6 марта в Юрайт.Академии состоялась онлайн-дискуссия Новая аспирантура: тернистый путь в науку.
По мнению министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, эффективность аспирантуры остается низкой: немногим больше 12% аспирантов защищают диссертацию в срок. При этом в аспирантуре числится много «лишних» людей, которые, по словам министра, «пришли не в науку, а свои задачи решать». В ходе дискуссии эксперты обсудили сложившееся положение и пути развития аспирантуры.
Вначале первый проректор – проректор по научной работе, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета Ольга Павленко обозначила свою позицию по реформам аспирантуры последних лет:
Новая аспирантура — это, по сути, старая советская аспирантура. Мы вернулись на круги свои, спасибо Министерству науки и высшего образования, когда цель аспирантуры заключалась в подготовке высококвалифицированных научных кадров. В новом стандарте образовательная составляющая существенно сокращена, компетентностный подход отсутствует, но аспиранты и соискатели погружаются в научную среду, совершенствуют исследовательские и творческие способности. Это важно для укрепления интеллектуального потенциала нашей страны.
В целесообразности возвращения к советской системе уверена главный ученый секретарь научно-аттестационной комиссии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Татьяна Кудрявцева: «В Политехе сейчас более 1200 аспирантов, 500 человек приняли в этом году. Ощущаем давление КЦП, — как обеспечить качество подготовки диссертации? Без сомнения, нужно возвращаться к советской системе, когда главная задача аспиранта - подготовка и защита диссертации, работа с руководителем. В оценке работы аспиранта наиболее важны количество и качество его публикаций».
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева описала недавние изменения: «Я за модернизацию аспирантуры. В 2022 г. мы перешли на новую систему. Учебные планы по разным специальностям различаются, состоят из образовательной и научной компоненты. Наш учебный план состоит из 18 з.е.: 12 з.е. обязательная подготовка к кандидатским экзаменам, 6 з.е. по выбору, - это нужно сохранять. Для научной компоненты разработан индивидуальный план, есть задания почти на каждый месяц: аспиранты выполняют и прикрепляют, руководитель проверяет, мы отслеживаем их коммуникацию».
Приличный конкурс
Начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Тамбовского государственного технического университета Евгения Муратова поделилась статистикой: «Прием в аспирантуру, по данным Росстата, вырос в 1,7 раза за последние 5 лет. У нас КЦП выросли с 17 до 60 мест, конкурс составляет примерно 1,5 человека на место. 85% составляют выпускники нашего вуза, три четверти — выпускники текущего года».
Начальник Управления подготовки кадров высшей квалификации Уральского федерального университета им. первого президента России Б. Н. Ельцина Марина Семочкина назвала причины увеличения конкурса: «Аспирантура в УрФУ самая ёмкая в стране: у нас учится свыше 1400 аспирантов. В аспирантуру идут, приличный конкурс на поступление, но многие решают в аспирантуре свои личные проблемы и не собираются идти в науку. Нужны работающие инструменты мотивации». Спикер пришла к следующему выводу: «В аспирантуру нужно принимать тех, кто точно знает: 1) для чего туда идти, 2) куда вернуться после окончания, 3) каковы карьерные и личностные перспективы».
Целевая аспирантура: возможности внутри и вовне университета
Марина Семочкина (УрФУ) поделилась опытом организации внутренних целевых программ: «С 2011 г. УрФУ реализует внутреннюю целевую аспирантуру: мы объявляем конкурс, финансово поддерживаем таких аспирантов, чтобы они не бегали по 2-3 работам, и прописываем в договоре дополнительные обязательства, чтобы участники программы вовремя защищались и, главное, оставались потом в вузе. 78% целевых аспирантов первой волны стали кадровыми НПР, около 70% из них вовремя защитили диссертации. Во второй волне стали НПР почти 90% участников. Это наш способ повысить эффективность аспирантуры».
Схожий подход обозначила Ольга Григорьева (СФУ): «Трудоустройство вне университета — угроза для диссертации. Если на работе удается собирать материал для диссертации — хорошо, в других случаях — риски: у аспиранта изменяются приоритеты, ему не хватает времени, мотивации. Желательно аспирантов устраивать в университет».
Евгения Муратова (ТГТУ) посетовала на нехватку организаций-заказчиков: «Пока в целевом приеме в аспирантуру заинтересованы в большей степени абитуриенты и их научные руководители, чтобы пройти конкурс. В регионе мало организаций, которые могут выступать в роли заказчика, и не все готовы брать на себя ответственность за трудоустройство выпускников аспирантуры. 30% целевиков мы готовим как кадровый резерв для своего университета, 30% обеспечивают предприятия ОПК, остальное — НИИ и другие организации».
Всеобъемлющая беда: отчисления и невыход на защиту
Когда речь заходит о проблемах современной аспирантуры, на первый план выходят отчисления и невыход на защиту. Как рассказала Ольга Григорьева (СФУ),
Проблема отчисления стала всеобъемлющей бедой. Причины различны — личные обстоятельства аспиранта, недоработка научного руководителя, недоступность территориальная диссертационных советов. Аспирант не всегда может интегрироваться в научную среду, потихоньку утрачивает связь с руководителем, ему не подходит расписание из-за работы, — возникают заявления на академический отпуск или на отчисление.
Нормативно-правовые ограничения конкретизировала Евгения Муратова (ТГТУ): «Мы должны отчислять аспиранта, если он не выполнил индивидуальной план научной деятельности, без предоставления возможности ликвидировать задолженность,.как по обычным дисциплинам. Наверное, это не вполне правильно».
На нормативные сложности указала и Ольга Павленко (РГГУ): «После окончания аспирантуры, как правило, необходим еще год, чтобы окончательно выйти на защиту и успешно защитить диссертацию. Диссертационные советы работают на высоком уровне, они выдвигают много обоснованных замечаний к тексту диссертации. Вероятно, мониторинг эффективности защит диссертаций, разработанный для университетов, должен учитывать срок не 3 года, а “3+1”». По словам эксперта, не решен пока и вопрос с аспирантами-иностранцами: «Они не всегда успевают освоить русский язык для написания диссертации, соответственно — вовремя не защищаются, начинаются проблемы с продлением визы. Тем не менее, существенно повышается спрос на аспирантуру среди молодых исследователей из стран БРИКС, поэтому важно доработать формы научной подготовки иностранцев».
Как объяснила Евгения Муратова (ТГТУ), влияет и восприятие молодежью перспектив академической карьеры: «Увы, статус НПР вуза недостаточно высок. Низкие зарплаты сотрудников вузов отпугивают аспирантов от продолжения академической карьеры в университете. Пока мы не повысим стипендии и зарплаты, привлекательность аспирантуры будет оставаться недостаточной».
Возможный вариант поддержки и удержания аспирантов описала Марина Семочкина (УрФУ): «11 наших институтов стараются аспиранта трудоустроить на разные должности, на разные доли ставок. Когда аспиранты интегрированы в научные лаборатории, на кафедры, у них больше понимания, зачем идти в науку и как преодолевать этот тернистый путь. У нас есть грантовые программы поддержки молодежи, что снижает проблему существования, добывания куска хлеба».
Руководители, у которых защищается 100%
Как подчеркнула Марина Семочкина (УрФУ), «Научный руководитель — это основа основ, главный авторитет для аспиранта. Руководителей нужно и стимулировать, и морально обязывать. Хорошо проявил себя эффективный контракт с бонусами руководителю, если его аспирант выходит на защиту в срок. Есть такие руководители, которые неплохо на этом зарабатывают, и слава Богу!»
С этим согласна и Евгения Муратова (ТГТУ):
Очень важна роль научных руководителей. У нас есть такие руководители, у которых защищается 100% аспирантов.
Зафиксировать статус научных руководителей, по мнению Ольги Павленко (РГГУ), позволят новые показатели эффективности: «Мы хотим предложить такой критерий оценки эффективности вузов, как наличие научно-педагогических школ и результатов их интеллектуальной деятельности (РИД). Очень важно не только возродить и закрепить практики наставничества на федеральном уровне, но и признать, что в каждом университете есть свои научно-педагогические школы, через них идет воспроизводство научного знания и педагогических кадров, передача научных традиций».
Но для этого требуется решение целого ряда не только административных, но и этических вопросов, в том числе во взаимоотношениях руководителя и аспиранта. Ольга Павленко (РГГУ) привела пример: «Иногда мы в университете сталкиваемся с не очень красивой этической ситуацией “почетного авторства”: по “эффективному контракту” за публикацию преподавателю начисляются баллы, при этом научный руководитель постоянно выступает соавтором статей, подготовленных аспирантами. Такая практика недопустима: пусть аспиранты пишут и публикуются сами».
Для работы с аспирантами недостаточно усилий руководителя, необходимо вовлекать и членов диссертационных советов. Практику привела Татьяна Кудрявцева (Политех Петра Великого): «Мы создали аттестационные комиссии по ФГТ, которые раз в семестр, раз в год смотрят выполнение индивидуального плана, уровень публикационной активности, соответствие диссертации специальности защиты. В комиссии включаем не только научных руководителей, но и членов диссертационного совета».
Другой вариант привела Ольга Григорьева (СФУ): побудить аспирантов согласовывать с диссоветом тему: «Мы ввели протокол согласования темы диссертации и обобщенной структуры с членами диссертационного совета В конце первого семестра обучения. Так мы видим серьезность отношения: результат превзошел все ожидания».
Горизонты развития
Эксперты попробовали заглянуть в будущее и предложить свое видение развития аспирантуры в следующие годы. Ольга Павленко (РГГУ) остановилась на сетевом взаимодействии и индивидуализации: «Задача в подготовке аспирантов — формирование их индивидуальных траекторий в совершенствовании их научных исследований. Мы предоставляем широкий спектр курсов по выбору, аспиранты могут участвовать в междисциплинарных сетевых форматах».
Татьяна Кудрявцева (Политех Петра Великого) подняла вопрос новых форматов защиты, в частности — научного доклада: «О научном докладе говорят, что это более простая работа [по сравнению с классической диссертацией]. Но по международным нормам это совсем не так: показывается связность всей научной деятельности и публикаций соискателя».
Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.