С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В третий день Школы руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии вовлечение студентов в научную деятельность, поддержку молодых ученых и удержание их в науке.
Гуманитарии или технари: что считать наукой?
В начале дискуссии эксперты обсудили, что считать наукой — гуманитарные, технические или точные науки.
«В своей профессиональной деятельности как преподаватель я не часто сталкиваюсь с лженаучными утверждениями, в том числе потому, что у многих ученых, занимающихся фундаментальной наукой, есть предубеждение, что юриспруденция — это не наука. Когда ты заходишь в студенческую аудиторию, ты ждешь не лженаучных утверждений, а незнания, неготовности к той или иной дисциплине», — рассказала Серова Ольга, первый проректор Псковского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Шибаев Владимир, доцент кафедры философии и юридической психологии Владивостокского государственного университета поддержал коллегу и отметил, что такая проблема действительно существует.
«Есть предубеждения, что многие гуманитарные науки — юриспруденция, психология, история — это не наука, приходится это слышать и от студентов. В целом это особенность нерелевантности гуманитарного направления».
Костин Геннадий, проректор по научной и инновационной работе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, доктор технических наук считает, что деление на технические и гуманитарные науки неправильное, так как сегодня актуальные междисциплинарные исследования.
«Нельзя делить чисто на гуманитарные, технические или точные науки. Наш мир динамически развивается, многие научные направления междисциплинарны, идет диффузия научных специальностей».
Спикеры отметили, что формировать научный взгляд на мир у студентов необходимо, желательно уже со школы:
«Вовлекать студентов в научную деятельность поздно, нужно начинать со школы. В школе можно формировать иные типы занятий, интеллектуальных активностей с привлечением тех людей, которые этим занимаются», — считает Серова Ольга (ПсковГУ).
Донских Олег, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления, отмечает, что часто в школе пытаются привить научный взгляд те, кто сам не занимается наукой. Эксперт также отмечает, что после школы у ребят отсутствует системное мышление.
«Наука определяется способом мышления, это определенный способ организации знания, научное знание является универсальным, систематичным и проверяемым. Университет, конечно, должен учить научному взгляду на жизнь, но мы имеем дело с ребятами, которые приходят из школы. К сожалению, в школе много псевдомероприятий вроде “научной работы школьника” — их учат науке те, кто сам наукой не занимается. Это несерьезно, и создает неверное представление о легкости получения научного знания. Кроме того, у ребят, заканчивающих современную нашу школу, отсутствует системное мышление».
Формирование системного мышления
Костин Геннадий (СПбГУ ГА) отмечает, что системному мышлению в школе не учат, поэтому это задача высшей школы:
«Школа недостаточно формирует способность к синтезу и анализу разнородной информации. Сегодняшнее поколение студентов находится в огромном информационном потоке, каждый день знание увеличивается, и в это потоке знаний выделить главное — задача высшей школы».
«Мы с первого курса приучаем наших студентов к системному мышлению — способность воспринимать в короткий период времени много информации, анализировать ее, синтезировать и обрабатывать, и принимать верные решения. особенно во внештатных ситуациях», — поделился опытом Костин Геннадий (СПбГУ ГА).
Спикеры также поговорили о том, влияет ли клиповое мышление нынешнего поколения студентов на формирование системного мышления.
Шибаев Владимир (ВВГУ) рассказал, что нет научных доказательств тому, что нынешнее поколение усваивает информацию по-другому.
«Если мы говорим про особенности мышления, которые мы можем видеть, нельзя сказать, что оно сейчас поменялось, стало принципиально иным. Сейчас читают не меньше, чем в старые времена. Если мы говорим про быстро усваиваемую информацию, раньше она была точно так же склипована, просто в газетных отрывках и колонках, а сейчас они склипована такими же методами, только в Интернете».
Спикер отметил. что наблюдается общее снижение интеллекта, но это не связано с клиповым мышлением: «В мире есть проблема снижения общего интеллектуального уровня. Гипотез, которые говорят, из-за чего это может быть, достаточно много. Например, есть исследования, которые показывают, что сейчас у современных лондонцев скорость реакции меньше, чем у тех, кто жил в конце XIX в. Вряд ли это можно объяснить клиповым мышлением».
Вовлечение студентов в науку
Эксперты сошлись во мнение, что наукой заниматься может далеко не каждый студент. Спикеры поделились мнением, как можно вовлечь студентов в науку.
«Научная деятельность не для всех. Как бы меня ни убеждали, невозможно всех студентов привлечь к научной деятельности, а к проектной деятельности их привлечь можно — это важно. Университет должен предоставить студенту возможность попробовать себя в разных активностях — самое главное, чтобы они были интеллектуально насыщены», — отмечает Серова Ольга (ПсковГУ).
Кубышкин Анатолий, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научной деятельности Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, заслуженный деятель науки и техники Республики Крым, отмечает, что в области медицины знания постоянно приумножаются, поэтому ученые все чаще выбирают узкие темы для исследования.
«Я провожу научные исследования в области медицины и биологии. Знания, которые есть в этой области, объем этих знаний за пятилетие удваивается, если не утраивается. Те объемы знаний, которые сейчас есть в медицине и биологии, с трудом поддаются анализу, поэтому понять, что происходит в организме, и систематизировать эти данные на уровне генов и молекул пока не представляется возможным. Наука начинает уходить в более локальные, конкретные вещи, например, специалист по короткому плечу четвертой хромосомы, который досконально знает, как это плечо устроено и что там может происходить».
Эксперт отмечает, что найти потенциал к науки у студента — задача преподавателей и научных сотрудников:
«Студентов по разным специальностям поступает в университеты большое количество, но склонность к научным исследованиям есть у определенной довольно небольшой группы. Здесь задача преподавателя и научных работников — вычленить тех, кто способен этим заниматься, и увлечь их. При этом научные навыки нужно прививать всем».
Костин Геннадий (СПбГУ ГА) поделился опытом, как можно вовлекать студентов в науку:
«Самые эффективные способы вовлечения студентов в науку — проектная работа, создание творческих конкурсов, хакатонов, на которых группы студентов объединяются по интересам и формируются коллективная ответственность. Начиная с первого курса, мы выявляем лидеров, кураторами выступают студенты старших курсов, которые уже имеют опыт научной деятельности. На каждой кафедре у нас также закреплен педагог, который отвечает за научную деятельность кафедры, в том числе за научную студенческую деятельность».
Серова Ольга (ПсковГУ) отметила, что важна роль наставника: «Первый важный элемент — роль наставника, который необходим для занятия наукой и вовлечения студентов в науку. Второй элемент — инфраструктура — лаборатория, кафедра, технические средства, приборы. Сочетание всех этих элементов позволит нам говорить о том, что студента можно вовлечь в науку».
«Важно понимать, что мы подразумеваем под научной деятельностью. Во-первых, это творческая деятельность, это самое главное, в которой есть два направления — получение новых знаний и разработка способов, как применить эти новые знания на практике. Если мы говорим про получение новых знаний — тут понятно, что это фундаментальная составляющая науки, что дано далеко не всем, должно быть соответствующее мышление», — добавил Кубышкин Анатолий (КФУ).
Удержание молодого ученого в науке
Мало вовлечь студентов в науку, также важно уметь удержать молодых учебных, чтобы у них был стимул заниматься наукой дальше. Спикеры поделились мнением, какие должны быть условия для молодых ученых, чтобы интерес к исследованиям сохранялся.
Шибаев Владимир (ВВГУ) отметил, что студентов можно мотивировать деньгами:
«Удержать студентов в науке можно только деньгами. Мы живем в таком обществе, где деньги решают все. Научную деятельность не будут выбирать, потому что она мало оплачивается».
Кубышкин Анатолий (КФУ) считает, что для ученого должны быть созданы комфортные условия:
«Мы можем удержать молодого научного сотрудника в первую очередь создав для него комфортные условия работы и жизни. Но самое главное, молодой ученый должен видеть перспективу и понимать, что своим трудом он может заработать. Если это фундаментальная наука — есть гранты. Если это прикладная наука — создавайте то, что востребовано на рынке. Когда у молодого талантливого ученого есть видение перспективы, что он может добиться успеха, то он останется работать в науке. Ведь это ещё и очень интересно».
Донских Олег (НГУЭУ) поделился мнением, что науки не будет, если ученые будут думать только о деньгах:
«Я убежден, что пока общество деньгоцентрично — в нем настоящей науки не будет. Нужно понимать, что знание само по себе является ценностью. Нужно менять менталитет».
«Важно создать комфортные условия — мотивацию для занятия научной деятельности и наличие базы и лабораторного оборудования для проведения экспериментов и исследований. Если говорить о студентах — то мы стараемся создать для них все условия для творческой и научной деятельности и мотивировать их, в том числе через увеличенную стипендию», — поделился в завершениии дискуссии опытом Костин Геннадий (СПбГУ ГА).
Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.