Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
20 апреля 2024 активны на платформе
54 371 -50
Преподаватель
590 300 -516
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

Универсальные компетенции от стандартов до ИОТ: что и как формировать?

Дата публикации
02 февраля 2023
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
862

С 23 по 27 января проходила ХII Зимняя школа преподавателя «Гибкие навыки: компетенции новых ФГОС». В Школе участвовали свыше 4600 преподавателей и руководителей учебных заведений из России и зарубежных стран. 

 

В первый день Школы руководители и эксперты из ведущих вузов России обсудили на дискуссии универсальные компетенции в образовательных стандартах последнего поколения, их оценку и востребованность на рынке труда.  

 

Универсальные компетенции: что это и почему их не указывают в дипломе? 

 

В начале дискуссии Панкова Людмила, руководитель Дирекции основных образовательных программ Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук, доцент рассказала, насколько универсальные компетенции востребованы сегодня: 

 

«В нашем университете второй год функционирует Центр оценки и развития компетенций, который был создан в рамках проекта "Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях" Автономной некоммерческой организации "Россия — страна возможностей" в интересах нашего стратегического партнера ПАО "Газпром". Это подтверждает, что работодатели заинтересованы, чтобы у выпускников были сформированы не только профессиональные компетенции, но и гибкие навыки, которые с каждым годом становятся только востребованнее». 

 

Лопатин Захар, начальник учебного управления Северо-Западного государственного медицинского университета им.И.И. Мечникова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им.С.М. Рысса отметил, что универсальные компетенции одинаковые, независимо от направления подготовки: 

 

«Универсальные компетенции любой специальности одинаковые, и в медицине, и в физике, и в инженерии». 

 

Спикер пояснил, почему компетенции не отображают в дипломе выпускников: «Каждая образовательная программа имеет матрицу компетенций, и одна и та же компетенция может формироваться в нескольких дисциплинах, поэтому, указывая объем компетенций в дипломе, мы не сможем отразить дисциплинарность образовательной программы». 

 

Сокольщик Илья, врио ректора, декан юридического факультета ГАУГН, кандидат юридических наук отметил, что компетентностный подход работает только тогда, когда людей ставят в рамки: «Компетентностный подход — не самая замечательная идея, которая была реализована в российском образовании. Психологически компетенции не являются главной категорией в нашем образовании. Если людей не ставить в рамки — они не будут вспоминать о компетенциях». 

 

Образовательные программы и оценка универсальных компетенций 


 

Котенкова Светлана, Директор института передовых образовательных технологий Казанского федерального университета, доцент, рассказала, как достичь гармонии образовательной программы с учетом универсальных компетенций: 

 

«Часть структурных подразделений Казанского университета, как и во многих вузах страны, реализуют ядерную программу. Внутри университета подходы разные: на одних направлениях подготовки формирование универсальных компетенций запроектировано на начальных периодах реализации образовательной программы, в других, с точностью до наоборот — в последних семестрах». 

 

Спикер поделилась мнением, когда необходимо начинать формировать у студентов универсальные компетенции — в начале или в конце обучения: 

 

«Мы для себя решили, что формирование универсальных компетенций должно осуществляться на протяжении всех периодов освоения образовательных программ. Мы понимаем, что образовательные результаты и контент дисциплин, так называемого вариативного (профессионального) блока должны предполагать формирование критического мышления». 

 

Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ) рассказал, как оценивать универсальные компетенции: «Для того, чтобы оценить компетенцию, каждая образовательная организация формирует индикаторы освоения компетенций, и в соответствии с этими индикаторами разрабатывает фонд оценочных средств. Здесь и возникает вопрос объективности оценки компетенции». 

 

Котенкова Светлана (КФУ) также высказала мнение по поводу усвоения универсальных компетенций: 

 

«Возникает вопрос оценки усвоения универсальных компетенций. Если мы одними и теми же средствами померим компетенции в начале курса и в конце курса, то не факт, что мы получим прирост компетенций, потому что в зависимости от условий и навыков работы с инструментарием, результаты получаются неоднозначные». 

 

Каменева Екатерина, проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, исполнительный директор МАОФЭО подчеркнула, что универсальные компетенции должны усваиваться на всех направлениях и в течении всего обучения: 

 

«Не зря у нас универсальные компетенции сквозные через все направления подготовки по каждому уровню образования. Они должны и могут "сквозить" и через общепрофессиональные дисциплины, и через профильное ядро, и через самостоятельную работу». 

 

Универсальные компетенции во ФГОС и запрос работодателей 

 

Сокольщик Илья (ГАУГН) рассказал, как относится к самому набору тех универсальных компетенций, которые сформированы в ФГОСах. 

 

«На мой взгляд, в действующих стандартах вполне корректно и комфортно для работы сформулирован блок универсальных компетенций. У меня как у декана юридического факультета не возникает отторжения этих формулировок (в отличие от предыдущего ФГОСа). И в целом, если не создавать культ и тем самым излишнее давление на ППС, то с ними можно и нужно работать. Проблема в том, как (и нужно ли?) проверять в рамках ГИА сформированность универсальных компетенций, особенно в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности, но это уже, конечно, другой вопрос».

 

Панкова Людмила (СПбПУ) отмечает, что запрос от работодателей на универсальные компетенции у студентов достаточно сформирован: 

 

«Мы забываем о работодателях, у которых сегодня четко сформулированные запросы. Сейчас они могут сформулировать по пунктам, какими знаниями и навыками должен обладать студент по окончании обучения. Вуз несет ответственность за выпуск качественного профессионала, мы должны проверить, что студент знает и способен сделать то, что нужно работодателю, и без фонда оценочных средств нам не обойтись».

 

Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ) рассказал, как успевать за изменениями в законодательстве: 

 

«Если сейчас выйдет ФГОС 4, то может возникнуть ситуация, когда одновременно будут реализовываться три образовательных стандарта. Это трудности, с которыми мы сталкиваемся, но сущность врача или техника не меняется в зависимости от ФГОСа, мы все равно должны выпустить квалифицированного специалиста». 

 

Универсальные компетенции и индивидуальные образовательные траектории

 

Индивидуальные образовательные траектории — это маршрут студента. Эксперты обсудили, как сделать так, чтобы в независимости от выбора маршрута, студент от начала до конца обучения прошел все необходимое и получил необходимые универсальные компетенции.

 

«Индивидуализация образовательной траектории — это не проблема, а реальность, в которой мы давно живем. У нас студент, будучи абитуриентом, выбирает свою образовательную программу — это его первый и определяющий выбор. Далее — есть дисциплины по выбору, выбор тематики проектной работы, курсовой, ВКР, руководителя ВКР — это минимальный набор индивидуализации, который есть у всех вузов. Увеличивать ли этот порог — дело каждого вуза, главное — понимать зачем это делается, с какой целью», — отмечает Каменева Екатерина (Финансовый университет при Правительстве РФ).

 

Эксперт добавила, что администрация вуза и преподаватели должны понимать, что нужно студенту: «Не студент, в первую очередь, а мы должны знать, что нужно нашему студенту. Мы должны внедрять институт коучинга или наставничества. Вопрос в том, что чем больше мы увеличиваем порог индивидуализации, тем больше надо ресурсов, потому что к каждому студенту наставника не приставишь, и не переведешь каждого студента на ИУП». 

 

Сокольщик Илья (ГАУГН) также подчеркнул, что весь университет должен работать на формирование компетенций у студента: «Университет это, по умолчанию, и есть среда, экосистема, формирующая само собой универсальные компетенции, порой даже без целенаправленной деятельности. Хороший университет хорош не только тем, что у него большое количество учебно-методических структур, а тем, что даже если их нет, то все равно формируются образованная личность и все необходимые универсальные компетенции. И оценивать их сформированность должны постфактум рынок и сами люди, которые выходят дальше в трудовую деятельность».

 

Будущее универсальных компетенций

 

Эксперты рассказали, как видят перспективы универсальных компетенций, что с ними произойдет. 

 

«После многих стрессовых ситуаций за последние 2 года вузы сами у себя сформировали универсальный набор компетенций, стали стрессоустойчивыми и готовыми к любым изменениям. Если говорить о рабочих программах дисциплин, их нужно будет актуализировать всегда, хотим мы этого или нет, это требование не сколько стандартов, сколько времени. Универсальные компетенции при любых редакциях стандартов останутся – они востребованы. Где-то их спектр будет скорректирован или расширен. Кроме того, нас ждет ФГОС 4, который сейчас размещен как проект, и вряд ли, является последней редакцией, но мы и к этому готовы», — считает Панкова Людмила (СПбПУ).

 

Котенкова Светлана (КФУ) отмечает, что универсальные компетенции вне времени: 

 

«Мне кажется, что универсальные компетенции вне времени. От разработчиков и идеологов образовательной программы зависит, приоритетны ли данные компетенции для выпускников и каков уровень их востребованности. Вызов, который встает перед нами, — замеры сформированности универсальных компетенций».

 

Каменева Екатерина (Финансовый университет при Правительстве РФ) считает, что будущее за кооперацией университетов с работодателями: «Нас всех спасет реальное партнерство с работодателями — когда работодатель заходит к в аудиторию к нашим студентам, проектирует совместно с нами учебные планы и разрабатывает содержание учебных дисциплин». 

 

«Сегодня образование представляет живой процесс, в котором каждый вуз должен понимать свое место, осознавать и позиционировать себя. Мы должны поддерживать наших преподавателей, повышать их квалификацию и быть в тренде в связи с новыми требованиями», — завершил Лопатин Захар (СЗГМУ им. И.И. Мечникова МЗ РФ). 

 

Уже в конце марта пройдет онлайн-конференция «Режиссура цифрового курса», на которой вместе с экспертами мы обсудим, как создать идеальный курс для студента, используя современные практики и методики. Регистрация уже открыта.