Горячая линия
01 апреля 2023 активны на платформе
48 400 +16
Преподавателей
464 246 +110
Студентов
99+
Нет новых уведомлений
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020
Высокий уровень вовлечения представителей целевой аудитории является четким
12 декабря 2020

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Универсальные компетенции от стандартов до ИОТ: что и как формировать?

Дата публикации
02 февраля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
515

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. 

 

В первый день Школы руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии универсальные компетенции в образовательных стандартах последнего поколения, их оценку и востребованность на рынке труда.  

 

Универсальные компетенции: что это и почему их не указывают в дипломе? 

 

В начале дискуссии Панкова Людмила, руководитель Дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук, доцент рассказала, насколько универсальные компетенции востребованы сегодня: 

 

«В нашем университете второй год функционирует Центр оценки и развития компетенций, который был создан в рамках проекта "Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях" Автономной некоммерческой организации "Россия — страна возможностей" в интересах нашего стратегического партнера ПАО "Газпром". Это подтверждает, что работодатели заинтересованы, чтобы у выпускников были сформированы не только профессиональные компетенции, но и гибкие навыки, которые с каждым годом становятся только востребованнее». 

 

Лопатин Захар, начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета им.И.И. Мечникова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им.С.М. Рысса отметил, что универсальные компетенции одинаковые, независимо от направления подготовки: 

 

«Универсальные компетенции любой специальности одинаковые, и в медицине, и в физике, и в инженерии». 

 

Спикер пояснил, почему компетенции не отображают в дипломе выпускников: «Каждая образовательная программа имеет матрицу компетенций, и одна и та же компетенция может формироваться в нескольких дисциплинах, поэтому, указывая объем компетенций в дипломе, мы не сможем отразить дисциплинарность образовательной программы». 

 

Сокольщик Илья, врио ректора, декан юридического факультета ГАУГН, кандидат юридических наук отметил, что компетентностный подход работает только тогда, когда людей ставят в рамки: «Компетентностный подход — не самая замечательная идея, которая была реализована в российском образовании. Психологически компетенции не являются главной категорией в нашем образовании. Если людей не ставить в рамки — они не будут вспоминать о компетенциях». 

 

Образовательные программы и оценка универсальных компетенций 


 

Котенкова Светлана, Директор института передовых образовательных технологий Казанского федерального университета, доцент, рассказала, как достичь гармонии образовательной программы с учетом универсальных компетенций: 

 

«Часть структурных подразделений Казанского университета, как и во многих вузах страны, реализуют ядерную программу. Внутри университета подходы разные: на одних направлениях подготовки формирование универсальных компетенций запроектировано на начальных периодах реализации образовательной программы, в других, с точностью до наоборот — в последних семестрах». 

 

Спикер поделилась мнением, когда необходимо начинать формировать у студентов универсальные компетенции — в начале или в конце обучения: 

 

«Мы для себя решили, что формирование универсальных компетенций должно осуществляться на протяжении всех периодов освоения образовательных программ. Мы понимаем, что образовательные результаты и контент дисциплин, так называемого вариативного (профессионального) блока должны предполагать формирование критического мышления». 

 

Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ) рассказал, как оценивать универсальные компетенции: «Для того, чтобы оценить компетенцию, каждая образовательная организация формирует индикаторы освоения компетенций, и в соответствии с этими индикаторами разрабатывает фонд оценочных средств. Здесь и возникает вопрос объективности оценки компетенции». 

 

Котенкова Светлана (КФУ) также высказала мнение по поводу усвоения универсальных компетенций: 

 

«Возникает вопрос оценки усвоения универсальных компетенций. Если мы одними и теми же средствами померим компетенции в начале курса и в конце курса, то не факт, что мы получим прирост компетенций, потому что в зависимости от условий и навыков работы с инструментарием, результаты получаются неоднозначные». 

 

Каменева Екатерина, проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, исполнительный директор МАОФЭО подчеркнула, что универсальные компетенции должны усваиваться на всех направлениях и в течении всего обучения: 

 

«Не зря у нас универсальные компетенции сквозные через все направления подготовки по каждому уровню образования. Они должны и могут "сквозить" и через общепрофессиональные дисциплины, и через профильное ядро, и через самостоятельную работу». 

 

Универсальные компетенции во ФГОС и запрос работодателей 

 

Сокольщик Илья (ГАУГН) рассказал, как относится к самому набору тех универсальных компетенций, которые сформированы в ФГОСах. 

 

«На мой взгляд, в действующих стандартах вполне корректно и комфортно для работы сформулирован блок универсальных компетенций. У меня как у декана юридического факультета не возникает отторжения этих формулировок (в отличие от предыдущего ФГОСа). И в целом, если не создавать культ и тем самым излишнее давление на ППС, то с ними можно и нужно работать. Проблема в том, как (и нужно ли?) проверять в рамках ГИА сформированность универсальных компетенций, особенно в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности, но это уже, конечно, другой вопрос».

 

Панкова Людмила (СПбПУ) отмечает, что запрос от работодателей на универсальные компетенции у студентов достаточно сформирован: 

 

«Мы забываем о работодателях, у которых сегодня четко сформулированные запросы. Сейчас они могут сформулировать по пунктам, какими знаниями и навыками должен обладать студент по окончании обучения. Вуз несет ответственность за выпуск качественного профессионала, мы должны проверить, что студент знает и способен сделать то, что нужно работодателю, и без фонда оценочных средств нам не обойтись».

 

Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ) рассказал, как успевать за изменениями в законодательстве: 

 

«Если сейчас выйдет ФГОС 4, то может возникнуть ситуация, когда одновременно будут реализовываться три образовательных стандарта. Это трудности, с которыми мы сталкиваемся, но сущность врача или техника не меняется в зависимости от ФГОСа, мы все равно должны выпустить квалифицированного специалиста». 

 

Универсальные компетенции и индивидуальные образовательные траектории

 

Индивидуальные образовательные траектории — это маршрут студента. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы в независимости от выбора маршрута, студент от начала до конца обучения прошел все необходимое и получил необходимые универсальные компетенции.

 

«Индивидуализация образовательной траектории — это не проблема, а реальность, в которой мы давно живем. У нас студент, будучи абитуриентом, выбирает свою образовательную программу — это его первый и определяющий выбор. Далее — есть дисциплины по выбору, выбор тематики проектной работы, курсовой, ВКР, руководителя ВКР — это минимальный набор индивидуализации, который есть у всех вузов. Увеличивать ли этот порог — дело каждого вуза, главное — понимать зачем это делается, с какой целью», — отмечает Каменева Екатерина (Финансовый университет при Правительстве РФ).

 

Эксперт добавила, что администрация вуза и преподаватели должны понимать, что нужно студенту: «Не студент, в первую очередь, а мы должны знать, что нужно нашему студенту. Мы должны внедрять институт коучинга или наставничества. Вопрос в том, что чем больше мы увеличиваем порог индивидуализации, тем больше надо ресурсов, потому что к каждому студенту наставника не приставишь, и не переведешь каждого студента на ИУП». 

 

Сокольщик Илья (ГАУГН) также подчеркнул, что весь университет должен работать на формирование компетенций у студента: «Университет это, по умолчанию, и есть среда, экосистема, формирующая само собой универсальные компетенции, порой даже без целенаправленной деятельности. Хороший университет хорош не только тем, что у него большое количество учебно-методических структур, а тем, что даже если их нет, то все равно формируются образованная личность и все необходимые универсальные компетенции. И оценивать их сформированность должны постфактум рынок и сами люди, которые выходят дальше в трудовую деятельность».

 

Будущее универсальных компетенций

 

Эксперты рассказали, как видят перспективы универсальных компетенций, что с ними произойдет. 

 

«После многих стрессовых ситуаций за последние 2 года вузы сами у себя сформировали универсальный набор компетенций, стали стрессоустойчивыми и готовыми к любым изменениям. Если говорить о рабочих программах дисциплин, их нужно будет актуализировать всегда, хотим мы этого или нет, это требование не сколько стандартов, сколько времени. Универсальные компетенции при любых редакциях стандартов останутся – они востребованы. Где-то их спектр будет скорректирован или расширен. Кроме того, нас ждет ФГОС 4, который сейчас размещен как проект, и вряд ли, является последней редакцией, но мы и к этому готовы», — считает Панкова Людмила (СПбПУ).

 

Котенкова Светлана (КФУ) отмечает, что универсальные компетенции вне времени: 

 

«Мне кажется, что универсальные компетенции вне времени. От разработчиков и идеологов образовательной программы зависит, приоритетны ли данные компетенции для выпускников и каков уровень их востребованности. Вызов, который встает перед нами, — замеры сформированности универсальных компетенций».

 

Каменева Екатерина (Финансовый университет при Правительстве РФ) считает, что будущее за кооперацией университетов с работодателями: «Нас всех спасет реальное партнерство с работодателями — когда работодатель заходит к в аудиторию к нашим студентам, проектирует совместно с нами учебные планы и разрабатывает содержание учебных дисциплин». 

 

«Сегодня образование представляет живой процесс, в котором каждый вуз должен понимать свое место, осознавать и позиционировать себя. Мы должны поддерживать наших преподавателей, повышать их квалификацию и быть в тренде в связи с новыми требованиями», — завершил Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ). 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта. 

 

Другие новости