Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
12 июля 2024 активны на платформе
52 677 -14
Преподавателей
564 178 -42
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Взаимодействие с работодателем повышает заинтересованность в профессии»: эксперты о трудоустройстве студентов

Дата публикации
05 декабря 2023
Время на прочтение статьи
4 мин
Количество просмотров
2285

11 октября в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия «Планка 85%: трудоустройство выпускников колледжей». Эксперты обсудили взаимодействие с индустриальными партнерами, карьерные траектории и интересы студентов, а также отношение работодателей к будущим выпускникам.

 

Меняется отношение работодателей к студентам

 

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что показатели трудоустройства выпускников колледжей необходимо нарастить минимум до 85%. Мы обсудили с экспертами, как это повлияет на образовательный процесс и как они планируют достигать такой планки. 

 

Заместитель директора по учебно-производственной работе Архангельского государственного многопрофильного колледжа, председатель РУМО СПО Архангельской области 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство Андрей Бочаров подчеркнул, что на уровень трудоустройства влияет ряд факторов, которые необходимо учитывать при формировании показателей: «Основная цель профессиональной образовательной организации – обеспечить рынок труда необходимыми кадрами. Показатель трудоустройства выпускников очевидный и важный критерий аккредитационного мониторинга, но при оценке этого критерия следует учитывать специфику образовательных программ, региональной экономики и социальных условий, состояние рынка труда. Именно поэтому, на мой взгляд, довольно опасно говорить про обязательные и единые для всех 85% трудоустроенных студентов».

 

Директор Дирекции трудоустройства, развития карьеры и работы с выпускниками Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Охтова отметила, что сегодня многие студенты находят работу еще на этапе обучения: «Мы видим, что меняется отношение работодателей к студентам. Раньше они были готовы принимать на  стажировку, практику в свободное от учебы время только студентов старших курсов или выпускников. Сейчас потенциальный работодатель понимает, что к окончанию учебного заведения все мотивированные обучающиеся уже определились с местом работы или уже устроены в различные компании».

 

Заместитель директора по практическому обучению и безопасности образовательного процесса Красноярского кооперативного техникума экономики, коммерции и права Соня Каптурова подчеркнула, что трудоустройство студентов во многом зависит от запросов региональной политики: «Трудоустройство выпускника напрямую зависит от программы, которую он окончил. Например, ребята, получившие образование в сфере туризма, часто уезжают работать в другие регионы, а затем не возвращаются обратно. А вот с экономическими специальностями ситуация другая: работодатели проявляют крайнюю заинтересованность в кадрах и готовы вовлекать студентов со второго года обучения».

 

Заместитель директора по учебно-производственной работе Тверского колледжа сервиса и туризма Евгения Рязанцева рассказала, какие аспекты могут негативно влиять на трудоустройство выпускников: «На показатели трудоустройства серьезно влияет то, как учебное заведение взаимодействует с потенциальным работодателем, министерствами и региональными органами власти. Если не получается выстроить со всеми звеньями цепи плодотворное сотрудничество, то и высокого показателя трудоустройства тоже не будет».

 

Колледж стремится влюбить студентов в профессию

 

Колледжам крайне важно выстраивать эффективное сотрудничество с индустриальными партнерами,  чтобы повышать лояльность студентов к профессии и увеличивать необходимые показатели. Спикеры рассказали, как их учебным заведениям удается выстраивать взаимодействие. 

 

Евгения Рязанцева (ТКСиТ) поделилась, что студенты вовлечены в деятельность ведущих компаний индустрии: «Мы с первого курса стараемся погружать студентов в работу предприятий области. Дело в том, что поступившие не всегда понимают, чем они будут заниматься в будущем, а плотное взаимодействие с потенциальным работодателем решает эту проблему и повышает заинтересованность в профессии». Спикер привела пример плодотворного и эффективного сотрудничества с отраслевым предприятием: «В этом учебном году наш колледж запустил новый пилотный проект "Молодые чемоданы".  Одна из учебных групп, обучающихся по специальности "Поварское и кондитерское дело", закреплены на период обучения за конкретным предприятием. Инициатива исходит от нашего работодателя, т.к. идет прямая заинтересованность в кадрах. Автор проекта – холдинг предприятий общественного питания ООО "Чемодан групп". Уже  сделаны первые шаги: студенты 1 сентября посетили рестораны холдинга, познакомились с руководством. Следующий шаг – это гала-ужины, которые будут проводить шеф-повара ресторанов холдинга для первокурсников! Основная идея проекта: максимальное погружение в специальность с точки зрения практикоориентированности и, конечно же, подготовка специалистов под запрос работодателя». 

 

Выпускники должны знать много деталей и нюансов в начале своего карьерного пути, и только потенциальные работодатели могут дать молодым людям актуальную и полезную информацию. «Партнеры проводят различные мастер-классы для студентов, начиная с первого курса. Важно, чтобы на таких мероприятиях представители подробно рассказывали, какие требования они предъявляют к молодым специалистам, как пройти отбор на стажировку или вакансию, как выстраивается карьерный путь внутри компании и многие другие нюансы. В таком случае молодой специалист понимает, как выстроить свой путь в той или иной компании», – подчеркнула Ирина Охтова (Финансовый университет). 

 

Заместитель директора по учебно-производственной и внебюджетной деятельности Поволжского колледжа технологий и менеджмента Елена Баландина высказала мнение, в чем заключается основная цель сотрудничества колледжей с предприятиями: «Мы наблюдаем ситуацию, когда при наличии вакансий в производственной сфере потребность в кадрах не может быть удовлетворена, что является одним из факторов, сдерживающих потенциальные возможности экономического роста. Сегодняшнее состояние экономики требует квалифицированных специалистов с новыми профессиональными и личностными компетенциями. Именно поэтому современный колледж активно развивает систему социального партнерства с предприятиями и стремится не просто привить навыки студентам, но и влюбить их в профессию».

 

На профессиональный выбор 40% абитуриентов влияют родители

 

Нередко молодые люди ошибаются с выбором будущей специальности. Эксперты рассказали, как подходят к решению данной проблемы. 

 

Ирина Охтова (Финансовый университет) отметила, что сотрудники учебного заведения стараются предложить студенту альтернативные возможности развития и реализации: «Если студент понимает, что выбрал не то направление обучения, которое ему искренне интересно, то мы всегда стараемся с ним обсудить различные варианты дальнейшего развития. Мы пытаемся донести, что программы, реализуемые в нашем учебном заведении, закладывают очень прочный фундамент, позволяющий “поставить” на него любое другое образование». 

 

Важно, чтобы родители были достаточно хорошо осведомлены о рынке труда и имели возможность помочь своим детям принять правильное решение, связанное с их будущей специальностью. «В соответствии со статистическими данными Высшей школы экономики на профессиональный выбор 40% абитуриентов влияют родители. Я думаю, что сегодня важно осуществлять не только профессиональную навигацию студентов, но и проводить профориентационную работу с родителями, чтобы все понимали возможные траектории профессионального развития», – высказала мнение Елена Баландина (ПКТиМ).

 

Возможность по-другому посмотреть на себя и свои возможности

 

Эксперты поделились планами, какие проекты они хотят реализовать с целью повышения трудоустройства студентов. 

 

Соня Каптурова (ККТЭКИП) высказала мнение, что нужно предоставлять обучающимся возможности пробовать новое, смотреть на себя в разных ипостасях: «На мой взгляд, нужно уделять внимание развитию дополнительных программ обучения. Важно, чтобы у обучающихся была возможность попробовать себя в другом направлении, получить навыки и компетенции в смежных специальностях. Это позволяет по-другому посмотреть на себя и свои возможности».

 

Андрей Бочаров (АГМК) предложил создать специальную базу, куда будут внесены данные о выпускниках, чтобы упростить коммуникацию между молодым человеком и работодателем:  «Мы ведем работы над  созданием банка молодых специалистов. Было бы здорово, если бы под конец обучения ребята заполняли электронную форму резюме, а затем информация о них автоматически публиковалась на специальной платформе. В таком случае работодатели могли бы оперативно ознакомиться с резюме и связаться либо с самим выпускником, либо с его учебным заведением».

 

Юрайт.Академия продолжит следить за проблемами среднего профессионального образования. 20 декабря приглашаем вас на онлайн-конференцию «Профессионалитет и трансформация среднего профессионального образования»! Подробно поговорим о федеральном проекте, трансформации системы СПО и многом другом. Регистрация по ссылке.