Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
27 апреля 2024 активны на платформе
54 120 -54
Преподавателей
588 551 -653
Студент
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Качественный контент зиждется на трех «китах». Эксперты о разработке учебных материалов

Дата публикации
13 октября 2023
Время на прочтение статьи
6 мин
Количество просмотров
3512

27 сентября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-конференция «Цифровой учебный контент: создание, выбор, апробация». В ходе дискуссии «Задание vs. вдохновение: разработка цифрового учебного контента» эксперты обсудили вовлекающие форматы образовательного контента, разработку материалов вузом и сотрудничество с индустриальными партнерами. 

 

Оффлайн обучение станет практически элитным

 

Различные технологии сегодня проникают во все сферы деятельности, включая образование. В современном учебном заведении цифровой образовательный контент становится все более популярным и значимым. Мы поговорили с экспертами о достоинствах и недостатках электронных инструментов в процессе обучения. 

 

Начальник учебно-методического управления МИРЭА – Российского технологического университета Ольга Савка рассказала о главных достоинствах цифрового контента для студентов: «Ценность цифрового контента заключается в том, что его можно обновлять в режиме реального времени. Мы можем быстро реагировать на происходящие в различных сферах изменения и актуализировать информацию. Кроме того, мы можем использовать интерактивный контент, который позволяет вовлекать студента в образовательный процесс».

 

Директор Центра «Открытое образование» Санкт-Петербургского государственного экономического университета Юлия Киселева подчеркнула, что хороший материал должен обладать тремя ключевыми характеристиками и требует постоянной работы над ним: «Качественный контент зиждется на трех “китах”: содержание, подача и польза. Если нужен действительно эффективный материал, то важно учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, преподавателю следует помнить, что весь контент создается именно для студента, поэтому важно, чтобы обучающийся получил пользу. Во-вторых, контент должен обновляться непрерывно, иначе он просто утратит актуальность».

 

Начальник Управления развития компетенций Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого Инна Андреянова отметила, что развитие цифровых ресурсов и образования может изменить положение университета в системе: «Онлайн образование дополнило и расширило возможности тех, кто мотивирован учиться в конкретном месте на желаемой программе. Однако цифровые инструменты не заменили традиционный формат обучения. Я думаю, в будущем онлайн-курсы станут доступными для всех, а оффлайн обучение – практически элитным. В аудитории будут приходить профессионалы из области и амбициозные молодые люди, которым нужен карьерный лифт». 

 

Однако развитие и распространение цифрового контента имеет и ряд недостатков. На один из них обратила внимание Ольга Савка (МИРЭА): «Стоит отметить, что у цифрового образовательного контента есть оборотная сторона. Студенты быстро понимают, что они могут получить всю информацию, которую дают им на занятиях, используя электронные ресурсы. Таким образом, мы теряем посещаемость».

 

Обучающиеся больше не хотят слушать просто лекцию 

 

Сегодняшних студентов сложно представить без гаджета в руках, и это влияет на восприятие ими информации в том числе. Эксперты обсудили, как удается вовлекать современных обучающихся в образовательный процесс. 

 

Проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, член гильдии маркетологов России, сертифицированный преподаватель Академии менеджмента Адизеса Аделия Павлова отметила, что сегодня важно создавать визуализированный и динамичный контент, – в таком случае он удерживает внимание обучающегося: «Необходимо помнить, что за последние годы серьезно изменился психотип студента. У них совсем другая модель восприятия информации. Сегодня нам необходимо анализировать видеоматериалы, которые мы снимали ранее, чтобы они были активными, содержали элементы геймификации. В ином случае удержать внимание современного обучающегося крайне сложно». 

 

Доцент Высшей школы административного управления Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, директор Центра открытого образования Светлана Калмыкова рассказала о потребностях современных обучающихся, которые возникают в учебном процессе: «Сегодня у студентов действительно есть запрос на качественный онлайн контент, содержащий множество элементов. Но при этом в аудитории обучающиеся больше не хотят слушать «просто» лекцию,  только теоретическую часть. Им необходимо участвовать в командных проектах, разборе кейсов и других практикоориентированных занятиях».

 

Аделия Павлова (Поволжский ГУФКСиТ) предположила, с чем могут быть связаны значительные изменения в восприятии информации студентами: «Детей с раннего возраста окружает поток видеоконтента, и они к этому привыкают. Потом им очень сложно воспринимать формат, который требует прочтения. Кроме того, это серьезно влияет и на креативные навыки ребят, ведь видео дает им готовые решения и образы». 

 

Для преподавателей очень важна самомотивация

 

Происходящие перемены неизбежно приводят к изменениям в профессии преподавателя в целом. Спикеры рассказали о новых компетенциях педагогов, а также об их мотивации. 

 

Проректор по цифровой трансформации Череповецкого государственного университета Алена Смыслова отметила, что современный педагог самостоятельно собирает своего рода конструктор из различных элементов, чтобы курс был наиболее полезным для студентов: «Сегодня преподаватель выступает в том числе и в роли конструктора. Ему необходимо собрать разные виды контента: личный, снятые лекции, материалы из электронной библиотечной системы. И сделать это нужно таким образом, чтобы мы получили максимальный эффект по усвоению студентами программы».

 

Учебные заведения стремятся поощрять работу преподавателей с различными цифровыми сервисами и учитывать их активность на платформах во время начисления заработной платы. «Мотивация преподавателей в процессе создания цифрового контента – нагрузка, которая так или иначе учитывается, что дает возможность получения дополнительных выплат. Кроме того, существуют сетевые договоры, позволяющие педагогам взаимодействовать с другими учебными заведениями и получать дополнительную плату за работу», – рассказала Светлана Калмыкова (СПбПУ). 

 

Аделия Павлова (Поволжский ГУФКСиТ) также поделилась, как устроена система мотивации преподавателей в ее учебном заведении: «Чтобы мотивировать преподавателей, мы включили в эффективный контракт пункт, связанный с заполнением систем дистанционного образования. Данный показатель мы проверяем два раза в год – в начале семестров. И педагог получает надбавку только в том случае, если система заполнена на 100%».

 

Однако нельзя забывать о внутренней мотивации педагога. «Для преподавателей очень важна самомотивация. Есть педагоги, которые стремятся производить контент для разных ступеней образования и программ, им это искренне интересно. Именно поэтому их не надо уговаривать или заставлять. Такие преподаватели обладают абсолютно особенной ценностью», – подчеркнула Инна Андреянова (НовГУ). 

 

Важно привлекать индустриальных партнеров из разных сфер

 

Сегодня пристальное внимание обращено на сотрудничество образовательных организаций с представителями различных предприятий. Это позволяет подготовить кадры, в наибольшей степени соответствующие запросу отрасли. Эксперты поделились опытом такого взаимодействия. 

 

Начальник отдела Развития образовательных технологий Тамбовского государственного технического университета Дмитрий Поляков отметил, что эффективное и полезное для студентов сотрудничество не всегда связано с предприятиями-гигантами отрасли: «У нас положительный опыт сотрудничества с индустриальным партнером в сфере IT. Мы реализуем вместе интересные проекты, выплачиваем студентам стипендии и оказываем грантовую поддержку. На мой взгляд, такое сотрудничество получается наиболее плодотворным с небольшими компаниями, основатели которых находятся в непосредственном доступе»

 

Юлия Киселева (СПбГЭУ) подчеркнула, что практики из различных отраслей действительно готовы помогать студентам узнавать новое и искать собственный путь профессионального развития, главное – найти комфортную форму взаимодействия: «Важно привлекать индустриальных партнеров из разных сфер. Например, специалисты, приглашенные для проведения лекции, могут поучаствовать в создании онлайн-курса, который был бы интересен студентам. Таким гостям часто бывает интересно делиться опытом со студентами. Необходимо искать формат сотрудничества, удобный для работодателя и университета».

 

Индустриальные партнеры – отличная возможность для студентов узнать о жизни внутри отрасли или предприятия, поэтому вовлечение практиков в создание образовательного контента крайне полезно для обучающихся. «Индустриальные партнеры создают контент двойного назначения. Они пишут материалы для своих молодых сотрудников, а также участвуют в записи контента для студентов нашего университета. Затем мы собираем модульную конструкцию, –  мы используем наиболее полезные для обучающихся материалы партнера и добавляем необходимую теорию от профессоров учебного заведения», – рассказала Алена Смыслова (ЧГУ).

 

Привычная педагогика уходит в прошлое

 

Подводя итоги дискуссии, все спикеры высказали свои предположения о том, как дальше будет развиваться система образования и как на ход событий будет влиять развитие цифровых сервисов. 

 

Инна Андреянова (НовГУ): «Думаю, в будущем взрослые люди будут активно учиться тому, что уже умеют их дети. Ведь младшее поколение умеет значительно больше, а нам важно разговаривать с ними на одном “цифровом” языке. Возможно, однажды преподаватели и студенты окажутся вместе за партой, и обучающиеся будут рассказывать педагогам, как пользоваться нейросетями или программами для графического монтажа».

 

Светлана Калмыкова (СПбПУ): «Конечно, хочется создавать эффективный цифровой контент. Для этого важно понять и принять, что привычная педагогика сегодня уходит в прошлое. Мы видим, что образовательные цели меняются, расширяются, и для их достижения необходимы новые методики, технологии и даже терминология»

 

Ольга Савка (МИРЭА): «Я думаю, что в ближайшем будущем будут популярны карточки и инфографика. Было бы неплохо провести занятие с преподавателями и научить их данным методикам, ведь молодые люди активно пользуются такими форматами». 

 

Дмитрий Поляков (ТГТУ): «Думаю, в будущем мы будем активно применять уже имеющиеся наработки по расширению систем промежуточного и итогового контроля. На мой взгляд, мы будем постепенно отходить от простых тестовых заданий к более сложным и комплексным».  

 

Юлия Киселева (СПбГЭУ): «В будущем мы будем и дальше развивать гибкие цифровые образовательные решения, которые позволяют подстраивать программу под каждого студента, под цели университета и страны. Главное, чтобы преподаватели запустили процесс личной цифровой трансформации и использовали все знания, которые они получают на курсах повышения квалификации».

 

Алена Смыслова (ЧГУ): «Мне бы хотелось, чтобы в будущем сохранялось живое общение студента и преподавателя. Конечно, я думаю, что цифровых инструментов будет становиться больше с каждым годом. Однако от этого личный контакт с наставником-носителем знаний будет цениться только сильнее».  

 

Юрайт.Академия продолжает следить за вопросами сферы образования и искать ответы вместе с представителями ведущих учебных заведений страны! 


Совсем скоро, 25 октября, состоится III Всероссийская конференция «Методика подготовки интерактивного занятия»! Будем обсуждать преимущества и ограничения интерактивных занятий, педагогическое мастерство, апробация методик и многое-многое другое! Присоединяйтесь по ссылке.