9 ноября в Юрайт.Академии прошла онлайн-дискуссия «Доверительный разговор: сбор и аналитика обратной связи от студентов», на которой проректоры высших учебных заведений обсудили насколько важна обратная связь для студентов, как ее обрабатывают и используют для принятия управленческих решений, а также какими инструментами сбора обратной связи пользуются в учебных заведениях.
Нужна ли вообще обратная связь от студентов?
Вначале дискуссии эксперты высказались почему обратная связь от студентов необходима, и почему без нее невозможно развиваться университету.
Светлана Шлапакова, кандидат биологических наук, проректор по молодежной политике и дополнительному образованию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С.М. Кирова, отметила, что студент в университете — главный человек, поэтому важно знать его мнение.
«Студент — главный человек в университете. Мы работаем для студентов и со студентами. Обратная связь важна, как при проведении занятий, так и при проведении воспитательной работы и молодежной политики. Также обратная связь важна потому, что мы из разных поколений, но должны учитывать их интересы и точку зрения».
«Уважаемые участники дискуссии! Сегодня студент является не только объектом образовательной деятельности, но и субъектом, поэтому крайне важно получать от студентов обратную связь, быть с ним в постоянной коммуникации», — рассказал Яков Асланов, кандидат социологических наук, проректор по воспитательной работе и реализации молодежных программ Южного федерального университета.
Ольга Серова, доктор юридических наук, первый проректор Псковского государственного университета, рассказала, что, оценивая преподавателя, студенты также оценивают и университет в общем, что очень важно для администрации.
«Обратная связь от студентов необходима. Университет достаточно сложная организация, при оценке преподавателя мы так или иначе получаем общую оценку университета. Студент может оценить инфраструктуру, общежитие, питание. Нужно несколько шире смотреть на обратную связь. Это не только о преподавании дисциплин и работе отдельных преподавателей».
Эксперт также дополнила, что необходимо разделять обратную связь об очном обучении и обучении в онлайн-формате: «Сегодня важно дифференцированно подходить к оценкам деятельности преподавателей при различных формах реализации образовательных программ. Электронное обучение абсолютно неизбежно. Но работа с обратной связью студентов с этом случае отличается от традиционного формата».
Инструменты сбора обратной связи
Эксперты поделились, какими инструментами пользуются в учебном заведении, чтобы собрать обратную связь от студентов.
Яков Асланов (ЮФУ) рассказал о двух инструментах получения обратной связи:
«Один из наиболее очевидных инструментов получения обратной связи — оценка студентами преподавателя, в нашем университете студенческий рейтинг преподавателей влияет на дополнительные баллы в рейтинге преподавателей. Другой инструмент — социологические опросы, например, мы реализуем проект "Портрет студента Южного федерального университета". Это ежегодное исследование отношения студентов по базовым пяти направлениям: учебная деятельность, научно-исследовательская деятельность, воспитательная и внеучебная работа, отношение студентов с руководством и профессорско-преподавательским составом, а также бренд университета».
Эксперт также поделился каким сервисом пользуются в университете и подчеркнул, что опрос студентов проводится анонимно.
«Для проведения опросов мы используем сервис Анкетолог. Студентам приходит ссылка, пройдя по которой они проходят анонимный опрос — причем, не в аудитории, административного давления на студентов нет. Анкеты проходят обработку, и мы получаем только статистические данные. Мы сторонники честной статистики и данных, без этого сложно принимать управленческие решения».
Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) также поделилась инструментами, которыми пользуются в вузе: «Мы пользуемся Google-формами, они анонимны, и студенты могут максимально честно отвечать. Нам приходит очень хорошая обратная связь через Совет обучающихся и Совет общежития. Есть "Час проректора", в который я лично общаюсь со студентами и отвечаю на их вопросы».
Эксперт также рассказала об ответе студентам на обратную связь и их запросы:
«Мы доводим обратную связь на запросы студентов через Совет обучающихся или Совет общежития, через социальные сети, индивидуальные проблемы мы решаем в индивидуальном порядке».
Ольга Серова (ПсковГУ) рассказала, что администрации сегодня важно получать не анонимную обратную связь, чтобы оперативнее и лучше решать возникшие вопросы: «Мы как вуз сейчас переживаем серьезные изменения и для нас важно сегодня получать не анонимную обратную связь, чтобы знать оценку происходящего от конкретных участников образовательной деятельности, "глаза в глаза"».
Эксперт также поделилась, как в вузе следят за негативными отзывами от студентов, чтобы вовремя их отработать и отреагировать на них:
«Наше Управление по информационной политике мониторит социальные сети вуза и выявляет негативные реакции, критические запросы. Могут сами вступать в коммуникацию со студентами для разрешения проблемы или организовывать встречи с руководством университета. Необходимы личные встречи со студентами, которые не боятся задать вопрос и хотят получить на него ответ».
Обратная связь от преподавателей и работодателей
Помимо обратной связи от студентов, администрации важно также получать обратную связь от преподавателей и работодателей. Ольга Серова (ПсковГУ) поделилась, как администрация получает запросы от преподавателей, и какие форматы дают лучший результат.
«Если говорить об инструментах, то они те же, что и со студентами. По нашему опыту, стратегические сессии, которые мы проводили с преподавателями, дают больший результат, потому что у каждого есть возможность высказаться и донести свою позицию».
Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) поделилась, как в вузе получают обратную связь от работодателей и выпускников:
«С работодателями мы работаем в рамках Центра карьеры, у нас с ними очень активная связь. Многие выпускники работают по специальности, и они часто высказывают свои пожелания по обучению. Кроме этого, ежегодно проходит конференция "Леса России", в рамках которой собираются и выпускники, и преподаватели, и работодатели, которые обмениваются мнением».
Будущее обратной связи
В завершении дискуссии спикеры поделились мнением, что в обратной связи можно улучшить, каких инструментов не хватает, и что будет в будущем с этим форматом взаимодействия со студентами.
«Надо следить за современными инструментами обратной связи. Студенты вправе рассчитывать на то, что реакция на их обращения станет максимально быстрой. Нам нужно владеть всеми инструментами обратной связи, которые нужны студенту, — в первую очередь через социальные сети и мессенджеры», — Яков Асланов (ЮФУ).
Светлана Шлапакова (СПбГЛТУ им. С.М. Кирова) выразила надежду, что появятся более продуктивные инструменты:
«Мы должны учитывать обратную связь от студентов, чтобы понять: чего они хотят в профессиональной деятельности и в развитии себя как личности. Инструменты обратной связи будут меняться, будут новые, будем использовать их, возможно они будут более продуктивными».
Ольга Серова (ПсковГУ) поделилась, что необходимо выработать этику общения: «Необходимы правила этического общения в сети, в различных коммуникационных форматах. Роль университетов возрастает в обществе, поэтому и для государства, в целом, и для региональной власти важным является успешность нашей работы по эффективной коммуникации со студенчеством».
Уже завтра пройдет онлайн-дискуссия «Взаимный интерес: работа университетских библиотек с преподавателями». Зарегистрироваться можно по ссылке.