Показать виджеты
Скрыть виджеты
Горячая линия
28 апреля 2024 активны на платформе
54 039 -81
Преподавателей
587 407 -1144
Студентов
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Иди вперед не один, а с партнером»: интервью с Инной Андреяновой, руководителем Управления развития компетенций НовГУ им. Ярослава Мудрого

Дата публикации
27 февраля 2024
Время на прочтение статьи
5 мин
Количество просмотров
2210

О стратегическом развитии региональных университетов мы поговорили с Инной  Андреяновой, руководителем Управления развития компетенций НовГУ им. Ярослава Мудрого, к.ю.н., членом правления Международной ассоциации постдипломного образования, создателем Центра развития ДПО и не только, автором более 100 научно-методических работ, консультантом по развитию университетов

Укрупнение – это фактор успешности университета?

Деятельность высших учебных заведений в сфере научных исследований и подготовки востребованных для экономики специалистов будет актуализирована для достижения национальных целей, утвержденных президентом. Необходимые для этого поручения дал председатель Правительства Михаил Мишустин.

Это значит, что сегодня в приоритете технологии, причем технологии в расширительном понимании смысла этого слова. Что сейчас требуется от университетов? Быстро встраиваться со своими интеллектуальными ресурсами в новые ниши, предвосхищать появление новых, отвечать на запрос времени и государства одновременно, а лучше с опережением: кадрами, инновационными продуктами, научными исследованиями. В крупнейших российских вузах появятся свои программы развития, учитывающие потребности рынка труда, а также взаимоувязанные со стратегическими инициативами, мегапроектами, госпрограммами и национальными проектами. Методические рекомендации по разработке таких программ до 1 марта 2024 года представит Минобрнауки. А если вуз — не крупный? Что делать ему?

Есть ли прямая зависимость успешности университета от его размера? Больше ресурсов = больше результатов?

Успешность зависит не от размера университета, но от ментальности и профессионализма университетского руководстваа и коллектива. Государство ставит задачи высокого уровня, связанные с мегапроектами, тем, кто имеет прочную «длящуюся» репутацию лидера, здесь нельзя ошибиться. Но и те университеты, которые не получают такие задачи напрямую, могут и должны встраиваться в качестве соисполнителей, проявлять инициативу и компетенции, подниматься на более высокий уровень ответственности, инновационности и предпринимательства.

Кстати, программа Приоритет 2030 снизила порог вхождения для вузов: решение о поддержке университета зависит не от его размера, а от динамики роста.

Несколько лет назад проходили массовые объединения вузов с целью их укрупнения. Прошло время, как вы оцениваете этот процесс сегодня?

Я оцениваю этот процесс очень положительно и самих вузов, и для страны.

Процитирую ректора Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого: «Наш университет может по праву считать себя преемником тех традиций, которые были заложены еще самим Ярославом Мудрым, — подчеркнул ректор НовГУ Юрий Боровиков. — Команда нашего университета и правительства региона участвует во всех без исключения федеральных проектах по развитию высшего образования. В современной истории наш университет также в авангарде. НовГУ опередил страну более, чем на десять лет: только в 2006 году в России начали появляться федеральные вузы по модели созданного в 1993 году Новгородского университета. До 2006 года никто в стране не создавал вузы путем объединения других учебных заведений».

Мне приходилось работать и в другом университете и самой принимать активное участие в объединении в один университет крупных педагогического и политехнического институтов, а также учреждений СПО. Результаты не заставляют себя ждать, отражаются в динамике основных показателей развития. Ведь и сейчас сетевые формы взаимодействия — ни что иное, как объединение (укрупнение) ресурсов ради достижения сложной цели.

Есть регионы, как Новгородская область, где есть один главный университет. Есть регионы, где вузовская сеть включает несколько конкурирующих университетов. Какие преимущества и недостатки у этих моделей?

Нельзя забывать, что университет – это транслятор федеральных ресурсов в тот регион, в котором он находится, сильный актор регионального развития.

В Новгородской области есть интересная практика. Значимые инициативы приобретают формат приоритетного регионального проекта. Сейчас самым важным является проект «Город-Университет», который обеспечивает синхронизацию городской и университетской жизни на основе стратегии развития. Поскольку на территории города и региона находится один главный университет, город имеет право претендовать на звание города-университета. В некрупных регионах конкуренция среди вузов будет иметь негативные последствия: работа на себя, а не на регион, недостаточность ресурсов для роста, разрозненность целей и задач.

В более крупных регионах витают идеи создания Больших университетов, т.е. идеи партнерства во имя решения сложных задач, которые нам предлагают международная обстановка, экология, природные катаклизмы, медицина, технологии. Сейчас конкуренция в вузовском сообществе приобретает новый смысл: иди вперед не один, а с партнером. Конкуренция остается, но университеты все плотнее занимают каждый свою нишу в решении стоящих перед ними и страной вызовами.

Крупные вузы «оттягивают» на себя и сильных абитуриентов, и талантливых преподавателей. Какие модели развития региональных вузов вам представляются успешными в подобной конкуренции?

Подчеркну: каждый вуз уникален и силен, об этом должны знать и абитуриенты и преподаватели. Грамотная имиджевая политика, маркетинговые технологии, внутренняя корпоративная политика, работа в городском и региональном информационном пространстве через демонстрацию своих достижений и доставку «плюсов» университета до целевой аудитории дают свои результаты. С преподавателями сложнее, это профессионалы, которые хотят реализовать свои амбиции и компетенции здесь и сейчас. Университет может особым образом сопровождать высокопотенциальных сотрудников, включать их в реализацию стратегических программ и инициатив. Если не хватает своего кадрового ресурса, возможно заключать дистанционные и ассоциированные контракты с талантливыми преподавателями. Получается модель открытого университета: легко войти, легко остаться, легко уйти (но нет смысла уходить).

Выше мы обсуждали модель «Город-Университет», возможно, имеет смысл расширить эту модель как «Университет-Мир». Широко, амбициозно, но это поможет самому университету посмотреть на себя глазами партнеров, в том числе из дружественных стран, построить кооперацию не только с российскими, но и с зарубежными вузами.

Как внутри вуза выстраивается стратегия развития и определяются ее приоритеты?

Неприоритетных направлений в развитии университета просто не должно быть! Но приоритеты, несомненно, есть. Сегодня в топе наука, образование и инновации как триада успеха университета, если он умеет варьировать ресурсы этих направлений так, чтобы происходил взаимный обмен и обогащение, общее целеполагание. Стратегия выстраивается по уровням задач от федерального до локального, исходя из амбиций самого университета. Программа «Приоритет 2030» помогает создавать такие стратегические ориентиры в программах развития, но не только для вузов-участников программы, а любого университета в принципе. И сейчас вузы-кандидаты доказывали свою «профпригодность». Это же стоит делать и тем, кто пока не претендует на вхождение в данный проект поддержки.

Что происходит с «неприоритетными» направлениями?

Неприоритетный сейчас, значит — невостребованный! Невостребованный клиентом, рынком труда, государством, партнерами. Процесс ради процесса никого не устраивает, поэтому системные мониторинги востребованности интеллектуальных продуктов университета будут полезными.

Приоритеты надо время от времени «потрясти». Пересмотр приоритетов возможен, если университет умеет перестраиваться ментально и пересобраться организационно.

Насколько успех вуза зависит от его сотрудничества с одним или несколькими крупными индустриальными партнерами?

Сейчас модель передовых инженерных школ, которых уже 50 в России, построена на основе стратегического обязательного партнерства с солидным предприятием. И это неслучайно. Умение работать на индустрию становится необходимостью в эпоху мегапроектов и промышленного роста. Академическое и научное сообщество все еще говорят на своем языке, непонятном индустрии. Найти точки совместного роста, уметь выявить «боли» работодателя, вести себя клиентоориентированно, — таковы компетенции, еще не всеми освоенные. А от уровня доверия вузу, от востребованности индустрией интеллектуальных продуктов университета, зависит успешность работы всего коллектива.

Как быть тем региональным вузам, которые не имеют подобных предприятий в своем регионе?

В каждом регионе есть экономика! Но если крупных предприятий нет, то следует искать их за пределами своего региона, встраиваться в сетевые истории, предлагать более качественный продукт, опережать в менеджменте и коммуникациях своих соседей.

Если вуз работает на малый и средний, а не на крупный бизнес или на бюджетный сектор региона — может ли подобная модель быть успешной?

Модель, когда вуз работает на малый и средний, а не на крупный бизнес или на бюджетный сектор региона, тоже может быть успешной, но на определенном этапе развития университета. У университета есть амбиции, которые не позволят остаться в этой модели навсегда.