26 июня в Юрайт.Академии началась XIII Летняя школа преподавателя. На панельной дискуссии «Выбор цели образовательной программы: получить работу или обрести мечту?» эксперты обсудили, какие модели образовательных программ эффективнее реализуются в университетах России, как целеполагание влияет на популярность программы среди абитуриентов и что учитывается при разработке учебного плана.
В этот день на Летней школе с нами были: 611 человек на платформе Webinar.ru и 1225 слушателей на YouTube!
Важно принимать решения коллегиально
Трудоустройство выпускников – важный критерий, по которому сегодня оценивают эффективность работы учебного заведения. Одна из приоритетных задач в данном направлении – сформировать контакты и связи между вузами и компаниями. Эксперты дискуссии обсудили, как удается сформировать программу так, чтобы выпускники без труда нашли место для начала их профессиональной реализации.
Начальник учебно-методического управления МИРЭА – Российского технологического университета Ольга Савка рассказала о процедуре создания и разработки образовательной программы. Важно, не закрываться от мнений коллег и партнеров, иначе создать максимально эффективный продукт не удастся: «МИРЭА старается отвечать требованиям современности. Мы обязательно изучаем рынок труда перед тем, как начать разработку программы. Так, мы понимаем, какие компетенции сейчас востребованы и чему мы должны научить студента. Мы составляем своего рода “паспорт” будущего выпускника, а затем советуемся с потенциальным работодателем. В данном вопросе важно принимать решения коллегиально – только в таком случае все получится успешно», – отметила спикер.
Исполняющий обязанности проректора по научной работе и инновациям Арктического ГАТУ Константин Нифонтов поделился целями и приоритетами, которые стоят перед современными университетами: «Сегодня мы делаем упор на практикоориентированные образовательные программы – таков запрос работодателя. Мы уделяем внимание созданию базовых кафедр, аттестационных площадок, развитию сетевого обучения. Цель – обучить студентов тому, что сейчас в тренде, чтобы они были востребованы на рынке. Еще одно приоритетное направление – универсальные навыки. Обучающиеся должны расти не только профессионально, но и личностно».
Кроме того, крайне важно адаптировать программу под особенности конкретного региона, чтобы студенты получали максимально релевантные актуальные данные, которые позволят им успешно трудиться в их области: «В процессе проектирования образовательных программ крайне важно учитывать региональные особенности – мы не можем одинаково учить студентов одного и того же направления в Якутске и Краснодаре. Именно поэтому нам необходимо участие индустриальных партнеров и представителей отрасли во время подготовки программы», – дополнил ответ Константин Нифонтов.
Ценности вуза должны быть «вшиты» во все образовательные программы
Перемены – это всегда сложный процесс для всех участников коммуникации. В случае изменений в среде университетов, как правило, большая нагрузка накладывается именно на преподавателей. Ольга Савка (МИРЭА) объяснила, почему важно правильно выстраивать взаимодействие с педагогами, чтобы образовательная организация работала эффективно: «Мы сталкиваемся с тем, что преподавателям не всегда понятны цели образовательных программ. Бывает сложно донести, что сегодня многие дисциплины нельзя читать универсально для всех направлений и профилей подготовки, ведь у каждого из них свои профессиональные задачи и требуемые для их решения навыки. Важно работать с преподавателями, чтобы добиться единения и понимания, к чему мы идем».
Константин Нифонтов (АГАТУ) поделился секретом успешного развития университета и подчеркнул, что всегда необходимо помнить о ценностях учебного заведения: «Когда мы проектируем программу мы должны ориентироваться на стратегическое развитие вуза в целом. Ценности учебного заведения должны быть “вшиты” во все образовательные программы. Важно, чтобы вуз работал, как целостный организм, чтобы каждый преподаватель понимал, как его работа помогает университету. Только в таком случае образовательная организация будет расти и развиваться».
Подводя итоги дискуссии, Ольга Савка (МИРЭА) рассказала о своих ожиданиях от предстоящего учебного года: «В следующем учебном году мы ждем еще больше заинтересованности у студентов, желания у них не только расти профессионально, но и развивать свою личность. Сегодняшние студенты совсем другие – они пытаются больше общаться, делиться опытом, знаниями. Обучающиеся очень мотивированы на получение знаний, они хотят добиться высот в своей сфере».
Юрайт.Академия продолжит обсуждать насущные проблемы и вопросы в сфере образования! Впереди еще несколько дней Летней школы преподавателя, регистрация еще открыта!