент обучения. Традиционные, классические подходы уже не очень эффективно работают в современных реалиях – темпы роста информации требуют обязательного внедрения цифровых технологий. И сегодня курсы повышения квалификации по цифровой грамотности – необходимость для преподавателя», – дополнил спикер.
Начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова Захар Лопатин рассказал, что сегодня цифровые технологии помогают студентам-медикам развивать навыки, необходимые для дальнейшей клинической практики: «Цифровые технологии дают возможность оценивать практические компетенции даже в медицине. Сегодня студенты могут использовать необходимые ресурсы и проводить часть практических манипуляций онлайн, без пациентов. Появление таких технологий определенно сказывается на подготовке специалистов».
Цифровые технологии позволяют преподавателям создать курс, который заинтересует студентов, вовлечет его в процесс обучения. «Ключевая идея цифровой дидактики – развитие педагогического мастерства и развитие навыка использовать цифровые сервисы и инструменты так, чтобы образовательный процесс был максимально интересным и эффективным», – добавил Ален Сильченко. С экспертом согласился Константин Брянкин: «Крайне важно заинтересовать студентов тем контентом, который используется в процессе обучения. В университете успешно используются симуляторы и тренажеры виртуальной реальности».
Поддержка крайне важна в создании проекта
Спикеры рассказали, как в их университетах организована работа с преподавателями по внедрению цифровых технологий в образовательный процесс.
Директор Центра «Открытое образование» Санкт-Петербургского государственного экономического университета Юлия Киселева отметила, что поддержка – один из главных факторов, необходимых для записи хорошего онлайн-курса. Если у преподавателя есть техническая и эмоциональная опора, то он получит только удовольствие от работы. «Поддержка крайне важна в создании успешного проекта. Мы работаем в команде с преподавателями, делим обязанности. Задача преподавателя – создать контент, а наша – сделать процесс создания курса максимально комфортным. Важно, чтобы после такой энергозатратной работы – сборка программы, написание и редактура текстов, составление презентаций – человек не выгорел, а остался энергичным и заинтересованным в записи новых онлайн-курсов», – подчеркнула спикер.
Константин Брянкин поделился, что в университете организована специальная система поощрений для преподавателей, вовлеченных в освоение цифровых технологий: «Мы стремимся мотивировать преподавателей. С одной стороны, они получают моральное удовлетворение в виде благодарственных писем и грамот за успехи в освоении цифровых технологий. С другой – существует балльная система для преподавателей, которая позволяет им получать надбавки к заработной плате за успехи в работе с цифровыми инструментами».
Юлия Киселева убеждена, что преподавателей нельзя принуждать к изучению и использованию новых технологий – процесс цифровизации должен происходить постепенно и без давления: «Преподаватель получит стресс, если его заставить моментально стать “цифровым человеком”. В СПбГЭУ преподаватели работают над онлайн-курсами командами, им помогают технические помощники-студенты. В таком случае человек чувствует себя комфортно и безопасно, он может создавать качественный образовательный контент».
Цифровые компетенции – лишь ресурс для достижения целей
В ходе дискуссии эксперты поделились мнением, что может сделать процесс внедрения цифровых технологий наиболее эффективным и приятным для преподавателей.
Юлия Киселева подчеркнула, что преподавателям необходимо рассказывать друг другу о своем опыте и учитывать весь накопленный багаж знаний при дальнейшей работе: «Новые шаги в развитии цифровой дидактики позволит сделать качественная коммуникация между коллегами. Обмен опытом и взаимопомощь дадут возможность преподавателям избавиться от любых барьеров и препятствий в своей деятельности».
Ален Сильченко отметил, что сегодня перед педагогикой стоят серьезные вопросы, ответы на которые позволят выбрать дальнейший вектор для развития цифровой дидактики: «Цифровые компетенции учителя или преподавателя – это ресурс для достижения поставленных целей. Но ключевым фактором в образовательном процессе остается именно личность преподавателя. И главный вопрос сегодня: как использовать совместно цифровые и педагогические технологии в своей деятельности так, чтобы педагогическое мастерство только совершенствовалось, а не уничтожалось».
Захар Лопатин высказал позицию, что сегодня необходимо следить за появлением новых технологий в различных сферах, чтобы образовательная программа была наиболее актуальной и отвечающей запросам общества: «Учебные заведения должны следить не только за изменениями педагогических методик, но и за инновациями в конкретных отраслях, чтобы вовремя реагировать и оставаться в тренде».
Подводя итоги дискуссии, Захар Лопатин обратил внимание на эмоциональное состояние преподавателей и условия их работы, которые могут не всегда способствовать активному освоению инноваций преподавателями: «Успешное внедрение инноваций возможно только тогда, когда созданы комфортные условия для развития творческого мышления преподавателей и регулярного повышения квалификации. Педагогам необходимо уделять внимание своему социальному и психологическому состоянию, чтобы не допустить выгорания».
Перед цифровой дидактикой стоит много интересных задач, и Юрайт.Академия будет продолжать следить за их решением!