«Технологии вовлечения студентов в преподавании гуманитарных дисциплин» — интервью с Михаилом Бухтояровым
Михаил Бухтояров, доцент Сибирского федерального университета, кандидат философских наук, Master of Education in Instructional Technology, считает, что мотивация студентов тесно связана с направлением подготовки и выстраивать методику преподавания, подбирать технологии вовлечения нужно исходя из того, о каком именно предмете идет речь.
Эксперт преподает философию, критическое мышление и глобальные вопросы, а также ведет курсы повышения квалификации для коллег, посвященные технологиям в обучении.
В чем специфика мотивации студентов в гуманитарных дисциплинах? Насколько эффективно применение цифровых технологий в преподавании этих предметов? На какие форматы и методики стоит обратить внимание? Эти и другие вопросы обсудила с Михаилом Бухтояровым обозреватель Образовательной платформы «Юрайт» Полина Частова. Интервью доступно по ссылке: https://youtu.be/j9XwL4DJsHU
Вопрос: На недавней Зимней школе преподавателя, на дискуссии, которая была посвящена мотивации студентов, вы, Михаил, упомянули о том, что ни в коем случае нельзя рассматривать вовлечение и мотивацию студентов без отрыва от конкретной отрасли, что нужно углубляться в проблемы различных направлений преподавания и обучения. Пожалуйста, объясните вашу позицию. Почему вы так считаете и в чем отличие, в чем специфика вовлечения студентов гуманитарных и технических дисциплин?
Ответ: Я бы не был столь категоричен. Всегда стараюсь ограничивать такую категоричность суждений — в данном случае все-таки стоит говорить о том, что желательно или нежелательно. Мы имеем дело не с абстрактной аудиторией, мы работаем с конкретными студентами, с конкретными дисциплинами, предметами, модулями, курсами. Поэтому я бы не сказал, что есть универсальные и всегда работающие способы. Конечно, можно найти некоторые обобщенные рекомендации, принципы мотивации, которые будут укоренены в человеческой психологии, но если мы говорим о профессиональном использовании мотивации педагогом, то именно предмет, содержание, то, что программа ставит в качестве цели курса или дисциплины, будет значительно влиять.
Гуманитарные дисциплины являются непростым полем для работы, а особенно если вы работаете со студентами технических направлений, и я думаю, что многие коллеги знают сложную ситуацию, когда курсы философии или истории преподаются людям, которые пришли в вуз для изучения того, что они считают будущей профессией, за приобретением конкретных навыков. Мне с этим приходится постоянно сталкиваться — я работаю со студентами-технарями. А студенты-гуманитарии будут немножко по-другому относиться, у них другие задачи, другой интерес.
Вопрос: Эффективнее ли преподавать гуманитарные дисциплины с использованием цифровых технологий и почему?
Ответ: Тут тоже единообразного ответа для всех быть не может, но я в своей практике активно опираюсь на технологии электронные и на дистанционное обучение, на смешанное обучение. Полагаю, что за последние 10 лет, с тех пор как я стал активно использовать информационные технологии, это доказало свою эффективность, и то, что мне позволяют делать электронные средства, электронные технологии как в классе, так и за его пределами, — гораздо больше, чем то, чего можно добиться при помощи только мела и доски.
Не секрет, что в наших университетах, в наших школах далеко не всегда даже сама атмосфера располагает к тому, чтобы проводить занятия по гуманитарным дисциплинам, модулям, междисциплинарным курсам. В своей практике я сталкивался с тем, что атмосфера очень сильно влияет, например, класс, который специально организован под аудиторию, в которой можно провести занятие по гуманитарной тематике, может влиять на то, как проходит это занятие. И в этом смысле просто комната со школьными партами не всегда мотивирует, а напротив — демотивирует.
В это время вебинар можно провести в гораздо более подходящем окружении и создать даже атмосферу, которая может настроить на работу. Поэтому я с большим удовольствием провожу вебинары со студентами.
Лекция на 150 человек может быть очень эффективной, но преподаватель должен быть актером, должен увлекать своим предметом. А если это не так, если преподаватель сталкивается с ситуацией, когда перед ним 100 человек, которые пришли на лекцию, потому что она обязательна для аттестации? А вот в таких условиях опять же вебинар, хорошо организованный, с интерактивными элементами, с возможностью, например, деления на команды в Zoom может сработать — и работать очень эффективно.
Вопрос: Это как раз уже относится к моему следующему вопросу о том, какие сервисы и форматы занятий могут усилить обучение вашим предметам и создать ту самую рабочую атмосферу, о которой вы говорили. Какие методики? Поделитесь своим опытом.
Ответ: На самом деле все, конечно, начинается с того, что обозначается латинским словом «силлабус» (у нас чаще используется рабочая программа дисциплины), но я для своих студентов обязательно также формирую то, что называется силлабусом. В этом документе заложены принципы, правила, которые применяются на протяжении всего семестра. Мы договариваемся со студентами, что и как будет, я стараюсь развивать то, что называется осознанным обучением. Люди, которые занимаются, должны понимать, чем они занимаются и зачем. И сами технологии являются уже средством. Современные технологии позволяют просто копнуть в глубину, и те же самые дискуссии или выступления после них, мозговые штурмы могут быть гораздо эффективнее в силу того, что есть множество каналов работы с информацией. Во время вебинара мы можем использовать, к примеру, чат. А можем часть дискуссии вынести в систему электронного обучения в асинхронный формат. В этом смысле продолжение дискуссии может быть в форуме, и форумы, на мой взгляд, крайне недооценены как инструмент, потому что форумы — это, по сути, вынесение живого обсуждения или создание сложного алгоритмического обсуждения с аргументацией или с каким-то заданием. Причем это то, что позволяет сделать слепок диалога или решений, идей, которые возникают в ходе обсуждения.
Есть прекрасные инструменты сейчас для работы с командах, как для организации идей, так и для того, чтобы получать доступ к информации. Например, когда раздаешь QR-коды на семинаре с подготовленными заданиями, никакие карточки и никакие листочки этого заменить не могут. А если все переходит в формат онлайн, то на вебинаре мы можем получить, по сути, для учебной группы сразу несколько помещений. Какой университет, какая школа может похвастаться тем, что в классе можно в какой-то момент разбить группу на 5, на 7, на 10 команд, которые могут поработать самостоятельно? Вот таких вещей мне в реальной жизни не хватает, я понимаю, что в реальных условиях, когда есть несколько десятков пар, — обсуждения, командная деятельность, работа с пространством гораздо эффективнее в таких случаях онлайн.
Вопрос: Вы преподаете философию и критическое мышление, глобальные вопросы — это сложные предметы, требующие большой отдачи, глубины, концентрации (геймификация философии). Что вам помогает удержать ценное внимание учащихся? Расскажите о том, как вам удалось геймифицировать курс философии.
Ответ: Геймификация — это, конечно, очень широкая рамка. У нас есть даже с коллегами две статьи — одна на русском и одна на английском, посвященные геймификации курса философии. Статья описывает игру «Философская охота», когда мы ищем идеи, общаемся с настоящими философами, переписываемся. Задача, поставленная перед студентами, — взять интервью либо у преподавателя философии, либо у неизвестного философа, либо у студента, занимающегося философией. В рамках семинаров, в рамках практических занятий и в электронном курсе у нас выстраивается алгоритм, в котором мы ищем и потом обсуждаем вопросы, потом, собственно, берутся интервью. Сам процесс обсуждения, конструирования вопросов, посвященных философии, заставляет достаточно серьезно отнестись к предмету, и здесь студенты, конечно, очень активно включаются, тем более что это командная работа.
Вообще проектная работа помогает очень сильно. Например, в одном из разделов, посвященных социальной философии, студенты создают собственные утопии, сами конструируют и проводят обсуждения тех миров, которые они конструируют как утопические. При этом приходится, конечно, изучать существующие работы, и они открывают для себя что-то совсем новое. Learning by doing, когда мы обучаемся через действие, когда мы в команде вынуждены делиться своими представлениями об устройстве общества, этических принципах, ценностях, сравнивать их и выдавать какой-то результат, который заставляет договориться, заставляет прийти к единому видению, пусть даже поступившись своими интересами. Эта работа в команде является практикой — такие элементы курса позволяют, конечно же, с применением опять же онлайн-компонента, потому что результаты представляются в электронном курсе, вести обсуждение, проводить взаимное рецензирование работ, в целом вовлекать студентов гораздо глубже.
Если есть, с одной стороны, групповая работа, с другой стороны, взаимное рецензирование, а также игровой компонент — соревновательный, это будет работать достаточно универсально и в курсе философии, и в других курсах.
Вопрос: То, о чем вы рассказали, отчасти является и методами активного обучения. Теперь от студентов перейдем к старшему поколению. Вы преподаете курсы повышения квалификации по технологии в обучении. Чему именно вы учите?
Ответ: Мы учим совершенно конкретным инструментам. Если курсы, такие как философия, критическое мышление, призваны развивать в большом смысле, то здесь практические инструменты. Начиная с курсов по использованию облачных технологий — конструированию заданий с возможностью совместного редактирования, таблиц, форм, их встраиванию в Moodle — и заканчивая такими курсами, как разработка аудио, видео, инструментарий H5P, который, по сути, превращает преподавателя в веб-дизайнера. Эти навыки могут пригодиться даже за пределами обычной работы — для разработки контента. Мы показываем форматы, которые не очень распространены в университете (например, мобильное обучение) — для кого-то они являются абсолютно новыми, для кого-то они уже проверены, но нужно понять, как грамотно встроить их в курс.
Вопрос: Как вы работаете с контентом на занятиях, какие источники используете (big data, open data) и как?
Ответ: Если мы говорим про данные для образования, это не совсем, наверное, про философию, хотя мы пользуемся, например, картами философских направлений — это пришло к нам из цифровых гуманитарных наук, которыми я тоже стараюсь заниматься. Я использую Google Ngram viewer — инструмент для работы с текстами. Понятно, что мы прибегаем к открытым ресурсам, например различным электронным библиотекам, где много легально доступных материалов. В некоторых случаях такие ресурсы сделаны очень профессионально хорошими командами — например, ПостНаука. Нужно понимать, что помимо контента, который мы предоставляем студентам, есть контент, который генерируют сами учащиеся, например тексты, а мы также стараемся анализировать данные, т. е. мы сами понимаем, что студенты генерируют большое количество, например, текстов в те же самые формы. Если просто посмотреть на обсуждение — это одна история, а если посмотреть на это же обсуждение при помощи аналитики, можно выявить контринтуитивные закономерности, неочевидные при обычном чтении текста. Таким образом можно просмотреть изменения в течение нескольких лет, нескольких итераций курса — увидеть, каким языком пользуются студенты, как меняется их поведение. Это помогает дорабатывать курс. В последний год я ввел такую традицию: после каждого вебинара студенты заполняют обратную связь анонимно. Это позволяет постоянно выдерживать определенный уровень — я вижу отношение студентов к тому материалу, который дается, их уровень удовлетворенности занятиями и провожу обработку ошибок, если они возникают, усиливая таким образом курс. Это уже не использование данных в учебных целях, а использование для конструирования курса.
Вопрос: Может быть, сможете сейчас обрисовать какие-то тенденции изменений в поведении и языке студентов?
Ответ: Меняется мнение в одной из наших дискуссий, посвященных источникам информации, их достоверности. Некоторые группы в какие-то годы называют таким источником книгу, в других случаях всплывает Википедия. В форуме можно найти мнение студента даже в том случае, если он это мнение выражает неявно. Это примитивный пример, на самом деле можно смотреть на многие аспекты: с какой частотой выполняют задания, как студенты взаимодействуют друг с другом на форумах, какие посты вызывают больший интерес. Это показывает, насколько стоит усилить диалог в тех или иных точках.
Вопрос: Как вы актуализируете свои курсы и на что еще, помимо обратной связи студентов, ориентируетесь, когда вносите изменения?
Ответ: Каждый семестр, каждый запуск курса начинается с его “просеивания”. У меня есть коллеги, с которыми мы разрабатываем курс философии и его постоянно актуализируем, обновляем. Каждый семестр происходит пересмотр как контента, так и качества взаимодействия в курсе — мы можем немного изменять задания, систему оценки внутри курса. А иногда и достаточно сильно, раз в три года у нас получается достаточно радикальный пересмотр. Мы используем накопительную систему баллов, но есть альтернативные способы оценивания. Например, одно задание может предлагаться в 2—3 форматах, у студента есть выбор. Студенты всегда живо на это реагируют, а еще это способ индивидуализировать курс.
Вопрос: Чего вообще ждете от развития EdTech, какие у вас надежды?
Ответ: Образовательные технологии — это то, что меняет весь рельеф на сегодняшний день. А вообще тема EdTech очень старая. Образовательные технологии развиваются давно, но сейчас они достигли такой мощи, что меняют уже даже институты, связанные с образованием, поэтому у меня скорее не ожидания, а понимание того, что процесс запустился, причем особенно быстро он запустился с появлением массовых открытых онлайн-курсов в таких мировых лидерах, как Гарвард, MIT, Стенфорд. В тот момент было еще не очевидно, что это может принести. А сейчас, мне кажется, технологии будут все больше индивидуализировать, автоматизировать обучение. Нам придется иметь дело в хорошем смысле, но с когнитивными киборгами. Мы сами такими становимся — не можем не учитывать другие способы работы с информацией. Да, медленное чтение гуманитариям необходимо, но и digital humanities — то, к чему пора стремиться. Технологии нас оснащают, усиливают.
Я бы хотел пожелать коллегам хороших технологий, добрых технологий, гуманных. Тех, которые были бы нацелены на человека, помогали студенту и преподавателю. Я думаю, что мы можем в двадцать первом веке сделать мир чуть-чуть более гуманным и при этом технологичным!