Показать виджеты
Скрыть виджеты
20 ноября 2024 активны на платформе
52 518 +21
Преподавателей
646 764 +1039
Студента
Версия для слабовидящих

Корзина

Позиций
Стоимость 0
Перейти в корзину
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить все преимущества платформы Юрайт!

«Проектная деятельность эффективна во всех направлениях образовательных программ»: чему учит студента работа в команде?

Дата публикации
03 мая 2024
Время на прочтение статьи
7 мин
Количество просмотров
1444

24 апреля в Юрайт.Академии состоялась дискуссия «Руководство проектной деятельностью: самостоятельность vs. контроль?» в рамках онлайн-конференции «Проектное обучение: наставничество и научное руководство»

Умение работать в команде — один из приоритетных навыков для современных работодателей. Поэтому неудивительно, что групповой формат стал активно использоваться в обучении. Взаимодействуя с однокурсниками, студент развивается не только как профессионал, но и как личность. Специфику проектной деятельности обсудили наши эксперты.

 

Конкурент вырос: проектная деятельность против стандартных занятий

«Одна голова хорошо, а две лучше», — гласит русская пословица. Вот и студенты, объединившись в команду, решают практические кейсы намного эффективнее, чем в одиночку. «Проектная деятельность в вузе — это уже не тренд, а необходимая база образовательной деятельности. Но при этом мы должны понимать, что студенческие проекты будут разного уровня. Не каждый в конце обучения запустит свой проект и получит 1 000 000 рублей на реализацию стартапа», — отмечает проректор по учебной работе Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат технических наук, доцент, сертифицированный специалист по управлению проектами IPMA C Зинаида Родионова

Групповой формат работы стал привлекательнее стандартных занятий в вузе. Это подтверждает проректор по учебной работе и цифровой трансформации Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, сертифицированный преподаватель Академии менеджмента Адизеса, член гильдии маркетологов России, доктор экономических наук Аделия Павлова:

«Задачи в рамках проектного обучения вызывают намного больше интереса, чем обычные семинарские занятия, во время которых студенты зачастую просто пересказывают то, что накануне объяснял лектор».

Командная работа уже давно активно внедряется в различные дисциплины. «Примерно с 2018 года мы стали системно встраивать проектную деятельность во все образовательные программы, — рассказывает проректор по образовательной деятельности Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого, кандидат экономических наук Людмила Панкова. — Совместить образовательный и продуктовый результаты — сложная задача для каждого учебного заведения. Но мы двигаемся и совершенствуемся». Директор Центра развития программ высшего образования Университета Правительства Москвы, сертифицированный руководитель проектов (ПМ Стандарт СРП-3), кандидат экономических наук Мария Жверанцева делится опытом своего вуза: «Наш университет тесно взаимодействует с учредителем-заказчиком, Правительством Москвы, поэтому наши студенты с уже 1 курса знакомятся и вовлекаются в реальные проекты города. В связи с этим работа по формированию проектных компетенций ведется сразу по нескольким направлениям. Это и выездные занятия на объекты столицы, и встречи с руководителями города, и стажировки студентов в контуре Правительства Москвы, где ребята знакомятся с практическими аспектами реализации проектов».

С развитием проектного обучения список педагогических задач расширяется. Ведь важно грамотно организовать учебный процесс и распределить роли студентов, чтобы избежать конфликтов в команде. «Около 30% профессорско-преподавательского состава уже вовлечено в качестве наставников в проектную деятельность. В этом плане нас выручают акселерационные программы, которые ежегодно поддерживает "Платформа университетского технологического предпринимательства"», — замечает первый проректор Тамбовского государственного технического университета, член Общественной палаты Российской Федерации (Комиссия по развитию высшего образования и науки), доктор педагогических наук Наталия Молоткова.  

Преподавателю необходимо не просто курировать студенческую команду, но и обучать на примере практических кейсов. «Существует несколько подходов в планировании проектов. Основных два: "От частного к общему" и "Спиралевидный". В любом случае важно помнить, что студентам нужна поддерживающая обучающая деятельность, — уверена советник генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», эксперт Университетской национальной инициативы по качеству образования УНИКО Александра Серова. — Нельзя бросать их в проект, как в воду, и надеяться, что они сами выплывут. "Спиралевидный" подход предполагает, что уже на первом этапе команда выполняет проект и набивает шишки. После этого студенты лучше понимают, каких знаний и умений им не хватило для успеха, они более внимательно относятся к теоретической базе. При таком подходе важно на старших курсах снова вернуться к проектной деятельности и реализовать ее уже в реальном формате».

Групповой формат может реализовываться различными методами, но его достоинство очевидно в любом случае: студенты становятся специалистами широкого профиля благодаря обмену опытом друг с другом. «Плюсы» и «минусы» командной деятельности назвала Зинаида Родионова (НГУЭУ): «Отвечая на вопрос, может ли студент делать проект один, нужно проанализировать, какой формат выгоден университету. На мой взгляд, преимущества имеет групповая работа, потому что она позволяет развить у студентов надпрофессиональные навыки, например, коммуникативные и организаторские. Студенты учатся и методу рефлексии. Недостаток группового формата — есть вероятность, что отстающие студенты будут отлынивать от работы».

«Проектная деятельность эффективна во всех направлениях образовательных программ. Просто нужно грамотно ее организовать и встроить в учебный процесс», — подводит итог заместитель проректора по образовательной деятельности, начальник Управления образовательных программ Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, кандидат философских наук Наталья Федотова.

 

«Мы дали нашим студентам возможность выбирать проект»: как групповой формат реализуется в различных вузах? 

Каждый университет по-своему выстраивает проектную деятельность. Стартапы могут быть связаны непосредственно со специальностью студента либо иметь социальную направленность. Людмила Панкова (СПбПУ) рассказывает, как реализуют групповой формат на примере своего вуза: «У нас есть обязательная часть — встроенная дисциплина "Основы проектной деятельности". Ее изучают все студенты без исключения на 2 курсе. Задача обязательного компонента — не выполнить профессиональный проект, а сформировать универсальные компетенции, необходимые для командной работы. Причем программисты могут выбрать социальный проект, а гуманитарии попробовать себя в IT-сфере». 

Делится другим способом Наталья Федотова (НовГУ):

«Мы дали нашим студентам возможность выбирать проект, в котором они будут участвовать. Студенты могут ориентироваться на свои интересы или профессиональную направленность. У нас есть социальные, инновационные, научно-исследовательские, предпринимательские треки, поэтому в каждом вузе можно выстроить образовательный процесс с внедрением проектной деятельности».

Наталия Молоткова (ТГТУ) акцентирует внимание на важности стартапов с общественно значимой направленностью: «Мы решили сделать в нашем университете обязательный социальный трек, связанный с волонтерской деятельностью, с реализацией социально-ориентированных проектов. В рамках проектного обучения студенты будут проходить так называемый проектный практикум "Обучение служением", затем они перейдут к профильным проектам и работе с заказчиками».

При планировании проектной деятельности важно экспериментировать и применять различные методики и разработки. «В рамках академических дисциплин полезным стал опыт внедрения технологии eduscrum, позволяющий выстроить обучение на основе гибких методов управления проектами», — замечает Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы)

Подготовка специалистов ориентирована на потребности рынка. Именно поэтому чаще всего проекты создаются на основе заявок работодателей. «Наши заказчики — это чаще всего сам университет и, конечно, наши партнеры, — подтверждает Аделия Павлова (ПГУФКСиТ). — В рамках реализации программы "Обучение служением" студенты сейчас заканчивают работу над проектом "Социальная квартира". Заказчиком в данном случае выступил интернат для детей с расстройством аутистического спектра. Ребята активно разрабатывают наполнение этой квартиры и стратегию ее продвижения. Другой пример, "Дом вдали от дома", также является социальным. Заказчики таких проектов оценивают, прежде всего, реальный результат».

Практика показала: эффективность проекта зависит от правильно поставленной цели. Но чтобы грамотно ее определить, нужно четко выделить основные компоненты того или иного стартапа. «Важно понимать различие между учебным и реальным проектом. Первый нужен для того, чтобы научиться делать проекты, а второй — чтобы создать продукт, решить проектную задачу. Реальный проект лучше мотивирует, но без учебного, где студенты получают опыт неудач, он обречен быть низкого качества», — считает Александра Серова (НАРК)

Проекты могут быть разных типов и отвечать разным задачам, но организаторам группового формата необходимо осознавать, что они хотят получить по итогу командной работы студентов.

 

«В учебном проекте важнее процесс, чем продукт, а в реальном — наоборот»: из чего складывается оценка групповой работы? 

Оценка играет ключевую роль в обучении. В рамках проектной деятельности она позволяет установить статус стартапа и выстроить стратегию по совершенствованию. Для удобства систему оценивания часто переносят на виртуальную платформу. «У нас есть разработанное цифровое решение организации проектной деятельности — два портала: по обязательной части и вариативной, предназначенной для выполнения проектов в профессиональной сфере на старших курсах и в магистратуре. Там фиксируется заявка заказчиком, собираются артефакты по всему жизненному циклу проекта, происходит его оценка наставником, заказчиком и руководителем команды», — объясняет Людмила Панкова (СПбПУ).

При обсуждении данного вопроса Александра Серова (НАРК) выделила ряд положений. Если их придерживаться, то обучение студентов будет намного эффективнее: «Есть несколько важных принципов при организации текущего контроля учебных проектов: 1) желательно оценивать каждый этап проектной работы; 2) каждая текущая форма контроля должна соответствовать оцениваемой деятельности; 3) важно соблюдать баланс между констатирующим и формирующим контролем, обязательно заложить хотя бы один рефлексивный формат оценки; 4) изначально установить вместе со студентами критерии оценивания».

Анализ работы — сложная, но при этом важная составляющая учебного процесса. Именно поэтому на данном этапе требуется мнение не только преподавателя, но и заказчика. «В нашем университете оценка складывается из индивидуальной и командной, — рассказывает Людмила Панкова (СПбПУ). — Первую выставляет только руководитель группы (от 0 до 5 баллов). Наставник оценивает процесс выполнения проекта от 0 до 100 баллов, также свою оценку команде в целом выставляет заказчик. Все это раскладывается по 12 компетенциям, в итоге выставляется интегральная оценка».

Александра Серова (НАРК), в свою очередь, отмечает, что проектное обучение немыслимо без саморефлексии:

«В учебном проекте важнее процесс, чем продукт, а в реальном — наоборот. Но мы должны оценить оба компонента. Насколько успешен процесс, может понять только тот, кто сам в нем находился, например, член группы или наставник. В данном случае хорошо использовать метод "360 градусов". Он означает, что оценку за проект выставляют все участники: заказчик, руководитель проекта, сам студент и его коллеги по группе».

При работе со стартапами используют также промежуточную оценку. Она помогает устранить недостатки перед презентацией заказчику. «Тот, кто работает с проектной командой, наставник или координатор, обязательно должен оценить каждого студента, потому что он видел, как они работали, — подчеркивает Наталья Федотова (НовГУ). — В экспертную комиссию также нужно пригласить заказчика. Его задача — объективно оценить, насколько соответствует продуктовый результат проекта согласованному ТЗ. Если оценка промежуточная, то команда сможет усовершенствовать проект на основе рекомендаций экспертной комиссии».

Умение вести командную деятельность обязательно пригодится в современных реалиях. Сейчас студенты не только с энтузиазмом участвуют в создании стартапов, но и осознанно изучают специальные инструменты проектного управления. Вузы пытаются мотивировать обучающихся в этом деле. «Для магистрантов отдельных направлений подготовки мы предлагаем элективный курс по подготовке к добровольной сертификации в области управления проектами. Получение сертификата — хорошая мотивация для студентов изучить стандарты и инструментарий проектного управления»,Мария Жверанцева (Университет Правительства Москвы).

 

Успеть все: как дополнительная нагрузка в виде студенческих проектов отразится на преподавателях?  

Вопрос стимулирования остро встает относительно педагогических кадров. Не все готовы брать на себя дополнительную нагрузку и курировать студенческие проекты. «Действительно, требует специальных усилий задача мотивации преподавателей, их готовность взять на себя роль наставника, — соглашается Наталия Молоткова (ТГТУ). — Понимая значимость этого, мы включили в рейтинговую оценку деятельности НПР проектную деятельность, начисляем за нее дополнительные баллы. Найти людей, готовых заняться организацией такого обучения, тоже трудно. В нашем университете эту задачу взял на себя Департамент управления образовательными программами, поскольку проектное обучение погружено в образовательный процесс»

Аделия Павлова (ПГУФКСиТ) подчеркивает важность материальной награды за проделанный труд:

«Портфолио преподавателя — это основа балльно-рейтинговой оценки и системы премирования преподавателей. Коллеги, которые работают со студенческими стартапам, получают баллы и денежное поощрение».

Педагогам также важно объяснять, что нагрузка проектами может быть разной. В отдельных случаях групповой формат не потребует больших усилий, потому что будет удобно встроен в учебный процесс. «Нагрузка на преподавателя в рамках сопровождения студенческого проекта зависит как минимум от двух факторов, — объясняет Зинаида Родионова (НГУЭУ). — Во-первых, от типа проекта. Их всего три: 1) когда есть учебная задача, которую студенты решают в группах; 2) проект реального заказчика, который чаще всего заканчиваются демонстрацией финального продукта; 3) совместный проект на иностранном языке. Последний — самый сложный и трудозатратный. Во-вторых, нагрузка зависит от роли преподавателя. Он может быть трекером, наставником или экспертом».

Как итог приведем мнение Натальи Федотовой (НовГУ): проектная деятельность благотворно влияет на обучение, если она грамотно организована. При правильном подходе преподавателей не будет тревожить лишняя нагрузка, а студенты с удовольствием станут объединяться в команды для решения практических кейсов. 

Благодарим всех участников и приглашаем присоединиться к следующим онлайн-дискуссиям Юрайт.Академии.