27 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке МПГУ, ТюмГУ, ТПУ, МосПолитеха и других университетов.
В рамках конференции состоялись три онлайн-класса, посвященных различным аспектам индивидуализации и персонализации.
Бронюс Айсмонтас: Психологические особенности индивидуализации обучения (Youtube)
Свой онлайн-класс кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный работник высшего образования Российской Федерации Бронюс Броневич Айсмонтас начал с уточнения разницы в терминологии: «Когда мы говорим о персонализации, главное — содержание. Когда мы говорим об индивидуализации, главное — способы и методы… Индивидуализация является условием персонализации, более широкого понятия, помогает достигать эти цели».
По мнению выступающего, если мы хотим глубже понять персонализацию, нужно изучать гуманистическую психологию и экзистенциализм как философскую основу этого направления педагогики.
Отдельной темой онлайн-класса стало обсуждение готовности педагогов к новым методикам. С точки зрения Бронюса Броневича, это непростая задача — как педагогу перейти из административно-командной системы на личностно ориентированное преподавание.
Спикер подчеркнул необходимость учета индивидуальной специфики восприятия обучающимся учебного материала: «Если мы учитываем специфику визуальных, аудиальных, кинестетических субмодальностей, это серьезно влияет на эффективность обучения. Это от природы дано, это индивидуальные особенности — не лучше и не хуже».
Бронюс Броневич выразил свою позицию, отвечая слушателям о реальности персонализации в школьном классе из 25 учеников: «Государство не позволит дойти до персонализации в школьном образовании. Сегодня в условиях жесткого нормирования со ФГОС, ОГЭ и ЕГЭ это нереально. Индивидуализация через дифференциацию материалов и заданий тоже проблематична — сильные отрываются вперед, слабые отстают».
Татьяна Станко: Как сформировать современную образовательную программу: на что обратить внимание (Youtube)
Руководитель проекта ВТБ, консультант стратегического развития, PhD в области вычислительной аэроакустики Татьяна Станко обратилась с призывом к аудитории конференции: «Забудьте про все ограничения, предположите, что вы можете взять лучших преподавателей в мире. Попробуйте сначала создать лучшую программу, а потом посмотреть на реальность!»
Особое внимание в своем выступлении Татьяна уделила особенностям современного студенчества: «Сейчас слабо развито обогащение креативных визуалов структурными, логическими дисциплинами. Нужна сбалансированная личность… Уже нужны не глубоко специализированные профессионалы, даже не междисциплинарность. Креативность и инженерная мысль должны совмещаться в одной голове, как у Леонардо да Винчи».
Спикер поделилась со слушателями своим опытом выстраивания взаимодействия преподавателей и студентов в ходе семестра.
Уже в середине семестра преподаватель встречается со студентами и получает обратную связь, что нравится, что не нравится. Студенты могут увидеть, что их мнение услышано уже в этом семестре, и это повышает вовлеченность.
В конце семестра требуется рефлексия преподавателя, насколько он успешно выполнил те установочные цели, которые были им сформулированы перед началом обучения. Для полноценной оценки также используются отзывы и рекомендации студентов, а также взаимное оценивание преподавателей — peer review.
С точки зрения спикера, программа не должна устаревать: обновление целей образовательной программы нужно проводить раз в два года минимум, для быстро меняющихся направлений ИТ — ежегодный апдейт.
Как это делать? Татьяна дала свои рекомендации: «Вам нужно прийти на встречу с заинтересованными сторонами — работодатели, выпускники, родители, горожане — с готовыми предложениями и собрать обратную связь».
Георгий Тихомиров рассказал об опыте внедрения индивидуальных образовательных траекторий в НИЯУ МИФИ (Youtube)
Заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, д. ф.-м. н., профессор Георгий Тихомиров сравнил собственный студенческий опыт и современное образование: «В Советском Союзе выбор учебной группы или специализации делали за меня — по духу времени, по необходимости, а не от моих потребностей».
Но с тех пор многое поменялось: «Если же студент сам выбирает, у каждого появляется свой набор дисциплин, который близок ему по каким-то внутренним качествам, способностям и желаниям… Когда студент сам выбирает курс, отношение к такому курсу у него более внимательное, качественно другой уровень мотивации и вовлеченности. Я это вижу по качеству выполненных заданий и объему пройденного материала».
Образовательным организациям также следует пересмотреть свои подходы, чтобы не отстать от изменений в окружающем мире: сегодня постоянно появляются новые профессии, а многие профессии отмирают. Успешен будет тот, кто научится переквалифицироваться, непрерывно учится повышать квалификацию, осваивать новые технологии. Этому нужно учить в университетах.
В ходе онлайн-класса Георгий Валентинович делился своими наблюдениями учебного процесса в зарубежных университетах: «Когда я побывал в Университете прикладных наук Западной Норвегии, я увидел, как общественные волонтеры контролируют массовые экзамены. Это было неожиданно. Когда общественность контролирует качество образования во время экзаменов не только студентов, но и преподавателей, — это тоже элемент образовательного пространства… В Техасском университете агрокультуры и моря (TA&MU) студент проходит оценивание по дисциплине практически ежедневно. Этот пример демонстрирует вовлеченность студентов ведущих западных университетов в учебный процесс».
Основное внимание спикер уделил описанию текущего учебного процесса в Институте ядерной физики и технологий и тех нововведений, которые произошли в последние годы: «Мы в МИФИ сформулировали концепцию образовательных треков, когда ребята на первых курсах выбирают, кем хотят быть, и апробируют разные карьерные возможности через специальные учебные мероприятия. Это может быть исследовательский трек с широким образованием и десятью годами непрерывной учебы и исследований, а могут быть треки инженера-разработчика или инженера по эксплуатации конкретного объекта, которые требуют существенно меньшего времени, а также предпринимательский трек, преподавательский трек и другие. Индивидуализация — это демонстрация перспектив различных треков, а дальше происходит выбор личной карьеры, личной специализации».
В завершение Георгий Валентинович коснулся острой темы перехода высшего образования на систему 2*2*2: «Разбиение бакалавриата на общую и профессиональную части всегда просматривалось. Это не нужно навязывать жестко, но это — нормальная схема».
В конференции участвовали свыше 1600 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. Активное обсуждение проблем индивидуализации и персонализации привело к продуктивному обмену опытом и наработанными педагогическими практиками.