Профориентация — задача вуза или других участников образовательной системы? Какова доля абитуриентов, проходивших профориентацию перед поступлением? Насколько абитуриенты в состоянии сделать рациональный выбор образовательной программы? На эти и другие вопросы ответили спикеры, приглашенные на онлайн-дискуссию «Найти себя: как проходит профориентация абитуриентов».
Василий Иванов, директор по образовательной политике Северо-Кавказского федерального университета, выступил модератором дискуссии. Эксперт подчеркнул, что термин, чаще всего упоминаемый в ходе обсуждения, в наше время продолжает примерять на себя новые значения: «Слово “профориентация” сейчас активно трансформируется, мы все находимся в поиске решений, как это организовать». Кроме того, классические и узконаправленные университеты сталкиваются с совершенно разными сложностями в своей работе.
Андрей Лученков, руководитель департамента довузовской подготовки и нового набора Сибирского федерального университета, утверждает, что школьникам важно предоставлять информацию не только про будущую профессию, но и про возможности для личностного роста, которые может дать университет. Спикер предложил расширить понимание самого термина «профориентация», многократно упоминаемого во время дискуссии: «Мы привыкли говорить про термин “профориентация”, но сейчас за ним стоит нечто большее, чем выбор профессии, — это личностное самоопределение».
Никита Лященко, директор Центра развития карьеры и практической подготовки обучающихся Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), отметил, что свобода выбора карьерного пути стоит под вопросом: «Большое влияние на абитуриента оказывают знакомые и родственники, и самостоятельность самого студента оказывается на втором, а то и на третьем месте». Кроме того, эксперт рассказал, что вуз устраивает просветительские мероприятия и участвует в качестве экспертов на Днях карьеры, в рамках которых происходит знакомство будущих абитуриентов с университетом.
Анна Никлаус, декан факультета управления интеллектуальной собственностью Российской государственной академии интеллектуальной собственности, подчеркнула, что целью профориентации прежде всего должна быть помощь учащимся с выбором их будущей профессии, а не попытка привлечь их в тот или иной университет: «Нам надо воспитывать новое поколение хороших специалистов, а не просто “перетягивать” их на обучение по специальности в свой определенный вуз». Достижение конечных целей становится осуществимым за счет налаженной экосистемы между вузами и школами.
Евгений Татаринцев, начальник управления организации приема абитуриентов Московского городского педагогического университета, объяснил, в чем состоит основная сложность выбора будущей профессии для учащихся: «Мы все живем в сверхкоммуникативном обществе, и абитуриент оказывается в ситуации, когда перед ним десятки, а то и сотни учебных заведений, которые предлагают ему свои услуги». И для выбора своего будущего учебного заведения школьники чаще всего ориентируются на информацию в Интернете и медийный образ конкретного вуза. Спикер назвал эффективной формой работы с абитуриентами вовлечение их через кружковые и олимпиадные движения.
В конце своей речи модератор Василий Иванов напомнил, что взаимодействие вуза с сильными партнерами напрямую влияет на изменения внутри образовательных программ и на мотивацию студентов, поступающих по целевому набору: «Как только рядом с университетом появляется сильный работодатель, и сетевые программы появляются, и целевой набор становится более осмысленным».