Горячая линия
08 декабря 2021 активны на платформе
37 705 +72
Преподавателей
315 278 +850
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Книги
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Онлайн-классы в рамках конференции «Индивидуализация и персонализация в современном образовании»

Дата публикации
03 ноября 2021
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
887

27 октября прошла Всероссийская научно-практическая онлайн-конференция с международным участием «Индивидуализация и персонализация в современном образовании», организованная Юрайт.Академией при поддержке МПГУ, ТюмГУ, ТПУ, МосПолитеха и других университетов. 

В рамках конференции состоялись три онлайн-класса, посвященных различным аспектам индивидуализации и персонализации.

 

Бронюс Айсмонтас: Психологические особенности индивидуализации обучения (Youtube)

Свой онлайн-класс кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, почетный работник высшего образования Российской Федерации Бронюс Броневич Айсмонтас начал с уточнения разницы в терминологии: «Когда мы говорим о персонализации, главное — содержание. Когда мы говорим об индивидуализации, главное — способы и методы… Индивидуализация является условием персонализации, более широкого понятия, помогает достигать эти цели».

По мнению выступающего, если мы хотим глубже понять персонализацию, нужно изучать гуманистическую психологию и экзистенциализм как философскую основу этого направления педагогики.

Отдельной темой онлайн-класса стало обсуждение готовности педагогов к новым методикам. С точки зрения Бронюса Броневича, это непростая задача — как педагогу перейти из административно-командной системы на личностно ориентированное преподавание.

Спикер подчеркнул необходимость учета индивидуальной специфики восприятия обучающимся учебного материала: «Если мы учитываем специфику визуальных, аудиальных, кинестетических субмодальностей, это серьезно влияет на эффективность обучения. Это от природы дано, это индивидуальные особенности — не лучше и не хуже».

Бронюс Броневич выразил свою позицию, отвечая слушателям о реальности персонализации в школьном классе из 25 учеников: «Государство не позволит дойти до персонализации в школьном образовании. Сегодня в условиях жесткого нормирования со ФГОС, ОГЭ и ЕГЭ это нереально. Индивидуализация через дифференциацию материалов и заданий тоже проблематична — сильные отрываются вперед, слабые отстают».

 

Татьяна Станко: Как сформировать современную образовательную программу: на что обратить внимание (Youtube)

Руководитель проекта ВТБ, консультант стратегического развития, PhD в области вычислительной аэроакустики Татьяна Станко обратилась с призывом к аудитории конференции: «Забудьте про все ограничения, предположите, что вы можете взять лучших преподавателей в мире. Попробуйте сначала создать лучшую программу, а потом посмотреть на реальность!»

Особое внимание в своем выступлении Татьяна уделила особенностям современного студенчества: «Сейчас слабо развито обогащение креативных визуалов структурными, логическими дисциплинами. Нужна сбалансированная личность… Уже нужны не глубоко специализированные профессионалы, даже не междисциплинарность. Креативность и инженерная мысль должны совмещаться в одной голове, как у Леонардо да Винчи».

Спикер поделилась со слушателями своим опытом выстраивания взаимодействия преподавателей и студентов в ходе семестра.

Уже в середине семестра преподаватель встречается со студентами и получает обратную связь, что нравится, что не нравится. Студенты могут увидеть, что их мнение услышано уже в этом семестре, и это повышает вовлеченность.

В конце семестра требуется рефлексия преподавателя, насколько он успешно выполнил те установочные цели, которые были им сформулированы перед началом обучения. Для полноценной оценки также используются отзывы и рекомендации студентов, а также взаимное оценивание преподавателей — peer review.

С точки зрения спикера, программа не должна устаревать: обновление целей образовательной программы нужно проводить раз в два года минимум, для быстро меняющихся направлений ИТ — ежегодный апдейт.

Как это делать? Татьяна дала свои рекомендации: «Вам нужно прийти на встречу с заинтересованными сторонами — работодатели, выпускники, родители, горожане — с готовыми предложениями и собрать обратную связь».

 

Георгий Тихомиров рассказал об опыте внедрения индивидуальных образовательных траекторий в НИЯУ МИФИ (Youtube

Заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ, д. ф.-м. н., профессор Георгий Тихомиров сравнил собственный студенческий опыт и современное образование: «В Советском Союзе выбор учебной группы или специализации делали за меня — по духу времени, по необходимости, а не от моих потребностей». 

Но с тех пор многое поменялось: «Если же студент сам выбирает, у каждого появляется свой набор дисциплин, который близок ему по каким-то внутренним качествам, способностям и желаниям… Когда студент сам выбирает курс, отношение к такому курсу у него более внимательное, качественно другой уровень мотивации и вовлеченности. Я это вижу по качеству выполненных заданий и объему пройденного материала».

Образовательным организациям также следует пересмотреть свои подходы, чтобы не отстать от изменений в окружающем мире: сегодня постоянно появляются новые профессии, а многие профессии отмирают. Успешен будет тот, кто научится переквалифицироваться, непрерывно учится повышать квалификацию, осваивать новые технологии. Этому нужно учить в университетах.

В ходе онлайн-класса Георгий Валентинович делился своими наблюдениями учебного процесса в зарубежных университетах: «Когда я побывал в Университете прикладных наук Западной Норвегии, я увидел, как общественные волонтеры контролируют массовые экзамены. Это было неожиданно. Когда общественность контролирует качество образования во время экзаменов не только студентов, но и преподавателей, — это тоже элемент образовательного пространства… В Техасском университете агрокультуры и моря (TA&MU) студент проходит оценивание по дисциплине практически ежедневно. Этот пример демонстрирует вовлеченность студентов ведущих западных университетов в учебный процесс».

Основное внимание спикер уделил описанию текущего учебного процесса в Институте ядерной физики и технологий и тех нововведений, которые произошли в последние годы: «Мы в МИФИ сформулировали концепцию образовательных треков, когда ребята на первых курсах выбирают, кем хотят быть, и апробируют разные карьерные возможности через специальные учебные мероприятия. Это может быть исследовательский трек с широким образованием и десятью годами непрерывной учебы и исследований, а могут быть треки инженера-разработчика или инженера по эксплуатации конкретного объекта, которые требуют существенно меньшего времени, а также предпринимательский трек, преподавательский трек и другие. Индивидуализация — это демонстрация перспектив различных треков, а дальше происходит выбор личной карьеры, личной специализации».

В завершение Георгий Валентинович коснулся острой темы перехода высшего образования на систему 2*2*2: «Разбиение бакалавриата на общую и профессиональную части всегда просматривалось. Это не нужно навязывать жестко, но это — нормальная схема».

 

В конференции участвовали свыше 1600 преподавателей со всей России и ряда стран ближнего зарубежья. Активное обсуждение проблем индивидуализации и персонализации привело к продуктивному обмену опытом и наработанными педагогическими практиками.

Другие новости